Из цикла «Избранные комментарии на недельную главу», темы: Ваера, Пророчество, Авраам, Шхина, Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Писание очень подробно рассказывает о том, как Б-г явился Аврааму в дубраве Мамре. Например, мы узнаем, что именно делал в это время Авраам: «сидел у входа в шатер», и узнаем, какая была погода: «день был жарким». Нам явно хотят сообщить нечто очень важное о величии Авраама и о его близости к Б-гу.
Из этих подробностей мы узнаем, что наши праотцы всегда были прилеплены к Б-гу, не отрываясь от Него мыслями даже во время повседневных занятий. Они были на это способны, поскольку их разум был очень крепок и мог одновременно сосредоточиться и на абстрактном, и на материальном. И сами их мирские дела всегда управлялись разумом. Например, они всегда съедали лишь столько, сколько необходимо для поддержания жизни тела, в котором разум нуждается для достижения совершенства.
Пример этому мы видим в способностях нашей собственной души: человек ведь может одновременно видеть и слышать, просто он пользуется для этого разными органами чувств. Поэтому не вызывает удивления, что и разум человека в состоянии исполнять два дела, поскольку его сила ведь еще больше, чем у природных способностей. Тем более, если эти два дела не противоречат одно другому и взаимозаменяемы.
В этом и состояла та невероятно высокая ступень, на которую поднялся Авраам после обрезания. След, оставленный на его теле, побуждал его постоянно искать единения с Б-гом. Поэтому и сказано: «И явился ему Б-г в дубраве Мамре». До тех пор, пока он оставался необрезанным, пророческий дух снисходил к нему лишь в специальных, определенных местах; Авраам должен был особым образом готовиться к приему пророчества и отключать чувства, так что Б-г общался с ним только в видениях и говорил загадками. Но после обрезания он стал столь близок к Б-гу, что даже «в дубраве Мамре», там, где он жил и занимался своими обычными делами; более того, «у входа в шатер», где его замечают прохожие, а он замечает их; более того, «когда день жаркий», то есть, утром, когда воздух начинает нагреваться и люди, озабоченные хлопотами нового дня, идут на работу и занимаются каждый своим делом, — именно здесь и именно сейчас к нему приходит пророчество. Почему? Только потому, что все те причины, которые отвлекают обычного человека от близости к Б-гу, на Авраама больше не действуют.
Именно поэтому стих описывает место действия так подробно. И именно поэтому Писание затем говорит: «И присмотрелся, и увидел, и вот — три человека стоят перед ним. И увидел их, и побежал навстречу им», — не ожидая, пока Б-г покинет его, как всегда бывало до сих пор. Авраам делал все это одновременно: пребывал вместе с Б-гом и расторопно прислуживал гостям. Поэтому ты заметишь, что посреди всех этих дел Аврааму приходит слово Всевышнего: И сказал Б-г: «Почему смеялась Сара?» — или: И сказал Б-г: «Вопль Сдома и Аморы…» И уже после всех этих речений сказано: «И повернули оттуда эти люди, и пошли в Сдом, а Авраам все еще стоит перед Б-гом». То есть, со всем тщанием выполняя необходимые действия, Авраам все время сохранял единение с Б-гом, ни в чем от него не отступая.
Я уже описывал виды и уровни пророчества, которые можно обнаружить при внимательном и верном изучении Торы. И я уже говорил, что вершина пророчества достигается тогда, когда Б-жественное воздействие ограничивается областью чистого разума, никак не вовлекая материальные силы физического мира. Именно на этой ступени находился «господин всех пророков» Моше-рабейну. Я разъяснял, насколько этот поток Б-жественной мудрости отличается от того, из которого черпают мудрецы. А есть и другой вид пророчества, когда Б-жественное воздействие направлено на воображение и органы речи. Таково пророчество всех наших пророков. Но есть и третий вод пророчества, при котором воздействие направлено на органы чувств, когда пророки воспринимают как реальное то, чего на самом деле в материальном мире нет. Я называю его «чувственным пророчеством». При этом все эти реальные чувственные ощущения есть лишь у того, кому ниспослано это пророчество. Именно о таком пророчестве идет речь при описании дарования Торы на горе Синай: «И вид Б-га — как огонь пожирающий на вершине горы, в глазах сыновей Израиля». Это значит, что только они видели все это.
Б-жественное воздействие, чтобы получить право именоваться совершенным пророчеством, должно быть направлено вначале на душу пророка. Затем оно переходит на воображение, а оттуда распространяется и на материальные органы чувств, и тогда этот пророк, и только он, видит явленную ему картину. Пророчество не может быть вызвано болезненным усилением воображения и слабостью разума, как бывает у эпилептиков, больных лихорадкой и тех, у кого в теле избыток черной желчи. Для восприятия пророчества все чувства должны быть здоровыми и совершенными.
Однако бывает и так, что это воздействие направлено не на разум и не воображение, а непосредственно на органы чувств. Таков был уровень пророчества юноши Элиши, который увидел вокруг себя огненных коней и огненные колесницы, и таким же образом в лагере царя Арама услышали грохот повозок и лошадиное ржание. Они не были пророками, так как Б-жественное воздействие не коснулось их разума, однако Б-г, явив чудо ради исполнения пророчества или ради спасения Своего народа, заставил их увидеть и услышать все это, как будто бы кони или колесницы существовали в действительности, хотя на самом деле ничего подобного реально не было.
И наш праотец Авраам тоже увидел ангелов в образе людей, и это как раз и было «чувственным пророчеством». Ведь здесь Б-жественное воздействие было не только направлено на его разум и воображение, но и проявилось в чувственных ощущениях. Поэтому стих выражается так необычно: «И явился ему Б-г… и увидел, и вот — три человека, и увидел, и побежал навстречу им». Стих описывает тройное видение Авраама: через разум, через воображение и через материальные органы чувств, именно поэтому он трижды использует слово «увидел».
И это «чувственное видение» подразумевает не отказ от использования органов чувств, а наоборот, активное применение их. А с Лотом и жителями Сдома все было прямо наоборот: они видели многочисленные чудеса, а пророками не были, так как Б-жественное воздействие вообще не было направлено на их разум, ограничившись чувствами. С ними произошло то же самое, что с юношей Элишей и с военным лагерем Арама.
с разрешения издательства Швут Ами
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»