«До завершения» (31:30) «Святой еврей» обратился к своему ученику ребе Буниму из Пшисхе: — Скажи пасук и слово Торы о нем, — и тот сказал: — И сказал Моше в уши всей общины Израиля слова этой песни до завершения.
Поразился ребе из Пшисхе: Какая удивительная находка!
А ребе из Александр, который был там, спросил: «Что за радость великая»?
Сказал ему: ты же умный, подумай сам.
Цель слов Торы — выпрямить сердца, как написано: «Он откроет сердца наши Торой Своей».
Объясняет рав Нахум Лисман — посредством Торы.
Когда пришел к ребе из Коцка ученик и сказал, что выучил весь Талмуд, спросил его: «И чему тебя Талмуд научил»?
Арамейца Доэга, главу бейт дина, Всевышний наградил званием «великого в Торе» (Санедрин 106), но он потерял свой мир, и нет у него будущего мира (Санедрин 90), потому что его плохие качества характера поглотили его, и сердце его было полно слизи (Хагига 15). Почему же слова Торы не вернули его на хороший путь? Потому что были для него чем-то внешним (Санедрин 106), не проникали в сердце. Тогда Тора становится смертельным ядом, потому что с ее помощью можно оправдать 150 гадостей и преступлений.
Знай, что в Рош ашана выясняют не только, что ты учил, но и насколько ты стал лучше. Не только количество знаний, но и насколько лучше стало твое сердце, и стал совершеннее ты. Как слова этой песни сделали тебя целостнее?
В сборнике Ор а-левана, изданном в Джербе в 5678 году, есть рассказ, который передавался от отца к сыну от дней рава Шрира-гаона, который жил в Вавилоне около тысячи лет назад.
Умер один уважаемый еврей, и его сыновья стали делить наследство. Среди прочего отец оставил дорогую древнюю Тору, написанную рукой пророка Эзры. Один из сыновей был готов отказаться от своей доли наследства за эту Тору. В итоге браться бросили жребий, и досталась она именно ему.
В субботу, когда собрались читать Тору, открылась ужасная ошибка. Поразились они: как могла вкрасться такая ошибка в Сефер Тору самого Эзры?
Вернули свиток в шкаф, чтобы поправить к субботе.
А ночью к сыну во сне пришел отец и сказал: «Знай, дорогой сын, что в Торе Эзры-коэна не было ошибок. Это сделал один злодей, и он уже наказан за это: глаз за глаз. Он стер букву айн (что значит “глаз”) и ослеп». И добавил: «А Тору ты не поправляй. Решили на небесах послать для этого самого Эзру-софера».
Он рассказал этот сон. Пошли все посмотреть, и увидели, что буква в свитке Торы уже исправлена. Потом встретили того злодея, а тот слеп на оба глаза.
Кстати: Покойники, как известно, освобождены от исполнения заповедей (Шабат 30), а кто не обязан их исполнять, не имеет права писать Сефер Тору, тогда как же Эзра написал эту букву после смерти?
Но в трактате Ктубот (103) написано, что Рабейну аКадош после смерти каждый шабат являлся домой, чтобы сделать Кидуш. И в «Сефер хасидим» написано, что праведники после смерти называются живыми и обязаны соблюдать заповеди.
И рабейну Хида писал (Шем агдолим 1:199), что, исходя из этого, понятен рассказ (в Беэмек амелех) о том, что однажды евреи Хеврона, когда не было миньяна в Йом Кипур, попросили, чтобы его дополнил праотец Авраам. Поэтому молятся на могилах праведников, хотя не молятся в четырех амот (локтях) от покойников, чтобы «не дразнить несчастных» (Орах хаим 71), ведь это сказано не о праведниках, о которых написано (Бава мециа 87), что они молятся и после смерти.
ЖИВОТЫ СВОИ ПРЕВРАЩАЮТ В БОГОВ
«И стали пищей» (31:17) «И оставил их, и скрыл от них Свое лицо, и стали пищей». Что значит «стали пищей»? Перевод — враги стали их разрушать, не дай Б-г. Ненавистник стал их пожирать. Но гаон рав Залман Сороцкин объяснял иначе: когда человек делает, что хочет Всевышний, у жизни его есть цель и смысл. Он возвышается в Торе, очищает качества характера, прибавляет в заповедях. Поднимается в вечную жизнь по ступенькам лестницы, стоящей на земле, вершина которой уходит в небо. Но когда человек удаляется от Творца, а Творец удаляется от него — какой смысл в жизни? «И стал пищей».
Кто-то восхищался французской культурой: «У этого народа 400 видов сыра»!..
Не то, что мы, не дай Б-г, относимся пренебрежительно к четыремстам видам сыра. Талмуд (Недарим 50) рассказывает, как на суд Торы к Рабейну аКадош пришли двое: тот обещал научить готовить тысяче видов компота, а научил только восьмистам видов… И Рабейну очень удивился и сказал: «Видели, сколько вкусов есть в плодах Творца!» (Раши) Каждый вид еды может быть поводом поблагодарить Творца за то, что «не оставил недостатка в мире его» (Брахот 43). И в будущем даст человек отчет за всякий плод, что не попробовал (Йерушалми, Кидушин), потому что для кого Он это создал, если не для тебя — чтобы ты сказал ему спасибо!..
Рамбам пишет страшные слова (Шмона праким, 5) о том, кто ест только потому, что вкусно: «Этот человек и скотина для меня равны».
По сути, еда как горючее, позволяет машине двигаться, но кто скажет, что нужна само по себе.
И машина сделана, чтобы ехать.
В Биркат а-мазон говорят: «Снабжай нас, обеспечивай нас, давай нам прибыль…чтобы не приходилось нам зависеть от подарков плоти и крови». И Гаон раби Нисим Хадад из Туниса цитировал из одной книги: История о льве, царе зверей, потерявшем силу. Убегали от него олени, и не мог их догнать.
Голодал лев, истощал, остались только кожа до кости. Бредет по дороге, а перед ним встала наглая раскормленная собака. Открыла пасть и начала издеваться: — Шалом, господин царь. Почему обеднел, отчего плохо выглядишь? Не лучше ли прибиться к людям, сторожить их дворы и дома, нести их ношу и служить им, было бы полно всякой вкусной еды, что хочешь — чем гоняться по полям за дичью и оставаться голодным? Учись у меня. Как я стал им служить, растолстел, разжирел, и крыша над головой, и держат меня на хорошей цепи, и кормят мясом, жиром и костями!
Ответил лев: — У тебя от жира заплыли глаза, перестал различать ты честь от позора! Лучше быть на свободе голодным и тощим, чем откормленным рабом!
Закончил рав историю и сказал: всякий человек, которому дорога его честь, чисты его руки и сердце, поймет: кто тянет руку за подаянием, чтобы жить спокойно и обеспеченно, становится «рабом дающего», как пес, сующий голову в ошейник, чтобы питаться костями и мясом. Учись у льва — лучше быть худым, но свободным. «Довольство малым, спасающее от нищеты, лучше богатства с позором и низостью»!
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский