«Ибо она не выйдет из уст потомства его» (31:21).
Рассказывал рав Галинский.
Как-то раз рав из Поневежа сказал мне:
— Реб Яков, заметьте — никогда еще не было такой помощи свыше для Торы, как в наше время!
Недостоин я, говорит рав Галинский, оспаривать его слова. Но ведь понимать их все же нужно?.. И я процитировал Меири (начало его комментария к Пиркей Авот), который писал, что мудрецы Талмуда насчитывали десятки тысяч людей, что подтверждает пример двадцати четырех тысяч учеников раби Акивы.
Он пояснил:
— И все-таки толковали же стих «Человека одного из тысячи я нашел» (Коэлет 7:28): «Принято, что тысяча начинает изучать Писание, из них сотня продолжает заниматься Мишной, из них десять — Талмудом, и только один займется законодательством» (Коэлет Раба 7:40). А сейчас — прекрасные времена! Когда вся эта тысяча продолжает заниматься Мишной и Талмудом — такого никогда не было. Это неповторимая помощь свыше!
Я спросил: если Мидраш действительно пишет, что так принято, и так было всегда, то почему именно теперь порядок жизни изменился?
Он выглядел взволнованным.
— Потому, — говорит, — что единственная вещь, за которую Всевышний поручился — это Тора! Написано ведь: «Когда же постигнут их многие бедствия и скорби, тогда песнь сия будет против них свидетельством, ибо она не выйдет из уст потомства их»!
На протяжении всей истории евреи держались за Тору, и все происходило в естественном порядке. Но сегодня, когда царствует цинизм, Всевышний должен вмешаться — ведь Он поручился! А если Он действует Сам, то все бьет через край!
Я говорю, что вспомнил цитату из Талмуда, которая ясно доказывает его мысль.
Он заинтересовался: «Давай послушаем», — сказал.
Я начал с того, что мишна в конце трактата Таанит говорит, что в Йом-Киппур и пятнадцатого Ава дочери израилевы водили хороводы в виноградниках, а неженатые юноши стекались к ним. Хороводы водили маленькими группами. «Учили мудрецы: красавицы что говорили? Женщину ценят лишь за красоту. Родовитые говорили: обратите внимание на семью, ведь женщину ценят лишь за сыновей. Неприглядные же — что они говорили? Возьмите свой товар во имя небес, да только украсьте нас золотом!» (Таанит 31 а)
Какое нахальство! Ни красоты, ни происхождения. Им потребуется чудо, чтобы кто-либо хотя бы задумался о них. А они требуют еще и достойное приданое и полное обеспечение, не менее…
Но ответ прост: именно потому, что они ждут чуда — разве рука Б-га коротка? Если уж чудо, то без границ! (Ве-игадта)
Сегодня, отвечает Рика Гдалевич
Вчера, отвечает Ципора Харитан
19 июля, отвечает Рика Гдалевич
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Гади Поллак
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Рав Авраам Коэн
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Гади Поллак
Рав Авраам Коэн
Моавские горы - горы современного государства Иордания, расположенные на востоке от горы Иордан и Мертвого моря
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Рав Овадья Климовский
Почему отец и братья царя Давида не стали ему верными помощниками?