Из цикла «Книга заповедей. Запретительные», темы: 613 заповедей, Книга заповедей, Вино, Рамбам, Хамец, Назир
201-я заповедь – запрещение оставлять квасное в своем владении, даже если квасное скрыто от глаз или оставлено кем-то на хранение. И об этом Его речение: “Семь дней закваска не должна находиться в ваших домах” (Шмот 12:19).
Нарушитель этого запрета тоже карается бичеванием только в том случае, если им было совершено запретное действие, как мы упоминали, в соответствии с принципами, разъясненными в трактате Швуот (21а).
Во многих местах Талмуда (Песахим 5б,21а,27б,29б,48а,95а) ясно сказано, что запреты “Да не будет видно...” (Шмот 13:7) и “...не должна находиться” – две самостоятельные заповеди.
Законы, связанные с выполнением этих двух заповедей, разъясняются в начале трактата Песахим. И там же пояснено, на какие именно случаи распространяется запрет “Да не будет видно у тебя квасного... во всех пределах твоих”, а на какие – запрет “...Закваска не должна находиться в ваших домах”. И там же (5б) указано, что эти запреты дополняют и расширяют друг друга (например, из одного из них мы учим, что и другой запрет распространяется не только на дома, но и на любые владения и т.п.). Поэтому тот, кто оставляет в Песах квасное в своем владении, тем самым, преступает обе эти заповеди – и “да не будет видно”, и “не должна находиться”.
202-я заповедь – запрещение назиру (Д 92-93) пить вино или другие напитки, в состав которых входит сок винограда. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Если мужчина или женщина примет на себя строгий обет назорейства, посвятив себя в назиры Ашему, то от вина и виноградной браги будет воздерживаться, винного уксуса и бражного уксуса не пить, и никакой настойки виноградной не пить...” (Бемидбар 6:2-3).
Тора запрещает назиру даже уксус, образовавшийся на винной основе или на основе винной браги, но это не отдельная заповедь. Вот если бы в Торе было сказано: “Вина нельзя ему пить и винного уксуса нельзя ему пить”, – тогда было бы действительно две заповеди. Но Тора говорит “винного уксуса... не пить” именно для того, чтобы максимально отдалить назира от употребления вина.
В трактате Назир (37а) объясняется, что Тора добавляет “никакой настойки виноградной не пить...” для того, чтобы наряду с вином запретить любые смеси вина, сохраняющие его вкус. И доказательство того, что все эти запреты являются одной заповедью, заключается в следующем: если назир выпьет и вино, и уксус, его не наказывают дважды, как мы разъясним в дальнейшем (НД 206).
Назир, который выпил не менее рвиит (около 150 мл.) вина или уксуса, карается бичеванием.
203-я заповедь – запрещение назиру есть виноград. И об этом речение Ашема: “Если мужчина или женщина примет на себя строгий обет назорейства... то от вина и виноградной браги будет воздерживаться, винного уксуса и бражного уксуса не пить, и никакой настойки виноградной не пить, и винограда свежего... не есть” (Бемидбар 6:2-3).
Назир, который съел не менее, чем кезайт (около 30 мл. ) свежего винограда, карается бичеванием.
204-я заповедь – запрещение назиру есть изюм. И об этом речение Ашема: “Если мужчина или женщина примет на себя строгий обет назарейства... то от вина и виноградной браги будет воздерживаться, винного уксуса и бражного уксуса не пить, и никакой настойки виноградной не пить, и винограда свежего или сухого не есть” (там же).
Назир, который съел не менее, чем кезайт изюма, карается бичеванием.
205-я заповедь – запрещение назиру есть зернышки винограда. И об этом речение Ашема: “Во все дни его назорейства ничего, приготовленного из винограда – от зерен до кожицы, нельзя ему есть” (там же 6:4).
Назир, который съел не менее, чем кезайт виноградных зернышек, карается бичеванием.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего