Из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот», темы: Пиркей Авот, Маараль, Благословения
3:8
Раби Элазар из Бартоты говорит: «Дай Ему из того, что принадлежит Ему, ибо ты и (все твое) принадлежат Ему». И так о Давиде сказано (1 Диврей аямим 29:14): «Ибо от Тебя все, и из Твоей руки мы дали Тебе».
После того как мишна рассказала, что Шехина присутствует в собрании десяти человек и даже возле одного, ты уже можешь понять, что все, чем человек обладает, принадлежит благословенному Б-гу. И, несмотря на то, что стих (Теилим 115:16) говорит: «Небеса — Небеса для Б-га, землю же Он дал сынам человека», — это не означает, что Б-г удалился из этого мира. Ведь если бы это было так, Б-г не присутствовал бы рядом с человеком! Б-г пребывает в мире, и все, что в нем находится, принадлежит Ему, о чем говорит другой стих (Теилим 24:1): «Б-гу принадлежит земля и все, что ее наполняет».
Кроме того, (после того, как ты узнал из предыдущей мишны о том, что Шехина пребывает с людьми, стало необходимо) предостеречь тебя вот от какой ошибки. Когда мы сказали, что Б-г присутствует рядом с человеком, этот вовсе не означает, что Б-г нуждается в человеке и потому стремится быть рядом с ним, подобно человеку, который всегда старается быть вместе с тем, кто ему нужен. Б-гу нет необходимости что-то получать от человека: ведь все и так Ему принадлежит! Поэтому данное утверждение мишна поставила после рассказа о том, что Шехина пребывает рядом с людьми. Однако первое объяснение представляется мне более правильным.
В трактате Брахот (35а) говорится: «Запрещается пользоваться чем бы то ни было из этого мира, не произнеся благословения; и всякий, кто пользуется этим миром, не произнеся благословения, совершил кражу». И еще говорится там же: Сказал рав Йеуда от имени Шмуэля: «Всякий, кто воспользовался этим миром, не произнеся благословения, как будто воспользовался святыней, посвященной Небесам, ибо сказано: “Б-гу принадлежит земля и все, что ее наполняет”. Раби Леви находит противоречие между двумя стихами. Один говорит: “Б-гу принадлежит земля и все, что ее наполняет”, — а другой: “Небеса — Небеса для Б-га, землю же Он дал сынам человека”. Однако это противоречие разрешимо: один стих описывает положение до произнесения благословения, а второй — после его произнесения». Это означает вот что. Имя благословенного Б-га связано со всем, что есть в мире, поскольку все, что сотворил Б-г в Своем мире, Он сотворил ради Своей Славы, как еще будет разъясняться. Поэтому все, что есть в мире, — это святыни, посвященные Небесам. Однако Б-га (мы называем) благословенным, а это значит, что Он — источник всех благословений, дающий благословение другим. Слово «благословенный» обозначает именно это — «способный давать благословение другим». И когда человек произносит формулу благословения: «Благословен Ты, Г-сподь…» — он обращается к той ипостаси Б-га, которая творит все и всему дает благословение, и тогда вещь, которую он имеет в виду, теряет свою святость и теперь ею допустимо воспользоваться. Таким образом, до произнесения благословения любая вещь в мире существует лишь ради Славы Б-га, а потому воспользоваться ею нельзя. Творения получают право пользоваться миром лишь через благословение, когда обращаются к Б-гу как к дарителю, дающему благословение. В книге Нетивот олам мы привели и еще одно объяснение. Но так или иначе, сказанное здесь совершенно ясно. Все сотворенное существует лишь ради Славы благословенного Б-га и названо Его именем, согласно сказанному: «Б-гу принадлежит земля и все, что ее наполняет». Об этом говорит и другой стих (Йешая 6): «Вся земля полностью — Его Слава». Стих не говорит, что «земля полна Славы Б-га», он утверждает совсем другое: что вся земля, все ее наполнение — и есть Его Слава, сотворено только для Его Славы.
Это и имеет в виду мишна, когда говорит: Дай Ему из того, что принадлежит Ему, ибо ты и все твое принадлежат Ему. Ведь если весь мир принадлежит Б-гу, как может человек пожалеть отдать Ему что-то из того, что и так принадлежит Ему?!
Для доказательства мишна приводит стих: «Ибо от Тебя все, и из Твоей руки мы дали Тебе».
Здесь не следует понимать этот стих буквально, поскольку в этом случае доказательство получится недостаточно убедительным. Ведь Давид говорит там о средствах, пожертвованных на постройку Храма, которую Б-г повелел осуществить. И в подобных случаях даже сомнений нет, что Б-г дарует человеку богатство для того, чтобы он исполнил Его заповедь, а миру — для того, чтобы был построен Его Храм. Именно поэтому во времена Шломо мир был чрезвычайно богат, о чем Писание подробно рассказывает. Кроме того, (это доказательство слабо еще и потому, что) когда речь идет об общине в целом, положение может быть другим. Поэтому мишна предваряет этот стих словами: И так о Давиде сказано… Она хочет сказать только, что у царя Давида мы видим то качество, которое описывает стих.
Стих не говорит: «И из наших рук мы даем Тебе», — а говорит именно из Твоих. Если бы было сказано так, получилось бы, что богатство попало в наши руки и стало нашей собственностью, и лишь потом мы передали его Б-гу. Но на самом деле это не так, а из Твоих рук мы даем тебе, то есть, наше богатство ни на секунду не стало нашим владением, а всегда было и оставалось владением Б-га.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»