Из цикла «Береги свою речь», темы: Ненависть, Речь, Злословие, Святость, Зелиг Плискин, Береги свою речь, Самосовершенствование
21.Святость речи
Тот, кто хранит свою речь от злоязычия, освящает ее. Его молитвы и слова Торы, произносимые им, будут приняты Самим Всевышним.
22. Поможем вернуть Храм
Если бы у нас была малейшая возможность заново отстроить Храм, все люди желали бы участвовать в этом. Храм был разрушен из-за беспричинной ненависти, повлекшей за собой произнесение лашон-ара. Он будет отстроен лишь тогда, когда эти грехи исчезнут. Тот, кто хранит свою речь, вносит свою лепту в восстановление Храма.
23. Устранение дурного начала
Тот, кто постоянно и усердно изучает законы лашон-ара, удостаивается того, что Всевышний помогает ему преодолеть его злое стремление к запрещенной речи. (То же самое с другим грехами: изучение законов помогает в их исправлении.) Это согласуется с утверждением мудрецов: «Если много занимаешься Торой, Всевышний поможет тебе преодолеть злое стремление». (Бемидбар Раба, глава Насо)
24. Преодоление слабости
В «Сефер-Хасидим» написано, что если общество слабо в выполнении какой-либо заповеди, то высшая обязанность каждого человека — стараться выполнять именно эту заповедь. То же самое о грехе произнесения лашон-ара, которым страдают многие люди: надо посильно уклоняться от этого греха.
25. Не станут прерывать
Если люди знают, что некто ограждает себя от слушания злословия, то его молитвы и изучение Торы не будут прерваны сплетнями и злыми речами. Более того, в его присутствии они поостерегутся произносить лашон-ара — из опасения, что он обратит внимание и упрекнет их за это.
26. Свободен от нарушений
Человек, твердо решивший не злословить, постарается удалиться и от всех остальных нарушений законов, регламентирующих отношения между людьми. Он не станет сплетничать, смущать или оскорблять ближних, издеваться или насмехаться над ними, будет держаться в стороне от враждующих. Конечно, он не опустится до обмана и будет осторожен,чтобы никому не причинить вреда словами и тем более — действием.
27. Воздерживаться от злословия
Когда вы воздерживаетесь от высказывания, поскольку боитесь, что оно будет содержать лашон-ара, вы совершаете благодеяние, приравненное к выполнению заповеди. Об этом сказали мудрецы: «Если человек не совершает греха, который сам идет в его руки, он получает награду, как если бы выполнил заповедь».
28. Даже благочестивый…
Даже благочестивый человек непременно согрешит, если не обяжется хранить свою речь.
29. Подавать пример
Сказано мудрецами (трактат Сукка 56): «Горе злодею и его соседу! Благо праведнику и его соседу!» Согласно этому правилу, если человек хранит свою речь, то другие, общаясь с ним, будут подражать ему, стремиться к самоусовершенствованию, и он будет также награжден за то, что являлся примером для окружающих.
30. Коллективное решение
Если коллектив людей возьмет на себя обязательство хранить свою речь, то это заслуга много больше той, когда такое решение принимает один человек.
31. Высокомерие
Одной из основных причин злословия является высокомерие. Когда человек смотрит на других свысока, то он с легкостью над ними и насмехается. Более того, высокомерный человек обычно завистлив по отношению к тем, кому сопутствует удача, и поэтому будет отыскивать у них недостатки, чтобы унизить их в глазах окружающих.
32. Гнев
Дурные наклонности могут заставить даже достойного человека злословить. Гнев! Когда человек зол, для него нет ограничений. Он будет утверждать, что все, что он говорит о своих недругах, разрешено и что преследовать их — заповедь.
33. Опасность споров
Если вы видите, что где-то вспыхнул спор, далекий от дружественного обсуждения темы, держитесь от него подальше. Во-первых, участвовать в нем — серьезный грех, во-вторых, такой спор — неиссякаемый источник других нарушений: беспричинной ненависти, злословия, сплетен, оскорблений, унижений, мести, недовольства, проклятий и даже осквернения Имени Всевышнего.
34. Уходите немедленно
Если случайно вы все же оказались в центре спора, немедленно уходите.
Некоторые считают, что неловко уйти в самом начале обмена «тяжелыми ударами»: могут подумать, что ты или побежден, или глуп. Но вспомним слова наших мудрецов (трактат Эдийот 5:6): «Лучше на всю жизнь прослыть дураком, чем за одно мгновение совершить поступок, безнравственный в глазах Б-га».
35. Сыновья Кораха
Запрещено участвовать во вражде между людьми, даже если в нее вовлечены ваши родители, например, поссорившиеся с другой семьей. Вспомним, как сыновья Кораха отказались принять сторону отца в его вражде с Моше Рабену и не понесли наказания вместе с отцом.
36. Примирить враждующих
Важная заповедь — мирить поссорившихся и прекращать вражду и споры. Об этом сказано (Теилим 34): «Добивайся мира и преследуй его». Этот стих толкуют так: надо добиваться примирения между спорщиками и преследовать мирную цель, даже если сначала это нам кажется безнадежно трудным. Не прекратим своих усилий, не станем терять надежды. До тех пор пока не утвердим мир между врагами.
37. Кто хочет сократить свою жизнь?
Все хотят жить долго. Но, тем не менее, многие люди расходуют драгоценное время своей жизни на пустую болтовню. Час в день, растраченный зря, — это более 350 бесплодных часов в год. «Ни одна потеря не страшна так, как потеря времени» — гласит поговорка. Потерянные деньги можно найти или возместить — время пропадает навсегда. Тот, кто хранит свою речь от лашон-ара, сведет время, проведенное в никчемном разговоре, к минимуму, и освободит время, необходимое для изучения Торы и совершения достойных поступков.
38. Рецепт царя Давида
Некоторые считают: большинство людей неосторожны в своих речах, почему я должен отличаться от остальных? На это можно привести такую притчу. В одном городе, где разразилась эпидемия страшной болезни, не нашлось врача, который, изучив то заболевание, изобрел бы против него лекарство. Со временем люди привыкли к своим страданиям. Но вот появился в том городе врач, который знал средство от недуга. Он дал объявление, что может вылечить всех желающих, однако никто к нему не пришел. Лишь один человек, прочтя объявление, побежал к врачу. Его спросили люди: что заставляет тебя торопиться? Разве не все страдают в нашем городе, неужели тебе одному надо больше всех? На что он ответил: глупцы, моя жизнь зависит от этого врача, а я хочу жить, поэтому мне нет никакого дела, как остальные смотрят на свои страдания.
Если так обстоит дело с лекарством для тела, то что сказать о лекарстве для души? Царь Давид завещал нам рецепт вечной жизни. Он спросил (Теилим 34:13—14): «Кто жаждет жизни (хафец хаим), любит дни (т.е. хочет долго жить), чтобы увидеть хорошее?» И ответил: «Береги свой язык от плохого и свои уста от обмана».
Кто откажется от этого рецепта? Кто не хочет долго жить?
39. Королевская охрана
Когда правитель назначает сторожа для охраны своих богатств, тот старается с честью выполнить важное задание. Не смыкает глаз ночью, прислушивается к каждому шороху, каждому подозрительному звуку, который раздается в ночи. И особенно он будет внимателен, если известно, что в прошлом уже несколько раз бандиты и воры покушались на сокровища и предпринимали попытки залезть в царскую казну.
То же самое можно сказать и о нас, которым Царь царей завещал охранять Свою сокровищницу. Стремление к злу пытается ослабить наше внимание, оно хочет нас обмануть: дескать, в прошлом вы уже неоднократно не справлялись со своей ролью, уступите и сейчас, дайте мне разорить доверенные вам богатства. Не будем ему уступать! Отстоим то, что дано нам для охраны, самое дорогое, что у нас есть — достойную речь.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.