Из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала», темы: Тора и бизнес, Шауль Вагшал, Еда, Долг
Тема статьи — заем предметов, таких как продукты питания и прочие целиком используемые товары (еда, топливо для обогрева и т.д.), когда возврату подлежат другие предметы, их замещающие. Взятие подобных предметов в долг имеет характер займа (наподобие денежных ссуд), поэтому на него распространяется закон о запрете процента. При всяком упоминании «займа предметов» речь в нашей книге будет идти именно о подобном виде займа.
В том случае, когда надо вернуть сам одолженный предмет, вопрос процента не возникает, и человеку, взявшему его взаймы, разрешено выразить благодарность хозяину за временное пользование этим предметом.
Вопрос
Можно ли взять вещи, чтобы вернуть с процентом?
Ответ
Нет, потому что с вещевым займом надо обращаться так же, как с денежным.
Вопрос
Можно ли брать взаймы предметы без процента?
Ответ
В большинстве случаях нельзя, ибо подобный заем рискует привести участников операции к выплате запрещенного процента.
Вопрос
Каким образом беспроцентный вещевой заем может превратиться в выплату процента?
Ответ
Проблема процента возникнет, если взятые предметы поднимутся в стоимости ко времени возврата.
Объясним подробнее. При займе вещей количественные характеристики возвращаемых предметов должны быть такими же, как и при их получении (число предметов, вес или объем). Ценность предметов обычно не учитывается. К примеру, давая взаймы один килограмм сахара, мы ожидаем, что нам вернут тоже один килограмм, независимо от того, изменилась ли стоимость сахара за время, прошедшее между выдачей займа и его возвращением.
Но проблема возникает, если ко времени возврата долга стоимость предметов возросла. Например, если килограмм сахара в момент, когда его давали в долг, стоил 2 шекеля, а к моменту возвращения — 2,2 шекеля, то заимодавец получит «процент» в размере 20 агорот за каждый килограмм. Поскольку цены на товары имеют обыкновение меняться, всегда есть опасность, что стоимость одолженных вещей возрастет и получатель займа вернет их «с процентом». Поэтому в обычных условиях не следует занимать вещи у других людей, хотя и существует ряд допустимых способов.
Вопрос
Каковы разрешенные способы взятия предметов в долг?
Ответ
Существуют три возможности:
1. Если для предмета установлена твердая, всем известная цена.
2. Если получатель имеет один или несколько предметов того же типа, что и те вещи, которые он намерен взять в долг.
3. Если долг будет прикреплен к стоимости товара, а не к его количеству.
В данном контексте твердая стоимость означает, что на одолженный предмет существует более или менее постоянная (фиксированная) цена в большинстве магазинов.
Разрешено занимать товар с твердой стоимостью при условии, что такой товар можно достать в других местах и что не устанавливается нижняя граница срока для возврата, раньше которого должник не имеет права вернуть долг. Другими словами, у него всегда есть возможность вернуть одолженный предмет в удобный для него момент.
В таком случае, даже если цена возрастет, ему разрешено вернуть товар в первоначальном объеме (количестве или весе).
Примечание
Впрочем, если цена товара стала ниже той, что была во время дачи займа, получателю нельзя вернуть его в большем объеме, чтобы компенсировать заимодавцу потерю в стоимости.
Изложенный способ займа подходит для большинства ситуаций. В тех случаях, когда у товара нет фиксированной цены, пользуются способами «2» и «3».
Если в момент получения вещевого займа в распоряжении должника имеется, по крайней мере, одна единица такого же изделия, ему разрешено взять любое количество занимаемого товара. При этом, даже если стоимость предметов возрастет, он все равно имеет право возвратить долг в том же объеме. Отметим, что, если в момент выплаты долга он расплачивается другим то-
варом, расчет можно совершить только в соответствие со стоимостью займа на момент его получения.
Пример
Реувен хочет одолжить у Шимона мешок картошки. Он может это сделать лишь в случае, если у него в доме осталось хотя бы несколько клубней.
Если у просителя нет ни одной единицы аналогичного товара, заимодавцу разрешено подарить или продать ему небольшое количество, чтобы затем дать в долг весь запрошенный товар.
Примечание
Если цена на товар опустится ниже той, что была во время выдачи вещевого займа, получателю нельзя возвращать больше, чем он взял, с целью компенсировать заимодавцу потерянную стоимость. Заимодавец может предотвратить эту потерю с помощью способа «3».
Во время выдачи вещественного займа заимодавец может поставить условие, что долг будет прикреплен к стоимости товара на момент сделки. Другими словами, если стоимость товара возрастет, получатель обязан возвратить не такое же количество товара, как он взял, а в объеме, соответствующем первоначальной стоимости займа.
Пример
Продавец дает клиенту в долг 5 мешков картошки, каждый из которых стоит, допустим, 3 шекеля. Вместо обычной формулы: «Ты обязан вернуть мне 5 мешков картошки», — он говорит должнику: «Вернешь картошки на 15 шекелей. Если цена картошки поднимется, можешь вернуть мне 15 шекелей наличными или картошку на ту же сумму».
Это означает, что, если цена картошки увеличится, скажем, до 3,75 шекелей за мешок, должник вернет или 15 шекелей, или 4 мешка вместо трех (3,75 х 4 = 15).
Если картошка подешевеет, он будет обязан вернуть те же 15 шекелей. Некоторые авторитеты Торы утверждают, что ему также разрешено отдать заимодавцу большее количество картошки общей стоимостью в 15 шекелей.
Вышеизложенные правила не распространяются на те случаи, когда соседи берут друг у друга взаймы небольшое количество различных товаров. Разрешается брать друг у друга в долг хлеб, молоко, муку, сахар и другие продукты, даже если у них нет фиксированной цены. При возвращении долга можно дать соседу приблизительное количество одолженного товара, даже если окажется, что возвращено немного больше, чем было взято.
Подобные расчеты допустимы по двум причинам: у должника нет намерения заплатить процент, и заимодавец не знает, что ему вернули больше, чем он дал.
Примечание
Нельзя сознательно вернуть большее количество одолженного товара. Или отблагодарить заимодавца любым другим способом — например, благословить его за оказанную услугу.
Что делать, если какие-то предметы были взяты в долг способом, отличным от тех, что мы только что привели? В этом случае форма возврата будет зависеть от того, поднялась ли цена на эти предметы к моменту возврата долга. Если цена не изменилась или даже уменьшилась, надо вернуть такое же количество товара. При этом нельзя ничего добавлять для компенсации потерь в общей стоимости. Но если цена возросла, надо либо оплатить денежный эквивалент товара на момент получения займа, либо вернуть меньшее количество, не превышающее по стоимости то, что было взято при получении займа.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Торы «Толдот» («Родословная»).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Александр Айзенштадт
Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Мицват асе — содержащаяся непосредственно в Торе позитивная заповедь — обязывает каждого еврея хранить в сердце ненависть и вражду к Амалеку и его потомству, помнить и пересказывать вслух его злодеяния, а также рассказывать детям и внукам о том, что сделал нам этот злодей по дороге, когда мы выходили из Египта.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Гедалия Спинадель
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Слова представляют собой саму среду Творения, поэтому тот, кто правильно понимает слова, поймет и составляющие элементы Творения.
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.