Темы: Провидение, Награда и наказание, Шмита, Предсказание, Ицхак бен-Иегуда Абарбанель, Йовель
Весь мир в целом и все его части, относящиеся как к нижним, так и к высшим мирам, — конечны. Когда Б-г сотворил их, Он вложил в них способность просуществовать определенное время, и когда это время заканчивается, больше они существовать не могут. Ведь в мире нет ничего вечного, кроме Б-га благословенного, и ничего, что предшествовало бы Ему. Мудрецы Торы из нашего народа приняли это знание и заповедали потомкам тоже верить в это. Эта наша вера основана на великих основаниях и на множестве доказательств из Торы, Пророков и Писаний, а также из речений наших святых мудрецов благословенной памяти, воспринятых ими по традиции от прежних пророков.
Нам следует знать, что они раскрывают нам тайну двух путей прекращения существования мира. Первый — это частичное разрушение мира. После этого разрушения небо и земля останутся такими же, как были, а уничтожены будут первичные стихии и те составные вещи, которые из них образованы. Тогда на всей Земле, под всем небесным сводом воцарится разруха. И нашим мудрецам известно, что это частичное разрушение постигнет мир в седьмом тысячелетии от его сотворения. Именно его подразумевали рав Катина и Тана девей Элияу, когда сказали: «И одно (тысячелетие) — меч». Имеется в виду, что поток блага Свыше прервется и не будет больше достигать земли. Намек на это разрушение содержится в заповедях шабата и праздника Песах, и на него же намекает заповедь Седьмого года. Б-г повелел: «Шесть лет засевай свое поле…, а в седьмой год отстранись от него и забрось его». Имеется в виду, что при этом разрушении сами небо и земля уцелеют, но все, что заполняет землю, будет уничтожено.
А второе разрушение будет полным и всеобъемлющим. Тогда совершенно все, включая небеса и землю, вернется к полному небытию, абсолютному несуществованию. Это разрушение символизирует заповедь Пятидесятого года. Нам сообщается, что когда пройдут «семь семилетий», то есть, семь раз по семь тысяч лет, и наступит пятидесятая тысяча лет существования мира, будет уничтожено все: и Высший, и нижний миры, и структура, и материал, и все вернется к абсолютному несуществованию, и станет так, как было до сотворения мира. Поэтому стих говорит: «В этот год Йовеля (пятидесятый год) вернется каждый к своему уделу».
Ни в одном месте, где Тора говорит о награде, не встречается упоминания о каком-либо духовном воздаянии. Воистину, Тора и не может о нем говорить. Ведь все эти обещания и все награды предназначены всему еврейскому народу в целом. И обильные дожди, и благословение созревшего урожая, и победа над врагами, и все прочие обещания могут относиться только к целому народу и не могут быть обращены ни к какому отдельному человеку. Ведь не бывает, чтобы над полем одного праведника шли дожди, а у его соседей-злодеев была засуха!
Благословения и проклятия — это часть союза, заключенного Б-гом со всем народом Израиля, и они будут действовать в зависимости от поступков всего народа или большей его части. Поэтому условия этого союза всегда приводятся в Торе во множественном числе: «…если согласно правилам Моим вы будете ходить…», «…и если не послушаете…» И хотя в разделе Китаво подобные обещания высказаны в единственном числе, они все равно относятся к народу в целом, как следует из их содержания: «И поведет Б-г тебя и твоего царя, которого ты выберешь себе…», «Наведет Б-г на тебя народ издалека…» Все эти обещания относятся к общине Израиля в целом и потому полностью материальны, так как будут воплощены для всего народа одинаково, согласно его общей праведности или преступности. А воздаяние, обещанное душе в Будущем мире, индивидуально и дается каждому еврею в отдельности.
Материальные блага, которые получает с Небес мир в целом, или отдельный народ, или даже отдельный город, определяются согласно праведности или злодейству большинства жителей. Поэтому, если мир, народ или город терпят бедствие, иногда вместе с грешниками погибают и праведники, «пропадают за грех города», так как общее постановление, вынесенное для города, отменяет все индивидуальные. А воздаяние души определяется совершенно не так: «Душа грешная — она умрет». Душе присуждается награда или наказание лишь по делам самого человека, а не согласно праведности или грешности народа. Если весь народ будет праведным, заслуживающим удела в Будущем мире, и только один человек из народа будет грешить, — он не спасет свою душу вместе с народом. Он погибнет один из-за своего греха, «отделит его Б-г к злу из народа его», и он не сможет обрести удела в Будущем мире даже ради всех своих соотечественников-праведников.
Теперь становится очевидным, что обещания, данные целому народу и зависящие от поведения большинства народа, могут быть связаны только с материальным миром. Если большинство народа окажутся праведниками, весь народ обретет благо; если же большинство будут составлять злодеи, весь народ будет наказан тем, что воплотятся проклятия, принятые на себя народом при заключении союза. Но награду и наказание, которые душа получает после смерти, Тора предназначила для каждого человека в отдельности, в зависимости от его личных поступков. Эта награда указана в нескольких местах в Торе: в отрывке о почитании отца и матери, о требовании прогнать птицу с гнезда и еще в некоторых.
Итак, союз, заключенный с народом в целом, неизбежно подразумевает, что связанные с ним обещания будут непременно материальными, но не духовными, так как духовная награда принципиально предназначена не для народа в целом и не для большей его части, а для каждого отдельного человека согласно его личным поступкам.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»