Из цикла «Богатые должны понимать...», темы: Цдака, Хафец Хаим, Изучение Торы, Заслуги
(из писем Хофец Хаима)
Сказали наши мудрецы, благословенной памяти: в будущем Вс-вышний поместит тех, кто исполняет заповеди[1], в тени балдахина, под которым сидят знатоки Торы в Ган Эдене, как сказано: «Под сенью мудрости — как под сенью серебра…» (Коэлет 7:12).
В этом же ключе истолковывают и пасук, говорящий о шестах для переноски Ковчега: «шесты должны оставаться в кольцах, и не выниматься оттуда» (Шемот 25:15). Сказали мудрецы: тот, кто вынимает шесты из колец на Ковчеге, заслуживает наказания. Это относится также и к случаю, когда Ковчег стоит на своем месте в Святая Святых — поскольку эти шесты уже удостоились того, что с их помощью Ковчег переносили с одного места на другое, они должны оставаться прикрепленными к нему навечно.
Так будет в грядущем мире и с теми, кто поддерживал Тору, так как они поддерживали ее при жизни. Это подобно тому принципу, согласно которому военная добыча во время царя Давида (да покоится он с миром) делилась поровну между теми, кто воевал, и теми, кто оставался в тылу — ведь без этого они не смогли бы пойти на войну и победить. Так и в нашем случае — знатоки Торы подобны солдатам, ведущим нескончаемую войну против дурного начала. А те, кто материально их поддерживает, подобны оставшимся в тылу, которые заботятся о тех, кто на передовой, и всячески помогают им устоять в войне против дурного начала. Поэтому в будущем они разделят награду с изучающими Тору, как было сказано выше.
На самом деле, если даже самый простой человек, поддерживающий изучение Торы, задумается о выгоде этой сделки, то поймет, насколько она велика: те деньги, которые он «вкладывает» в нее, не стоят ничего по сравнению с тем, что он получает. Ведь говорили мудрецы: один час наслаждения в Грядущем мире стоит больше всех <удовольствий, получаемых в течение> земной жизни (Авот, 4:17). Таким образом, простой человек, дающий немного денег, на поддержание изучения Торы, удостаивается за это разделить с мудрецом Торы его долю в Грядущем мире. Знаток же Торы, со своей стороны, за небольшую материальную помощь делится частью своей доли в Грядущем мире, с которой не могут сравниться никакие земные блага. Выходит, что тот, кто материально поддерживает мудреца Торы, выигрывает гораздо больше, чем он сам.
Перевел Рав Овадья Климовский
[1] В данном случае имеются в виду те, кто помогает изучению Торы
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.