Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Нераспространение конфиденциальной информации распространяется и на секреты. Если нам доверили секрет, его нельзя выдавать другим, поскольку такой шаг повредит носителю.

1. Намек на рехилут

Существует вид рассказов, которые хотя и не входят в запретный класс сплетен, но являются как бы их тенью, а поэтому тоже запрещены. В основном, сюда относятся случаи, когда мы говорим кому-то, что другой человек намекнул на что-то оскорбительное в его адрес (не сказав ничего определенного).

«Вчера на собрании, когда упомянули вас, Иосиф Иткин весь скривился, и это выразило его отношение к вам лучше любых слов».

На вечеринке к Еве Липман подходит Фрида Швец и говорит: «Вчера я встретила Лизу Абрамович, которая сказала, что может рассказать о тебе кое-что любопытное, но не может, поскольку не желает говорить ничего дурного».

Замечание Лизы Абрамович, если оно действительно было сказано, — классический пример «намека на лашон-ара». Что касается Фриды Швец, то она виновна в произнесении «намека на рехилут».

2. Похвала, которая может вызвать недоброжелательство

Допустим, мы хвалим человека в чьем-то присутствии. Если наша похвала настраивает слушателя против того, кого мы хвалим, перед нами «намек на рехилут». Например, не следует расхваливать своего друга перед его партнером по бизнесу за то, что тот ссудил нам большую сумму, сделал нам дорогой подарок за счет фирмы либо повысил нам зарплату — если это может вызвать ухудшение отношений между партнерами. Также не стоит неумеренно хвалить щедрость и великодушие жены или мужа в присутствии их «второй половины» — это может вызвать ссору между супругами.

Бизнес развивался медленно, прибылями не пахло, кроме того, возникли сложности с оплатой счетов. У Евгения Либермана были все основания для грусти. Поэтому весьма кстати оказались заверения хозяина его квартиры, что он может подождать с оплатой за аренду жилплощади еще пару месяцев. До чего же этот Феликс Рашковский добрый и склонный к сочувствию человек!

Но нашему Либерману следует быть чрезвычайно осторожным и не петь дифирамбы своему хозяину в присутствии госпожи Рашковской: вполне возможно, что в их семье остро нужны деньги, и поэтому благородство Рашковского не вызовет восхищения у его жены.

3. Кто-то не захотел оказать вам услугу

Если вы просите кого-то о какой-то услуге и он вам отказывает, то не следует ему говорить: «А вот Реувен сказал мне, что ему вы в подобной просьбе не отказали».

Такое замечание может вызвать ухудшение отношений между этим человеком и Реувеном.

Литваку повысили зарплату. Его босс, Финкельштейн, попросил, чтобы об этом не знали другие сослуживцы. Литвак, не отличающийся умением держать язык за зубами, пошел и рассказал Шклярскому о повышении.

Шклярский тотчас же ворвался в кабинет Финкельштейна и потребовал, чтобы ему тоже прибавили денег. В ответ на замечание босса о том, что в настоящий момент он не в состоянии выполнить его просьбу, Шклярский запальчиво крикнул, что, значит, Литваку ставку повысить могут, а ему не могут? Где справедливость?!

Последнее заявление о Литваке было совершенно неуместным. Строго говоря, ему запрещается вести разговор со ссылкой на третьих лиц. Ведь Финкельштейн может серьезно отчитать Литвака за неумение хранить тайны.

4. Утверждения, которые другим неприятно слышать

Бывает, что утверждения, которые сами по себе не являются ни оскорбительными, ни унизительными, тоже входят в категорию, обозначенную нами как «намек на рехилут», — и только по одной причине: если человеку, о котором идет речь, неприятно их слышать.

Пример мы находим в Торе. Сара, жена Авраама, сказала Всевышнему, что ее муж стар, поэтому она сильно сомневается в том, что у них может родиться ребенок. Всевышний не повторил этих слов Аврааму. Он их заменил на другие: почему твоя жена не верит Мне, говоря, что она слишком стара?

Быть старым никак не унизительно само по себе, но у человека может вызвать раздражение лишнее упоминание о его преклонном возрасте.

5. Хранение секретов

Предположим, с нами поделились секретным сообщением. Какого бы характера оно ни было — от государственной тайны до мелких семейных пересудов, — мы обязаны хранить эту информацию в тайне. Передавая ее другим, мы можем причинить вред человеку, который нам доверился. Даже в том случае когда разглашение не причинит никакого вреда, неправильно идти против желания ближнего, который просил нас не разглашать информацию.


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»