Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Заповеди первосвященника

161-я заповедь – запрещение первосвященнику брать в жены вдову. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Вдову и разведенную, и профанированную, и блудницу пусть он не берет” (там же 21:14).

В трактате Кидушин (77а) объяснено, что запрет относительно разведенной, профанированной и блудницы повторен в этом речении для того, чтобы научить нас: если первосвященник берет в жены женщину, которая является одновременно и вдовой, и разведенной, и блудницей, и профанированной, – он наказывается бичеванием четырехкратно (4 раза по 39 ударов), а простой коэн в таком случае наказывается троекратно.

Там (в трактате Кидушин) написано: “Первосвященник, взявший в жены вдову, разведенную, профанированную и блудницу, – если порядок именно такой – карается бичеванием за нарушение каждого из запретов отдельно”. И разъяснено, что речь идет о совмещении всех этих свойств в одной женщине. А сказав “если порядок именно такой”, мудрецы имели в виду, что женщина приобрела все эти свойства именно в той последовательности, которая указана в стихе Торы: т.е. сначала она стала вдовой, затем, вступив в новый брак, получила развод, затем уже, вступив в запрещенную близость с коэном, приобрела статус “профанированной”, и наконец, вступив в какую-либо иную запрещенную Торой близость, приобрела статус “блудницы”. И если первосвященник берет в жены такую женщину, за одну запретную близость с ней он карается бичеванием четырехкратно.

У нас действует правило, что, когда человек сразу преступает несколько запретов Торы, наказания за эти преступления суммируются только в трех следующих случаях: первый – если одним действием нарушаются несколько запретов последовательно и последующее преступление более серьезно, чем предыдущие; второй – если последовательно нарушаются все более широкие запреты; третий – если несколько запретов нарушаются одним действием одновременно, как мы разъясняли в соответствующем месте, в нашем комментарии к трактату Критот (3:4). И в данном примере: если женщина, запрещенная первосвященнику, приобрела все перечисленные свойства именно в порядке, указанном в стихе Торы, получается, что каждый последующий запрет более строг, чем все предыдущие, как разъяснено там.

Если же первосвященник последовательно нарушает эти запреты, вступая в близость с несколькими женщинами: например, сначала с вдовой, затем с другой женщиной – профанированной, потом с третьей – блудницей, и наконец, с четвертой – разведенной, совершенно ясно, что он карается бичеванием за нарушение каждого из запретов в отдельности.

И возможно, вы возразите мне, сказав: у нас существует принцип, заключающийся в том, что за нарушение “обобщающего запрета” не наказывают более одного раза – почему же в данном случае первосвященника наказывают несколько раз, ведь все четыре запрета включены в одно речение и в единый запрет (21:14)?

Знай, что именно поэтому для первосвященника повторен запрет относительно разведенной, блудницы и профанированной женщины – чтобы сообщить нам, что первосвященник в этом отношении подобен обычным коэнам, которые караются за нарушение каждого из этих запретов в отдельности.

А обычные коэны караются за нарушение каждого из этих запретов в отдельности, потому что один из этих запретов выделен в особую заповедь “Не делай” – именно для того, чтобы указать, что и остальные представляют из себя отдельные заповеди, – и это Его речение: “Женщину, отверженную своим мужем, пусть они не берут” (Ваикра 21:7). И точно так же, как коэн карается за нарушение запрета брать в жены разведенную, он карается за нарушение запрета брать в жены блудницу и брать в жены профанированную – за нарушение каждого запрета в отдельности.

И об этот сказали мудрецы в трактате Кидушин (77б): “Как обычному коэну разведенная, профанированная и блудница запрещены тремя отдельными запретами, точно так же они запрещены первосвященнику – тремя отдельными запретами”. И там же разъяснено, что если коэн последовательно нарушает эти запреты, вступая в близость с несколькими женщинами, он карается бичеванием за каждую из них – вне зависимости от того, были ли нарушены эти запреты в порядке, указанном в стихе Торы, или нет.

Итак, мы выяснили, что каждый из этих запретов – самостоятельная заповедь, и поэтому за нарушение каждого из запретов следует отдельное наказание.

И там (Кидушин 78а) разъясняется, что коэн карается за нарушение одного из этих запретов только после того, как, взяв в жены одну из запрещенных ему женщин, вступит с ней в близость. И вот слова мудрецов: “Вступил в близость – карается бичеванием, не вступил – не карается, потому что написано: “Вдову и разведенную, и профанированную, и блудницу пусть он не берет... и нельзя ему бесчестить семени своего...” (Ваикра 21:14-15). Почему ему запрещено “брать” такую жену? Чтобы не “бесчестить семени своего”.

Законы, связанные с выполнением этих четырех заповедей, полностью разъяснены в трактатах Йевамот и Кидушин.

 

 

 

162-я заповедь – запрещение первосвященнику вступать в близость с вдовой, даже не беря ее в жены. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “...И нельзя ему бесчестить семени своего...” (Ваикра 21:15).

Обычному коэну запрещен именно брак с указанными женщинами, поскольку в стихе сказано: “Женщину блудницу и профанированную пусть они не берут, и женщину, отверженную своим мужем, пусть они не берут” (Ваикра 21:7); “не берут” – имеется в виду “не берут в жены”. Вместе с тем, нарушитель не подлежит наказанию до тех пор, пока не вступит в близость с такой женой, как мы разъясняли выше (НД 158-160).

Но если коэн вступает в близость с одной из запрещенных ему женщин, не заключая с ней брака, он не подлежит наказанию, поскольку на подобную близость данные запреты Торы не распространяются (НД 161), – и тем не менее, поступать так запрещено, и в результате такой близости женщина становится “профанированной”.

Однако к первосвященнику обращены два запрета Торы, первый из которых: “Вдову и разведенную, и профанированную, блудницу пусть он не берет...” (Ваикра 21:14) – это запрещение “брать” в жены; и второй: “...нельзя ему бесчестить семени своего” – это запрещение вступать в близость, даже не заключая брака.

Сказано в трактате Кидушин (78а): “Рава признает, что если первосвященник вступает в близость с вдовой, даже не заключая с ней брака, он карается бичеванием, ведь сказал Милосердный: “...нельзя ему бесчестить семени своего”, а этот бесчестил”. И там же разъяснено: “Первосвященник, взявший в жены вдову, карается бичеванием дважды: получает 39 ударов за нарушение запрета “пусть он не берет” и 39 ударов за нарушение запрета “нельзя ему бесчестить семени своего”.

Под этот запрет подпадает только близость с вдовой, поскольку вдова запрещена исключительно первосвященнику и разрешена обычному коэну, а в результате близости с первосвященником она приобретает статус “профанированной” и становится запрещенной для других коэнов. Однако в отношении разведенной, блудницы и профанированной на первосвященника распространяются те же запреты Торы, что и на каждого коэна, поскольку эти женщины запрещены всем коэнам в равной степени.

 

 

 

 

 

163-я заповедь – запрещение вступать в Святилище коэнам, отрастившим волосы, подобно скорбящим, которые не стригутся в течение 30-ти дней. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Волос ваших не распускайте” (Ваикра 10:6). В переводе Торы на арамейский язык разъяснено: “не отращивайте ваших волос”. И пророк Йехезкель добавляет, говоря  о законах, связанных с коэнами: “И головы своей пусть не бреют, и волос не отращивают, пусть остригают головы свои” (Йехезкель 44:20).

И еще одним подтверждением того, что в речении “Волос ваших не распускайте” запрещается именно отращивать волосы, подобно скорбящим, служит комментарий на речение Ашема относительно прокаженного. Сказано в Торе: “Волосы его должны быть распущены...” (Ваикра 13:45), и поясняется в Сифре: “волосы прокаженного должны быть длинными и растрепанными (как у скорбящего по умершему)”.

И еще сказано в Сифре: “Волос ваших не распускайте” – не отращивайте ваших волос”.

Этот запрет повторен также по отношению к первосвященнику: “Коэн же высший из братьев своих... волос на голове своей пусть не распускает” (Ваикра 21:10).

Если бы запрет не был повторен, мы бы могли подумать, что повеление “Волос ваших не распускайте” было дано сыновьям Аарона Элазару и Итамару именно потому, что они находились в трауре по умершим братьям (а Ашем запретил коэнам придерживаться обычных законов траура), однако коэну, не пребывающему в трауре, отращивать волосы разрешено. Поэтому-то Писание повторяет запрет в отношении первосвященника, и указывает причину запрета – чтобы коэн был прекрасен в своем служении.

Коэн, который преступив этот запрет, несет служение с “распущенными” (т.е. не стриженными более 30 дней) волосами, подлежит смерти.

Среди нарушителей законов Торы, подлежащих смерти “от руки Небес” (Санхедрин 83а), назван также “коэна, который нес служение с распущенными волосами”, ведь написано: “И сказал Моше Аарону и Элазару, и Итамару, сынам его: волос ваших не распускайте и одежд ваших не раздирайте, дабы вы не умерли” (там же).

Если же коэн с распущенными волосами входит в Храм, но не несет там служения, – он преступает запрет Торы, однако смерти за это не подлежит.

 

 

 

164-я заповедь – запрещение коэнам входить в Святилище в разорванных одеждах. И об этом речение Ашема: “...И одежд ваших не раздирайте, дабы вы не умерли” (Ваикра 10:6). И сказано в Сифре: “Одежд ваших не раздирайте” – не рвите ваших одежд”.

И этот запрет также повторен по отношению к первосвященнику: “...И одежд своих пусть не раздирает” (там же 21:10). И знай, что запрет повторен, чтобы научить нас: первосвященнику запрещено разрывать одежды по умершему родственнику даже не в час служения.

В Сифре (Эмор) объясняется: “...Волос на голове своей пусть не распускает и одежд своих пусть не раздирает” – по умершему; пусть не отращивает волос и не разрывает одежд по умершему – подобно другим скорбящим. Как же он выполняет заповедь разорвать одежды по умершему? Первосвященник разрывает одежду внизу (в месте, где это не так заметно), а обычный коэн – вверху”.

 Коэн, который преступив этот запрет, несет служение в разорванной одежде, подлежит смерти, как и нарушивший запрет служить с “распущенными” волосами. Если же коэн входит в разорванной одежде в Святилище (но служения не несет), он преступает запрет Торы (однако смерти не подлежит).

И только первосвященнику запрещено отращивать волосы и разрывать одежды, даже если он не входит в Святилище, и в этом заключается различие между ним и обычным коэном при выполнении данной заповеди.

 

 

 

165-я заповедь – запрещение коэнам покидать Святилище в час служения. И об этом Его речение: “И за двери Соборного Шатра не выходите, а то умрете, ведь масло помазания Ашема на вас” (Ваикра 10:7).

Этот запрет также повторен по отношению к первосвященнику – Ашем повелел: “И из Святилища нельзя ему выходить – и не осквернит он Святилище своего Б-га” (там же 21:12).

Сказано в Сифре (Шмини): “И за двери Соборного Шатра не выходите” – может быть, и в час служения, и не в час служения? Тора говорит: “И из Святилища нельзя ему выходить – и не осквернит он Святилище своего Б-га” – т.е. коэну запрещено прерывать служение, чтобы этим не осквернить Святилище. “...Ведь масло помазания Ашема на вас” – может быть, запрет касается только Аарона и его сыновей, которые были помазаны священным маслом, и только они, если покидают Святилище в час служения, подлежат смерти. Откуда известно, что запрет распространяется на всех коэнов во всех поколениях? Тора говорит: “Ведь масло помазания Ашема на вас” (т.е. помазание, совершенное для Аарона и его сыновей, остается в силе для всех его потомков, как сказано /Шмот 40:15/: “Стало помазание их правом вечного священства в роды их”).

И знай, что для первосвященника существует дополнительный запрет: ему нельзя сопровождать похоронную процессию – и в этом прямой смысл стиха “И из Святилища нельзя ему выходить” (ведь написано: “И ни к какому умершему не должен он подходить... и из Святилища нельзя ему выходить – и не осквернит он Святилище своего Б-га”). И во второй главе трактата Санхедрин (18а) разъясняется, что если у первосвященника умер даже близкий родственник, то он в похоронной процессии не участвует. А выучили мудрецы этот закон как раз из стиха “...Из Святилища нельзя ему выходить”.

И из этого же стиха можно сделать вывод, что первосвященнику разрешено продолжать служение даже в тот день, когда умер его близкий родственник.

Так сказали мудрецы в трактате Санхедрин (84а): “Из Святилища нельзя ему выходить – и не осквернит он Святилище своего Б-га”, – речь идет именно о первосвященнике, тогда как обычный коэн оскверняет Святилище в том случае, если в день, когда умирает его близкий родственник, продолжает служение и не покидает Святилище”, – т.е. обычному коэну, наоборот, запрещено нести служение в день смерти близкого родственника.

Этот закон разъяснен в конце трактата Орайот (12б): обычному коэну запрещено нести служение в день смерти близкого родственника, а первосвященнику предписано продолжить служение даже в этот день скорби.

Из всего сказанного ясно, что слова “...и не осквернит он Святилище своего Б-га” – это не запрет, а констатация того, что служение первосвященника не оскверняет Святилище, даже в том случае, когда он совершает служение в день смерти своего близкого родственника. Т.е. Писание говорит “...и не осквернит он Святилище своего Б-га” с целью разъяснить причину запрета: “...Из Святилища нельзя ему выходить” – чтобы не прерывать служение и не осквернять Храм.

Таким образом, из речения “...и не осквернит он Святилище” невозможно извлечь никакой самостоятельной заповеди – ни в отношении обычного коэна, ни в отношении первосвященника, как это ясно тому, кто разобрался в “принципах”, предпосланных данному сочинению (см. “8-ой принцип”).

 

 

 

И мы видели, что все три вышеприведенных запрета – “Волос на голове своей пусть не распускает, и одежд своих пусть не раздирает...  и из Святилища нельзя ему выходить” (Ваикра 21:10,12) – повторены относительно первосвященника только для того, чтобы прояснить определенные детали этих законов. Но это те же самые три заповеди “Не делай”, что и запреты “Волос ваших не распускайте и одежд ваших не раздирайте... и за двери Соборного Шатра не выходите” (там же 10:6-7).

В час, когда Элазар и Итамар были потрясены смертью своих братьев, Надава и Авиу, наш учитель Моше известил их, что даже в таком великом горе им нельзя нарушать всех этих запретов: нельзя  распускать волосы, разрывать на себе одежды и покидать Святилище, прерывая служение. А затем Писание повторяет запрет в отношении первосвященника – для того, чтобы разъяснить, что запрещено покидать Святилище именно в час служения. И то, что коэн подлежит смерти только в том случае, если он покинул Святилище именно в час служения, мы узнаем из стиха: “И из Святилища нельзя ему выходить – и не осквернит он Святилище своего Б-га”, как мы разъясняли.

И несмотря на то, что речения, обращенные к первосвященнику, накладывают на него особые, дополнительные, запреты, только его касающиеся, – тем не менее, в соответствии с принципами, приведенными в предисловии (см.“9-ый принцип”), они не являются отдельными заповедями: ведь основное содержание этих речений – ограничить запреты, за нарушение которых коэн подлежит смерти, именно часами его служения. Пойми это.

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.