Из цикла «Коммандировка в Египет», темы: Меир Левин, Раби Акива, Изучение Торы, Рассказы
Я приближаюсь в сумраке несмело, и с трепетом целую мел и пыль. На этом камне, выпуклом и белом. Сладчайшее из слов земных — Рахиль! И. Бунин
Примерно 19 веков тому назад на территории современного Израиля жили три, выражаясь современным языком, еврейских олигарха. Я не знаю, в чём именно заключался их бизнес, однако все трое были глубоко верующие добрые люди. Была у одного из них единственная дочь, красавица, умница, обладательница хорошего характера. Лучшие женихи мечтали о такой невесте, не говоря уже о тесте.
И вдруг несчастье свалилось на голову богача. Дочь-красавица влюбляется в невежду-бедняка вдвое старше её! Человека, ненавидящего мудрецов! Отец так мечтал, что его зятем будет великий в Торе еврей… В гневе богач отказывается от дочки — он простил бы ей всё, но отдать невежде своё состояние…!? Лучше раздать его бедным и никогда, никогда не увидеть дочь!
Рахель в отчаянии. Она любит отца, но как объяснить ему, что ею движет? И что её решение — это не простая игра гормонов, а осознанный выбор. Воистину, только великая душа способна увидеть в другом великую душу! Она сама объясняется с избранником, которому и в голову не могла придти этакая наглость: думать о дочке хозяина! Какое же качество увидела Рахель? По-моему, абсолютную честность. А как вы думаете?
Сорокалетнему человеку трудно начать учиться и вообще плыть против течения. И особенно трудно переносить насмешки. Приведу один пример. На американской военной базе испытывались самолеты. Пилоты-испытатели всегда были наиболее дисциплинированной частью американской армии. При неисправности самолета им по инструкции полагалось катапультироваться. Но значительная часть летчиков нарушала инструкцию, пытаясь спасти самолет! Психологи не могли понять, в чем дело? Почему люди рискуют карьерой и в конце концов жизнью? Выяснилось, что они просто боялись насмешек сослуживцев, — а вдруг про них подумают, что они сделали не всё, что могли, чтобы посадить самолет?
Дьявол, по-моему, прежде всего шут. И его боятся. Кстати, не с этим ли страхом связана авария самолета президента Польши, когда по непонятным причинам квалифицированные летчики нарушают инструкцию? Сейчас изобретают ужастики про всякие суперсекретные русские психические пушки, а мне кажется, здесь обычная человеческая психология.
Чтобы убрать страхи своего мужа, Рахель проводит эксперимент. Она нанимает человека с лошадью, кладет на неё дерево и так проводит лошадку по базару. В первый день люди хохочут, потом смех уменьшается, на пятый день все уже замолкают. Муж понимает намёк: не бойся насмешников, они скоро устанут и утихомирятся. И, пройдя «начальный курс» рядом с супругой, он уходит учиться в центры еврейской мудрости.
Двадцать четыре года раби Акива учится, не видя супругу. И вот минута торжества. Глава поколения и более того, духовный глава всего нашего двухтысячелетия в окружении 24000 учеников возвращается к супруге. Отец Рахели отдает ему свое состояние, и раби Акива провозглашает своим ученикам, что всем знанием Торы, которая есть у него и у каждого из них, они обязаны Рахели!
Восемнадцать лет тому назад я был в гостях у брата. Тогда же там гостил рав Авиэзер Вольфсон. Он рассказал историю раби Акивы и добавил, что мне надо учиться.
— Но ему было сорок, а мне уже сорок восемь! Он был здоров и у него была Рахель!
— Начни учиться, Рахель будет!
Я не поверил, но переехал в Иерусалим и начал учиться, правда, без особого успеха. Недавно, возвращаясь к месту учебы на автобусе, подсел к израильтянину с невероятно доброжелательным лицом.
— Что мы так сидим? Давай говорить друг другу слова Торы.
Я начал первый. Мудреца из меня не получилось и даже на иврите я говорю в стиле: «мой твоя не понимай». Но говорить не боюсь. Я стал рассказывать историю другой Рахели, жены Якова, о том, что мы живем в её заслугу. Собеседник вежливо кивал.
— А ты слышал о Рахели, жене раби Акивы?
— Ещё бы! — засмеялся я. — Меня на этой истории пытались заставить учиться.
— И ты?
— Начал!
— Ну как?
— Да никак. Вы же слышите мой иврит!
— Ты учишься?
— Как-то!
— И сколько у тебя учеников?
— Ни одного! Впрочем, я и не заслужил. Плохо учусь.
— А если вспомнишь?
— Ну, если считать читателей моих книг и слушателей моих песен, наберётся сотни тысяч.
— Ты пишешь книги?
— Да.
— А раньше?
— Не писал.
— Почему?
— Не было потребности.
— А ещё?
— Песни.
— О чём?
— О Всевышнем, о своем народе.
— Жена не мешает учиться?
— Нет. Наоборот.
— Чем раби Акива заслужил 24000 учеников?
— Он учился 24 года.
— И что, каждому полагается за год учебы 1000 учеников?
— Нет, но ему было очень трудно.
— Недостаточно.
— Не знаю.
— Думай скорее. Я выхожу.
— Все равно не знаю.
— За то, что в его поколении никто не посмел сказать, что ему поздно начинать учиться! И раби Акива начал в сорок и стал главой поколения. До свидания. Передавай привет Рахель.
— Какой?
— Своей. Скажут, что есть раби Акива и нет Рахели — не верь!!!
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»