Из цикла «Коммандировка в Египет», темы: Меир Левин, Уважение, Вера, Рассказы
Внизу не встретишь, как не тянись, за всю свою счастливую жизнь десятой доли таких красот и чудес. В. Высоцкий
Недавно я был на приеме у нашего семейного врача, доктора Марка Шварцмана. Он принадлежит к редкой в нынешнее время категории педантов. Для такого высшая оценка коллеги заключена в словах: «он ничего не пропустит!». И ещё перед ответом доктор любит не торопясь подумать. А это уж вовсе несовременно! Нынче люди, в восторге от развития техники, думать активно разучаются. И если, скажем, верно дарвинское воспоминание о том прекрасном дне, когда у обезьяны отпал за ненадобностью хвост и она с перепугу превратилась в человека, то скоро наступит и следующий этап прогресса: у современного человека могут атрофироваться мозги. Во что он превратится, с ходу сказать не берусь… Ну, может, в средне-статистического «совка», американца или израильтянина?
Самая любимая пословица в Израиле: «не волнуйся, все будет хорошо!» («аль тидаг, игье беседер!») до боли напоминает хрущевское: «не беспокойтесь, ваши внуки будут жить при коммунизме!». До экономического кризиса люди на Западе обитали по схеме — в 7 лет в школу, в 15 первая любовь, в 18 конец школы, в 22 диплом колледжа, в 30 женитьба, в 35 единственный ребенок, в 60 (65) пенсия и путешествия… Б-га не видно и Он как-будто совсем не нужен. Робкие попытки бунта 60-х годов прошлого столетия закончились безрезультатно. Если, конечно, не считать «крутых» музыкальных жанров и причёсок, да и привычки гулять по городу практически нагишом.
Ну ладно, побрюзжали по-стариковски и будет. Короче, в то утро доктор Марк Шварцман выписал мне лекарство. Я спросил насчет артериального давления супруги. Обычно у неё оно повышенное, а в тот день вдруг понизилось.
— Марат, постоянный в этом мире только Всевышний. Всё остальное меняется. Поэтому ты неделю два раза в день измеряй ей давление. Придёшь с результатами.
Фраза поразила меня чёткостью. Я вспомнил свои беседы с самыми разными людьми. Первый вопрос обычно — «уважаешь ты меня или нет?». Если «нет», давай поругаемся. Коли «да», вот тебе рецепт и иди отсюда по-добру, по-здорову (пока). Кто тут, собственно говоря, доктор (слесарь, психолог, замначальника склада…)? А Марк говорил со мной по делу, так, как будто мозги мои ещё не совсем растаяли от жары!
И я вспомнил свои давние мытарства в попытках разобраться, есть ли Б-г и чему это мои друзья и предки уделили столько часов и веков? К сожалению, немало книг по «популяризации иудаизма» оказалось построено по принципу: «Ну-ка иди сюда, идиот! Я объясню тебе, насколько ты идиот, потому что ты настолько идиот, что даже не соображаешь, насколько ты идиот!».
И тогда я вывел себе первое правило: уважительно относись к собеседнику. И не только уважительно, но и умей найти в нём настоящее достоинство. Потому что если не угадаешь, то он поймет, что ты неискренен и тебе от него что-то надо. Как обычному рекламному агенту.
Но предположим, что «ты его уважаешь», да и лично к тебе у него претензий нет. И что он пока не пытается тебе объяснить, насколько ты сам идиот и сколько ты теряешь от своего идиотского образа жизни. Тогда возможны три варианта:
1) Он с тобой полностью согласен. Но он всегда так жил и жить будет, а какие-то мелкие вещи, как, скажем, Шабат, кашрут — так это же не главное. Главное — «это чтобы в душе покой и согласие»;
2) Ты, конечно, во всём прав, но он так пока не может;
3) Ты опять-таки во всём прав, но он так не хочет.
Вариант четвёртый, это когда он действительно начинает думать и искать, конечно, возможен. По моему опыту, это произойдёт только при наличии эмоционального компонента. Или он уже раньше заинтересованно искал, или он к тебе относится с симпатией, или обнаружилось у вас некое «сродство душ».
Единственный раз в жизни мне задали вопрос, на который у меня семь лет не было ответа. Мы разговорились о песнях и книгах. Мой собеседник, доктор искусствоведения, спросил: «Я не верю в Б-га, но не настолько же, чтобы не понимать, как то, что Вы делаете, необходимо для евреев! А Ваше начальство и настолько не верит?» И мне стало очень не по себе. Наверно, он попал в тот невысказанный вопрос, который я сам себе не раз ночью задавал.
Семь лет я искал ответа. Злился, негодовал, переживал, спрашивал и вдруг вчера нашёл его. Ведь Всевышний не только постоянен, но и совершенен. А, мир в котором я живу, и я сам в первую очередь, от совершенства далеки. Тем более, что у людей в этом мире есть выбор между добром и злом.
Помогли шахматы. Шахматист, стремящийся найти обязательно лучший ход, попадает в цейтнот и проигрывает. А играющий «по схеме», «как положено» гениальный план или комбинацию, конечно, не изобретёт, но и глупо второпях не запутается. Так что мои и того умного доктора претензии неуместны. Тем более неясно, прав ли я?
Что же делать? Вспомнил притчу: голубь, символ еврейского народа, пришел к Б-гу с жалобой на то, что его все обижают. Ему предложили для защиты клюв и когти. Он отказался. Не его методы. Тогда ему дали крылья. На следующий день он опять пришел и сказал, что крылья мешают ему убегать.
– Глупыш. Рожденный летать не должен бегать или ползать — улыбнулся Всевышний.
Так что если все мои переживания будут только из-за того, что в мире мало света, а не от того, что мне не позволяют включать и выключать прожектор… И если я осознаю, что я — это одна из скрипок Его оркестра… То, наверно, я не стану превращать смычок в рапиру, а буду наслаждаться музыкой и ждать взмаха дирижерской палочки. И тогда мне обязательно удастся «бросить свой лучик света в этот неброшенный Б-гом мир»!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»