Из цикла «Избранные комментарии на недельную главу», темы: Пятикнижие, Бешалах, Вера, Рав Шимшон Рефаэль Гирш, Исход из Египта, Богобоязненность, Песнь Красного моря, Рассечение моря, Комментарий
17—18. …Цель создания еврейского народа состояла в том, чтобы среди всех народов мира, жизнь которых развивается под водительством Бога, хоть они и не осознают этого, появилась одна нация, обладающая полным осознанием Бога. Национальная жизнь подобного рода требует от каждого человека использования всех своих сил и резервов для достижения поставленной Богом цели. И каждый человек непременно должен понимать, что успех его усилий зависит от помощи Бога, которая обещана за любой поступок, совершенный с преданной покорностью Ему. Однако (сыны Израиля) еще не были готовы к такому образу жизни. Они еще не осознавали, что непосредственное Божественное Провидение для тех, кто преданно подчиняется Его заповедям, способно не только спасти их от гибели, но и может обеспечить день за днем их выживание независимо от того, что происходит вокруг. Их еще предстояло научить этому пониманию посредством чрезвычайных событий. В этом заключался смысл скитаний Израиля по пустыне; таково было назначение долгого странствия, в которое Бог ныне вынуждал отправиться сынов Израиля.
19. Следует подумать, почему этот факт упомянут здесь, а не выше, когда отбытие из Рамсеса упоминается в первый раз. Возможно, тем самым, (Писание) хочет подчеркнуть контраст. Шестьсот тысяч вооруженных людей на своем пути в землю, обещанную им Богом, не верят до конца в это обещание, чтобы противостоять оппозиции и биться с нею, будучи уверенными в победе на основании этого обещания. В то время как настоящий еврей — как Йосэф — смотрит с полной уверенностью, даже после своей смерти, на исполнение Божественного обещания и находит свою веру вполне обоснованной…
Глава 14
11. У них появились сомнения по поводу миссии Моше. Учитывая положение, в котором они оказались, и глядя на вещи их глазами, легко понять их опасения. Как могли они столь безоговорочно принять такой необычный путь, которым Бог поведет их к цели; путь, не имевший прецедентов в истории, противоречащий естеству и здравому смыслу. Как отмечает в книге Кузари раби Иеуда Алеви, эти упорные сомнения на деле являлись важным подтверждением подлинности миссии Моше. Моше имел дело с народом, чей ум был ясен и трезв, не затуманен фантасмагорическими представлениями, с нацией, которую нелегко обмануть. И если в конце концов эта нация добровольно пошла на то, чтобы веками сражаться с целым миром и принимать мученичество ради «учения этого человека Моше», то одно это является убедительным доказательством того, что свершившиеся события склонили ее к несокрушимой вере в подлинность миссии «этого человека Моше»…
19. Море должно было расступиться не перед Ангелом Бога, а перед людьми, которые вверились Ему.
20. Облако встало между двумя лагерями, и лагерь египтян оставался во мраке, тогда как Бог осветил лагерь Израиля огненным столбом.
31. Страх и вера — это два чувства по отношению к Богу, которые должны оставаться вечно живыми и бодрствующими в сердце и сознании еврея. Есть лишь Один, Кого мы должны бояться и Кому мы должны верить одновременно. Это — Бог, Единый Бог, Который является таким же любящим, как и справедливым, и таким же справедливым, как и любящим, и Чья всемогущая власть равно не знает границ — излучает ли Он любящую доброту или проявляет справедливость. Раскрыть смысл и познать эти три аспекта: Его справедливость, которой нужно бояться всегда, Его любящую доброту, которую нужно постоянно ждать с верой, и Его беспредельную власть, свободно повелевающую всеми созданиями, в которой одновременно проявляется и любящая доброта и справедливость, — вот в чем вечное значение момента освобождения, уникальные в своем величии, когда ранее порабощенная, а ныне свободная на века нация увидела перед собой распростертого и бездыханного египетского колосса. Но это служило не только доказательством всемогущей власти Бога, Который одаривает добротой и справедливостью. Это — важный момент вечного свидетельства правдивости Его слуги Моше. Рука Моше простерлась над морем, и именно рукой Моше Бог повел Египет к гибели, а Израиль — по пути, ведущему к жизни и свободе.
Глава 15
1. ЗАПОЮ ЖЕ Я ПЕСНЮ Б-ГУ, чтобы восславить Его, чтобы разнести знание о Нем повсюду, о том, каким бесконечно возвышенным Он показал Себя в том событии, свидетелем которого мы здесь были.
КОНЯ И ВСАДНИКА. Он сбросил в море ту могучую армию, которой мы так боялись, и Он, только Он, совершил это.
ЗАПОЮ. Я хочу найти слова, достойные Его, в которых выразились бы мои чувства…
2. ЭТО — МОЙ Б-Г. Восприняв Его здесь как Того, кто Один определяет мою судьбу и мою внутреннюю жизнь, и в будущем я отдам в Его власть всю свою жизнь, внутреннюю и внешнюю, чтобы Он направлял и определял ее, — только тот, кто так посвящает себя Богу, может утверждать, что Он — «его» Бог. Он станет в буквальном смысле слова Силой, Которая движет мной.
И Я СДЕЛАЮСЬ ОБИТАЛИЩЕМ ЕМУ. Я предложу Ему себя в качестве обиталища; вся моя жизнь и все мое существование станут храмом для Его прославления, местом, в котором Он раскроется. Таково естественное следствие осознания «Это — мой Бог».
… ОН БЫЛ Б-ГОМ МОЕГО ОТЦА, И Я ВОЗНЕСУ ЕГО ЕЩЕ ВЫШЕ. Он уже доказал, что является Богом моих отцов; еще мои отцы признавали Его таковым и передали это знание мне. Но я сделаю все, чтобы еще больше узнать о Его величии и Его власти. Эти слова определяют миссию каждого последующего поколения в Израиле: все упорнее продолжать распространение знаний о Боге и преданности Ему.
3. Отсюда начинается выражение нового знания о Боге, полученное в этом испытании: Созидатель нового и лучшего будущего для человечества является «Мужем брани», могущим одолеть любую силу в человеческом обществе, которая пытается противостоять Его планам создать это лучшее будущее.
Б-Г ЕГО ИМЯ. Это заложено в самом Его Имени, под которым Он нам Себя объявил. Путь к спасению, несущий добро от Бога, должен пролегать через уничтожение зла.
4. ОН СБРОСИЛ В МОРЕ. ירה означает не просто «бросать», оно означает «метать» нечто в определенную цель. Поэтому данный термин обычно применяется, когда речь идет о стрельбе.
… Бог ведет войну противоположно тому, как это делает человек. Вступая в битву, человек мечет снаряды во врага, а Бог швыряет Своего врага на снаряд.
11. …Любая песня, которая возвеличивает Бога, но не вызывает чувства страха перед Ним, не говоря уже о песне, которой пытаются заменить страх перед Богом, является Богохульством! Выражение נורא תהילות (Страшный в восхвалениях) остается жестким эталоном для всех «песен восхваления», которые были созданы на земле со времени «Песни у моря» и которые, осознанно или неосознанно, строились по ее образцу. תהילות (досл. «песни, возвещающие о /могущественных/ деяниях») описывает объективное восприятие Бога; יראה (страх) обозначает субъективное воздействие этих восприятий на нас.
** 13. Стихи с 3-го по 7-й и с 8-го по 12-й рассматривают это событие как раскрытие Бога в Его вызывающем благоговение величии и могуществе, побеждающем все иные силы, физические и политические. Стихи с 13-го по 17-й показывают, как это же самое событие раскрыло Бога в Его всеобъемлющей любви, когда Он направлял и создавал нацию. Первые две группы из четырех стихов были посвящены страху перед Богом; четыре следующих стиха посвящены вере в Него. Поскольку ст. 14 называет филистимлян в качестве первой нации, которой предстоит сотрястись, а ст. 15 (начинающийся словами «а сейчас») называет Эдом и Моав, создается впечатление, что ст. 13 и 14 относятся к первоначальному воздействию Исхода из Египта, тогда как ст. 15 и далее относятся к отзвукам перехода Израиля через Красное море. Когда Бог впервые освободил Свой народ и вывел его из Египта, чтоб он завладел Эрец Исраэль, в первую очередь страх охватил филистимлян, так как они почувствовали, что им грозит вполне реальная опасность, ср.: «… через землю филистимлян, потому что она близко» (Шмот 13:17). Но теперь, когда Бог направил народ через пустыню, через Красное море и вдоль его побережья так, чтобы они сначала вступили в страну с юго-востока, страх почувствовали Эдом и Моав, находящиеся близ границы.
ТЫ ПОВЕЛ. До этого момента темой песни было содеянное Богом в Египте; теперь же в песне говорится о том, что сделал Бог для Израиля. Термин נחה означает «ведущий к цели». Слово נהל всегда употребляется для обозначения того, кто «ведет» или «направляет» какой-то слабый объект и относится к его слабости с должным вниманием… Отсюда: в Своей любящей доброте Ты не только спас этот народ, но и взял на Себя руководство им на пути к цели. В Своем могуществе, которому никто не может противостоять, Ты сумел привести их прямо к месту назначения, т.е. в обиталище Твоей Святости. Но, относясь с пониманием к их слабости и незрелости, Ты вел их таким путем, по которому у них достало сил следовать. (Ср. 13:17). Освобождение Израиля от рабства и бесчестья в Египте было первым и самым значительным актом Божественной справедливости, но та забота и руководство, которые Бог даровал после этого сынам Израиля, была актом чистой любящей доброты, любовной заботы о благе другого. Цель, которой нужно было достигнуть, состояла не во владении плодородной землей, а во владении землей, которая должна была стать местом проявления абсолютной власти Бога.
17. …Моше и Израиль видят себя в качестве слуг Бога и орудий великого Божественного свободного будущего, основы которого Он ныне заложил тем, что раскрыл миру Свое уникальное, могущественное царство справедливости и любящей доброты. По этой причине песня завершается взглядом в отдаленное будущее: «Бог будет царствовать во веки веков». Это может означать не только то, что Бог будет царствовать во всей будущей жизни, т.е. как мы воспринимаем Его всемогущую власть здесь, на берегу моря, так Он будет распространять Свою власть всегда, но это означает еще и то, что когда-то, в далеком будущем, которое, несомненно, наступит, Бог станет Царем всего человечества…
20. СЕСТРА ААРОНА. Ее позиция среди женщин была сродни той, которую Аарон занимал среди мужчин. Аарон распространял среди мужчин Слово, открывавшееся Моше; Мирьям делала тоже самое среди женщин…
25. …Там Бог даровал нации основы Своего Закона, и там нация опробовала их; тот факт, что горькая вода стала сладкой, убедил народ в том, что власть неотделима от полного подчинения воле Бога.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»