Из цикла «Так скажи дому Яакова», темы: Шаббат, Женщина, Дов Айзенберг, Запреты в Субботу
Как уже упоминалось, все запреты шабата равно относятся к мужчинам и женщинам. В этом разделе мы обсудим те Мелахот, которые представляют особый интерес для женщин или касаются их. Следует особенно подчеркнуть, что здесь дано очень краткое описание лишь некоторых Мелахот, и для их точного понимания необходимо обращаться к Шульхан Аруху. (Прим. ред.)
В Шабат (и Йом Тов) запрещено использовать губную помаду, румяна, тушь для ресниц, лак для ногтей и другие красящие вещества. Тем не менее, это не означает, что нельзя есть вишню, чернику или любую другую пищу, которая красит губы и пальцы. Согласно некоторым Поским, можно употреблять пудру, имеющую цвет натуральной кожи, поскольку она не придает коже искусственный оттенок.
Волосы нельзя расчесывать в Шабат и Йом Тов, но их можно пригладить мягкой щеткой. Обычно держат в доме специальную мягкую щетку, чтобы использовать ее в Шабат и Йом Тов. Помаду для волос использовать нельзя.
Шиньон или парик (Шейтл) тоже предпочтительней не расчесывать, хотя некоторые авторитеты позволяют это. И волосы, и парик запрещено заплетать и расплетать.
Деодорантом в аэрозольной упаковке можно пользоваться, если он без запаха. Но некоторые разрешают использовать и пахучие деодоранты при условии, что ими брызгают на кожу, но ни в коем случае не на одежду. Существуют авторитеты, относящие то же самое к лаку для волос, но только в том случае, если лаком обрызгивают полностью уложенные волосы; после обрызгивания лаком следует избегать даже легкого приглаживания волос. Для парика можно использовать только лак без запаха.
Женщины могут надевать дождевые шляпы в Шабат , хотя существуют различные мнения относительно того, могут ли это делать мужчины. (Дождевая шляпа — это косынка из полиэтилена, специально предназначенная для защиты от дождя. (Прим. ред.)
Женщины и девушки могут носить в Шабат золотые или позолоченные часы. Разрешено также надевать кольца, брошки, серьги и другие ювелирные изделия.
Если у пальто или жакета есть пришитый капюшон, такие пальто и жакет можно носить в Шабат, даже если капюшон не надет на голову (но прикрепление капюшона должно быть постоянным. Если же он пристегивается к пальто кнопками или пуговицами, или при помощи молнии и его не собираются надеть на голову, то капюшон следует снять с пальто).
Если пояс на пальто, жакете или другой одежде носят незавязанным (незастегнутым), такой пояс должен быть пришит к одежде.
Перчатки носить разрешено, и многие женщины их носят, хотя некоторые воздерживаются от этого, чтобы не снять их (например, когда пожимают руку) и случайно не понести их по улице. Гигиенические прокладки носить можно, но только если они используются не исключительно для защиты одежды.
Посуду и столовые приборы можно мыть в Шабат и Йом Тов, только если они нужны в этот день (в Йом Тов, приходящийся на пятницу, можно помыть для нужд Шабата). В этом случае можно вымыть сколько угодно посуды — даже больше, чем необходимо, — при условии, что хотя бы некоторые из вымытых предметов будут использованы. Например, разрешается вымыть десять суповых тарелок несмотря на то, что потребуется только одна или две. Чашки и стаканы можно помыть в любое время, так как они, как правило, используются в течение всего дня. Грязную посуду, из-за которой могут возникнуть проблемы с насекомыми, разрешается вымыть, даже если она больше не понадобится.
Девушки и женщины, работающие приходящими нянями, должны знать, что нельзя требовать или получать отдельную плату за услуги, оказанные в Шабат или Йом Тов. Тем не менее, если женщина работает няней также и в будни, можно получить общую плату и за то, и за другое, но при этом не оговаривается отдельно сумма, являющаяся платой за Шабат (или количество времени, проведенное с ребенком в Шабат). Другое рекомендуемое разрешение данной проблемы — заплатить няне чуть больше, чем обычно, но вручить всю сумму скорее как подарок, чем как плату.
Матери маленьких детей должны знать, что существует множество Диним, касающихся приготовления еды, мытья и пеленания, ухода за больными детьми, игр и т.п. Им следует знать детали этих Диним, чтобы должным образом соблюдать Шабат и Йом Тов. Подробный и авторитетный обзор этих важных предметов дан в книге Рабби Ш.Вагшала «Уход за детьми в Шабат и Йом Тов».
с разрешения издательства Швут Ами
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»