Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

1:8

Йеуда бен Табай и Шимон бен Шетах приняли (Тору) от них. Йеуда бен Табай говорит: «(Судья), не делай из себя адвоката. И когда тяжущиеся предстанут перед тобой, пусть будут в твоих глазах подобны злодеям. Когда же они покидают тебя, пусть будут в твоих глазах подобны оправданным — после того, как приняли на себя приговор».

Не делай из себя адвоката. Это означает: не уподобляйся тем, кто учит тяжущихся, что нужно говорить в суде, и представляют перед судьями претензии сторон. Мишна обращается к судье и требует, чтобы он ничего не объяснял тяжущимся. Из слов Талмуда (глава Эйн толин) следует, что в те времена люди, пришедшие в суд, излагали свои позиции самостоятельно, а затем адвокаты переформулировали их слова по-другому и представляли суду. Поэтому адвокаты называются на Святом языке орхей адаяним, те, кто «приводит в порядок» слова истца и ответчика. Ведь в противном случае (если бы сами спорящие в суде не присутствовали — перев.) такая процедура была бы запрещена законом Торы, так как судьи должны услышать доводы сторон «из их уст», а не от третьих лиц.

Мы уже сказали выше, что эти мудрецы, (слова которых собраны в трактате Авот), говорили о важнейших и принципиальнейших вещах. И Йеуда бен Табай понял, что эта (принятая в то время процедура) становится препятствием (на пути правосудия), потому что так начинают поступать и сами судьи.

И многие из тех, кто оступился, сами были мудрецами и великими праведниками, как в трактате Ктубот (52б), где рав Йеуда сказал о себе: «Мы же поступили, как адвокаты!», — или в Бава меция, глава Азаав, где такое сказал про себя рав Нахман.

От этого следовало особо предостеречь, потому что даже одно слово может превратить судью в адвоката, и тогда ему будет запрещено трактовать закон и судить. Ведь эта небольшая помощь оборачивается огромным злом, когда из-за нее извращается суд и закон. Поэтому Йеуда бен Табай и решил сказать именно об этом.

И второе его наставление, что, когда тяжущиеся предстанут перед тобой, пусть будут в твоих глазах подобны злодеям, — это тоже великое наставление. Ведь иногда судье (с первого взгляда) кажется, что один из тяжущихся — праведник, а второй — злодей. И он начинает выискивать доказательства невиновности того, кто кажется ему праведником. Об этом сказано: пусть тебе представляется, что оба они — злодеи. Именно злодеи, а не праведники, потому что в противном случае судья не сможет беспристрастно исследовать их утверждения, а станет принимать все их слова на веру и никогда не докопается до истины. А если они оба представляются ему злодеями, он станет тщательно проверять утверждения обоих и искать в них обман, и так истина откроется.

Затем он говорит, что, когда они покидают тебя, пусть будут в твоих глазах подобны оправданным — после того, как приняли на себя приговор. Нет сомнений, что принятие приговора указывает на благие душевные качества. Ведь человек не склонен видеть за собой вину, именно поэтому он и приходит в суд. А когда он принимает (обвинительный) приговор и соглашается с ним, он являет себя праведником, а потому и в твоих глазах должен быть праведником.

Фразу когда тяжущиеся предстанут перед тобой, пусть будут в твоих глазах подобны злодеям можно понять еще вот как. В любом случае один из спорящих поступил не по закону, а второй, поскольку решил перенести их спор в суд, подобен первому. В трактате Швуот (39б) Талмуд, рассказывая о процедуре принесения клятвы в суде, пишет, что находящиеся в это время в зале суда говорят друг другу: «Давайте отойдем подальше от этих злодеев!» И там же, разъясняя стих Торы «Клятва Б-жья да будет между ними», Талмуд говорит, что обязанность клясться на самом деле налагается на каждого из тяжущихся. И смысл обоих высказываний один и тот же: поскольку они спорят друг с другом в суде, оба они называются злодеями, пока не примут на себя приговор, — а тогда они станут подобны праведникам. Ведь само то, что они вначале ссорились, а затем приняли решение суда, есть проявление их праведности. Именно эта праведность заставила их примириться со справедливым приговором, поскольку о суде сказано (Дварим 16): «К справедливости, к справедливости стремись!» И если предстоящие в суде вначале спорили и ссорились, — это было до того, как они достигли праведности, то есть, справедливого решения спора. Но, когда вынесено справедливое решение, они принимают на себя саму справедливость. Именно поэтому они оба теперь подобны праведникам.

До принятия приговора тот из них, кто прав, намеревался судиться с тем, кто не прав, а потому оба они были подобны злодеям — ибо всякий, кто раздувает ссору, считается злодеем, и (в этом отношении) мы принимаем в расчет только сам факт ссоры (а не то, кто из ссорящихся прав). А после вынесения и принятия приговора ссоры больше нет, и получается, что и до сих пор между ними была не ссора, а просто спор относительно принадлежности некоей суммы денег. Теперь они оказались праведниками, так как перестали ссориться.

с разрешения издательства Швут Ами


Чтобы понять, почему Храм был построен именно в Иерусалиме, нам следует сначала понять, каковы функции Храма. А затем вдуматься: в чём сущность Иерусалима и почему именно этот город подходит для того, чтобы в нём был построен Храм. Попытаемся же задуматься, в чём сущность Иерусалима, чем он отличается от других городов? Читать дальше

Гибель Иерусалима

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

«Оживший» мертвец

Журнал «Мир Торы»

Предлагаем вашему вниманию рассказ из книги Менахема Герлица «Ерушалаим шель мале» - «Этот возвышенный город» в переводе Александра Красильщикова.

Западная Стена Храма — Котель Маарави

Журнал «Мишпаха»

Западная стена Иерусалимского Храма — самое святое место молитв после разрушения Храма почти 2000 лет назад. Здесь мы оставляем записки с просьбой к Б-гу, здесь мы молимся о возрождении Храма. По преданию Б-жественное присутствие никогда не покидает Стены Плача... Западная Стена Храма — Котель Маарави. Обычаи, факты и даты.

Берлин и Иерусалим

Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах

Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе

История еврейского народа 32. Осажденный Иерусалим

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Весной 3828 (68) года Тит подтянул свои войска к Иерусалиму.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

История еврейского народа 6. Эзра и Нехемия

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Духовная жизнь в Эрец Исраэль. Эзра-спаситель. Народное собрание. Миссия Нехемии.

Саба Кадиша

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Уже в молодые годы р. Альфандари стал известен как бааль мофет — чудотворец, чьи слова способны оказывать влияние на реальность. Один из таких случаев произошел на глазах множества свидетелей. Группа ученых-натуралистов обсуждала в его присутствии вопрос о причинах землетрясений: в дискуссии назывались многочисленные геологические и климатические факторы, вызывающие это грозное явление природы. В конце концов, ученые пришли к выводу, что в настоящий момент в районе Стамбула никаких естественных предпосылок для зарождения «подземной бури» не существует. «Знайте, — обратился к ним р. Альфандари, — что хотя, по вашим прогнозам, землетрясение сейчас никак не может произойти, но если Творец захочет, чтобы оно произошло именно сейчас, то так и будет». В этот момент раздался тревожный подземный гул, и весь Стамбул был потрясен могучим содроганьем земли