Из цикла «Чтобы понять и постичь», темы: Еврейская женщина, Элиэзер Гервиц, Положение женщины в обществе
Совершенно очевидно, что для того, чтобы мир продолжал существовать, в нем должны присутствовать мужчины и женщины. То же справедливо и для еврейского мира. Без соответствующего вклада в продолжающуюся еврейскую жизнь как со стороны еврейских мужчин, так и еврейских женщин, иудаизм сильно проиграл бы. Роль женщины, существенная со многих точек зрения, становится очевидной на выдающихся примерах еврейской истории. Среди них мы находим Сару, пророческим даром превосходившую Авраама, Ривку, чье понимание истинной природы своих сыновей было глубже, чем у ее мужа Ицхака, Рахель и Лею, которые дали жизнь коленам Израилевым, женщин поколения пустыни, отказавшихся поклониться золотому тельцу и давшим свои украшения для Мишкана, Хану — самоотверженную мать пророка Шмуэля, пророчицу Хулду, Рут, чья преданность иудаизму легла в основание династии царя Давида, ее правнука, Хану, отдавшую жизнь, чтобы не поклоняться идолам, Яэль, которая обезглавила вражеского военачальника Сисеру, и Эстер — царицу, спасшую своих сородичей-евреев от поголовного истребления. Перечисление женщин, самозабвенно преданных Торе на протяжении всей еврейской истории и тем самым помогавших и воодушевлявших тех, кто их знал, было бы бесконечным.
В то же время следует помнить, что мужчины и женщины принципиально отличаются друг от друга, и, в первую очередь, тем, что именно женщина, а не мужчина, вынашивает ребенка. В этот период женщине требуется особенная помощь и поддержка мужа. Следует также отметить, что, говоря общо, мужчина обладает более грубой и агрессивной натурой, в то время как в женщине заметны большая чувствительность и здравый смысл. Правда, это справедливо не во всех случаях.
В Торе нигде не говорится, что женщины в каком-либо смысле ниже мужчины интеллектуально или по своим природным данным. Нет никаких оснований полагать, что женщина не в состоянии выполнять функции президента, сенатора, губернатора или главы предприятия так же, а может и более успешно, чем мужчина. Нет также основания платить женщине меньше за равную с мужчиной работу. Иудаизм строго осуждает эксплуатацию женщины в качестве объекта сексуальных притязаний или стереотипный взгляд на женщин как на существа, лишенные индивидуальности.
Однако в результате физических, а может быть и психических различий между мужчиной и женщиной они могут наилучшим образом служить Б-гу на разных путях.
Например, уже упоминалось ранее, именно женщина, вынашивающая под сердцем свое дитя, обычно лучше приспособлена для его дальнейшего воспитания (хотя участие мужа в этом процессе, конечно, тоже необходимо). Женщина, которая кормит ребенка грудью, чувствуя, что он является частью ее самой, более чувствительна к нуждам маленького существа. Воспитание детей — одна из самых важных задач еврейского общества, впрочем, как и всякого другого. Если на детей не обращают должного внимания, не любят их, не понимают и не дают им надлежащего религиозного и гражданского воспитания, они доставят обществу массу хлопот. Мать с ее способностью к пониманию ребенка и любви к нему особенно годится для выполнения этой задачи. Согласно еврейскому закону, решение вопроса о принадлежности ребенка к еврейскому народу основано на идентификации его матери, а не отца. Поэтому мать играет руководящую роль в создании еврейской семьи, и еврейские матери не раз доказывали, что являются основной силой выживания семьи в вековой битве с гонениями и лишениями.
Признавая этот факт, еврейский закон определил доминирующее положение женщины в доме, отдав во владение мужчине общественную арену. Именно потому, что роль женщины в домашнем хозяйстве велика, ей поручены многие заповеди, связанные с домом, — как, например, зажигание субботних свечей и отделение халы. С другой стороны, мужчине отданы заповеди, относящиеся к общественной жизни, такие как молитва в миньяне, обязанности раввина и свидетельствование в общественном суде. То, что заповедей, относящихся к общественной жизни, больше, чем касающихся жизни домашней, не означает, что первая область предпочтительней. Усилия как мужчин, так и женщин в равной степени необходимы для сохранения еврейства.
Некоторые считают, что ежедневное благословение «Благословен Ты, Ашем… что не сотворил меня женщиной» свидетельствует о том, что иудаизм признает женщину низшим существом. На самом деле, так мужчины благодарят Б-га за то, что он предоставил им особую возможность выполнять больше мицвот, чем женщины, т. к. женщины освобождены от всех мицвот, связанных с определенным временем (мицвот асэ шеазман грама), таких как талит, тфилин и некоторые праздничные заповеди. Тора не обязывает женщин посещать синагогу и дом учения, чтобы молиться и учиться каждый день. Если бы это требовалось и от них тоже, кто бы заботился о детях и управлял домашним хозяйством? (Другая возможная причина освобождения женщин от некоторых мицвот состоит в том, что женщина лучше изолирована от отрицательного влияния общества и находится на более высоком духовном уровне: она рожает детей и поэтому играет более значимую роль в Б-жественном акте творения. Мужчины же имеют больше связей с внешним миром, чаще соприкасаются с негативными влияниями и поэтому нуждаются в постоянном напоминании о верховной власти Создателя.) Освобождение от ряда мицвот дает женщине больше времени для реализации своего жизненного предназначения. Это не наказание, а благоприятная возможность.
Следует также отметить, что еврейская жена, безусловно, не считается собственностью мужа. Уже несколько тысячелетий она пользуется преимуществами, которых до недавнего времени были лишены жены у других народов. Согласно еврейскому брачному контракту, муж обязан обеспечить своей жене поддержку, защиту и благополучие. Ему запрещено ухаживать за другими женщинами и причинять своей жене какой-либо вред. Поэтому разводы среди ортодоксальных евреев, хотя и воз-можны, но случаются не часто, а физическая расправа над женой — распространеннейшее явление в современном «цивилизованном» обществе, — у евреев почти не встречается. В случае развода муж должен обеспечить своей бывшей жене финансовую поддержку. Мы видим, что в еврейской семье к жене относятся не как к рабыне, а скорее как к привилегированному партнеру.
В последнее время роль женщины в обществе подвергалась радикальному пересмотру. Многие восстали против стереотипного образа женщины — пассивной принадлежности дома. Бесспорно, вклад женщин в разные аспекты жизни общества и их многосторонние таланты часто преуменьшались, и неравенство все еще присутствует во многих сферах. Но не следует также забывать о важности роли женщины как жены и матери. Если все женщины начнут состязаться с мужчинами за первенство как в семье, так и в обществе, пострадает и то, и другое. Семейная жизнь превратилась бы в сплошное сражение. Дети же не только не получат достаточного внимания и руководства, но и будут совершенно сбиты с толку относительно своего жизненного предназначения.
Подводя итог, можно сказать, что Тора определенно признает центральную роль женщин в сохранении и передаче еврейских ценностей и традиций. Она особенно высоко ценит способность женщин воспитывать еврейских детей. Поэтому женщины освобождаются от некоторых специальных мицвот, чтобы у них было достаточно времени для выполнения жизненно важных для всего народа обязанностей. Это, конечно, не означает, что женщины являются людьми второго сорта. Напротив, они незаменимые партнеры в деле сохранения еврейской нации.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.