Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Цикл глав из книги рава Ехезкеля Асхаека — «Здоровая жизнь по Торе»

Каждое разумное существо знает, как оберегаться от явной опасности, но иногда опасность не так явна и заметна. Врачи обладают профессиональной подготовкой в вопросах медицины и здоровья. Они способны подметить опасности, болезни и напасти и подсказать, как с ними бороться. Помимо этого они учат нас мудрости, как сказано: «Кто мудр? Тот, кто предвидит последствия» — то есть, вести здоровый образ жизни, чтобы предотвратить болезни до того, как они нанесут удар по нашему организму. В свете еврейского закона врач наделен особым статусом: в соответствии с мнением сведущего врача принимается алахическое решение.

Так, мы находим в Мишне следующее высказывание (по поводу еды в Йом кипур): «больного кормят в соответствии с мнением сведущих людей». А затем Талмуд (трактат Йома 83а): «Врач говорит: нужно, а больной говорит: не нужно — слушаются врача». И такова алаха (Шулхан Арух, Орах хаим, 618а): «Больного, которому нужно есть — если есть там сведущий врач, даже идолопоклонник, который говорит: если его не покормят, его болезнь, возможно, обострится и он подвергнется опасности, — кормят согласно мнению врача, и не надо говорить о смертельной опасности. Даже если больной говорит: мне не нужно, слушают врача». А Мишна брура уточняет от имени еврейских законодателей: если больной хочет придерживаться более строгого мнения о посте, тогда как ему необходимо есть и пить, о нем говорится: «Но за вашу кровь Я взыщу ответ с ваших душ».

Подумайте только! В вопросе сурового запрета еды в Йом кипур, за нарушение которого следует наказание «карет», раввин опирается на профессиональное мнение врача и заставляет больного есть, даже если сам больной желает поститься! Смотрите, насколько еврейский закон считается с мнением врача!

Более того, даже когда дело касается еще более сурового нарушения субботы, за которое положена смертная казнь, мы ясно видим значимость мнения врача, как гласит еврейский закон (Шулхан Арух, Орах хаим, 328:10): «Любая болезнь, которую врачи расценивают как опасную, даже если она только на внешней стороне тела — из-за нее нарушают субботу». Ту самую субботу, за преднамеренное нарушение которой он уподобляется идолопоклоннику и достоин смертной казни, ту самую субботу, за соблюдение которой евреи из поколения в поколение жертвовали собою — ту самую субботу нарушают в соответствии с мнением врача ради того, чтобы сохранить человеку жизнь.

Все медицинские знания с древнейших времен и до наших дней на языке наших мудрецов называют «умдана» — «приблизительная оценка». Медицинские знания о дальнейшем развитии того или иного явления — это не точные знания, а опыт прошлого и исследования похожих случаев из медицинской практики. Этот опыт включает в себя и последствия касательно будущего (медицинские прогнозы). В законах «пикуах-нефеш» (спасения жизни в случае смертельной опасности) раввин, выносящий решение, не обязан иметь медицинское образование, а может полагаться на «оценку врачей» и в том, что касается нарушения субботы, и в том, что касается еды в Йом кипур.

Из сборника посланий Хазон Иша, часть первая «Мне пришло твое письмо. Знай, дорогой, что здесь нет ни греха, ни вины. Усталость — это закон природы, и не стоит пренебрегать законами природы, потому что то, что мы зовем “природой”, скрывает в себе самое постоянное желание Того, кто все сотворил, да будет Он благословен. Поэтому ты обязан полностью отказаться от учебы на две недели и побольше ешь здоровой и питательной пищи, и побольше спи, и гуляй, и занимайся подобными “пустяками”. И, может быть, тебе стоит приехать сюда на несколько дней… пока ты не наберешься сил».


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»