Из цикла «Секреты еврейской женственности», темы: Еврейский календарь, Еврейская женщина, Законы семейной чистоты, Теила Абрамов
Законы онот: предосторожности в дни предполагаемого начала менструации.
Изучая законы таарат амишпаха, женщина начинает лучше понимать особенности своего организма. Законы онот (она — день или ночь, когда женщина ожидает начала менструации) — одно из средств такого самопознания. Что требуется от женщины в этот период?
Прежде всего, как мы уже много раз говорили, в этот период женщина не может допустить супружеской близости, ибо, если менструация начнется в момент близости, это приведет к нарушению одного из самых строгих запретов Торы.
Известно, что у большинства женщин менструация не начинается в определенное время. Тем не менее, всегда существует некоторая цикличность, которую можно выявить. Приведенные ниже законы дают женщине возможность установить заранее закономерность менструального цикла и рассчитать свои онот.
Согласно законам таарат амишпаха каждая еврейская женщина должна рассчитывать свои онот. Эти законы сформулированы так, что любая женщина может произвести вычисления онот самостоятельно. Даже тем женщинам, которые предпочитают избегать цифр и лишних подсчетов, не следует бояться сложности расчетов, — они достаточно просты. Тем, кто все же испытывает затруднения, можно посоветовать делать эти подсчеты вместе с мужем, а если возникают вопросы — обращаться за советом к раву.
Прежде всего, необходимо знание следующих определений:
1. Что такое она? Это день или ночь, когда у женщины может начаться менструация. Под понятием день подразумевается время от восхода солнца до заката. Под понятием ночь — время от захода солнца до восхода.
2. Весет — менструальный период.
Для соблюдения законов онот каждой женщине следует вести записи, в которых фиксируется дата начала менструации по еврейскому календарю, точное время и любые особые проявления, сопровождающие начало менструации. Использование еврейского календаря существенно важно для всех подсчетов, без них практически невозможно выполнять эти законы.
Приведем пример вычисления одной даты по еврейскому календарю (вычисление ведется от одного захода солнца до другого).
Тамуз Июль 8 число, среда 9 число, четверг 8 июля солнце заходит в 18.50. Если менструация началась в среду 8 июля в 16.00, то еврейской датой будет 11 тамуза. Если же она началась в среду 8 июля в 19.00, то еврейская дата — 12 тамуза.
Очень важно знать, что она определяется, исходя из даты и времени суток, в которое началась менструация. Если ¦это произошло днем, то и период она приходится на дневное время, если — ночью, то и она, соответственно, будет ночью.
В период она следует соблюдать следующие предосторожности:
1. Строго запрещена супружеская близость, следует избегать объятий и поцелуев, необходимо делать бдику так же, как это делают в течение семи чистых дней. Если она приходится на день, лучше сделать две бдики, одну утром и одну перед заходом солнца. Если она приходится на ночь, рекомендуется сделать одну бдику вечером и одну — утром, сразу после сна. В случае, если менструация не началась в период она, а женщина забыла сделать бдику, ей следует, тем не менее, сделать проверку, как только она вспомнила об этом. Пока проверка не сделана, супружеская близость запрещена.
2. Предпочтительнее в период она принимать душ, а не ванну. Если, тем не менее, возникла необходимость принять ванну, бдику следует сделать до нее.
Расчет онот
Календарный расчет этого периода основан на определении характера менструального цикла. Существуют две категории циклов регулярный и нерегулярный.
1. Регулярным называется цикл (на иврите — весел! кавуа), когда три раза подряд менструация начинается в одно и тоже определенное время. Слова «в одно и то же определенное время» надо понимать в том смысле, что три последовательные менструации начинаются в один и тот же период она: или в одно и то же число по еврейскому календарю трех последовательных месяцев (весет аходеш), или через некий интервал, трижды повторившийся (весет афлага). С другой стороны, если у женщины установлен регулярный цикл, но три раза подряд менструация по какой-либо причине не начиналась в ожидаемое время, то весет кавуа отменяется. Для определения или отмены этой категории цикла следует обратиться к раввину, так как закон содержит много частных оговорок. (В действительности, существуют тринадцать алахически определяемых типов регулярности.) Важно заметить, что в наше время регулярный цикл — явление редкое.
(Есть — и другие типы регулярных циклов. Один из них — весет агуф — характерен тем, что начало менструации сопровождается специфическими симптомами. Другой — весет аль ядей маасе — проявляется тогда, когда начало менструации связано с определенной деятельностью. Оба цикла определяются вне связи с фактом начала менструации в конкретный период она. Однако, в некоторых случаях оба признака сочетаются и весет устанавливается или по времени или в связи с определенными физическими признаками.)
Нерегулярный цикл — весет ло кавуа. Таков в наши дни менструальный цикл у большинства женщин. Даже если менструация начинается у женщины каждый раз примерно в одно и то же время, тем не менее, при определении онот следует поступать по правилам, описанным в еледующем разделе. В дни онот надо соблюдать особую предосторожность (отделение от мужа и бдикот, описанные выше).
Примечание: многие онот часто приходятся на один и тот же день. Поэтому указанные предосторожности приходится соблюдать лишь несколько дней в месяц.
Важно знать, что все расчеты ведутся от первого дня последней менструации. Еще раз напомним: все подсчеты проводятся по еврейскому календарю, где день (вернее сутки) продолжается от захода до захода солнца.
Онот, соблюдаемые при нерегулярном цикле
1. Онат аходеш — месячная она. Дата (по еврейскому календарю), которая в предыдущем месяце являлась первым днем менструации. Она приходится либо на день, либо на ночь, в зависимости от того, в какую часть суток началась последняя менструация.
Пример: предыдущая менструация началась 13 тишри днем. Она будет днем 13-го хешвана.
2. Онат афлага — она интервала: количество дней между двумя последними менструациями. Подсчитывая этот промежуток времени, женщина начинает с первого дня предпоследней менструации и заканчивает первым днем последней менструации, включая первые дни обеих менструаций (например, промежуток между воскресеньем и пятницей — шесть дней). Она интервала также приходится либо на день, либо на ночь, в зависимости от того, в какое время суток началась последняя менструация.
Пример: предпоследняя менструация началась 1 тамуза ночью. Последняя менструация началась 3-го ава днем. Промежуток между ними тридцать два дня. Она придется на 4-е элула — через тридцать два дня после 3-го ава.
(По мнению некоторых равинов следует соблюдать дополнительные меры предосторожности в онат аходеш и в онат афлага, т.е. соблюдать предписанные правила также накануне предполагаемого дня или ночи начала менструации.)
3. Она бейнонит — так называемая средняя она:30-й день с начала последней менструации. По мнению многих авторитетов, желательно считать она бейнонит также и 31-й день. Она бейнонит продолжается 24 часа каждого из этих двух дней (48 часов, если считать и 31-й день), т.е. ночь и день даты по еврейскому календарю.
Пример: последняя менструация началась 23 швата. 30-й день приходится на ночь и день 22-го адара (а 31-й день — на ночь и день 23-го адара).
В еврейском месяце всегда 29 или 30 дней. Таким образом, если в еврейском календаре 29 дней, то 30-й день (который всеми соблюдается как она бейнонит) совпадает с онат аходеш. Если в еврейском месяце 30 дней, то с онат аходеш совпадает 31-й день (в случае соблюдения его как она бейнонит).
(Некоторые авторитеты полагают, что женщина, у которой менструация никогда не начинается раньше 30-го дня, не обязана соблюдать она бейнонит.)
Дополнительное правило касается женщин, у которых интервал между менструациями всегда варьируется в пределах трех дней, например, если менструация всегда начинается между 26 и 29-м днем цикла. В этом случае, в дополнение к названным онот, женщина должна делать проверку до и после супружеской близости в каждый из этих трех дней, на который в этом месяце не приходится она.
4. Весет агуф — менструация, начинающаяся сразу после появления определенных физических ощущений. Женщина, у которой началу менструации всегда предшествуют определенные симптомы, должна при появлении этих симптомов считать себя пребывающей в состоянии начала менструации и соблюдать предосторожности, описанные выше. (Сказанное не относится к головной боли, спазмам, тошноте и т.п. — ощущениям, часто предшествующим менструации, но обычным и в другое время.)
Весет агуф — явление довольно редкое, и женщине не следует самостоятельно определять, соответствуют ли переживаемые ею ощущения симптомам данной категории еесета. По этому вопросу надо посоветоваться с равом.
Законы онот, касающиеся женщин, у которых обычно нет менструации
Существует три ситуации, в которых статус женщины определяется как месулекет дамим — не имеющей менструаций.
1. Беременность. Женщины, у которых в период беременности обычно не бывает менструации, не должны соблюдать онот. Женщина, у которой менструация в период беременности наблюдается, должна соблюдать онот по схеме нерегулярного цикла, даже если у нее сохраняется регулярный цикл. Если же у беременной женщины нет менструаций, применяются следующие законы: женщина с нерегулярным циклом должна соблюдать меры предосторожности в первый месяц беременности. После этого, поскольку у нее больше нет менструаций, она не должна соблюдать онот. Женщина с регулярным циклом должна соблюдать меры предосторожности в соответствующий день в течение первых трех месяцев. (Женщина, у которой есть регулярный цикл интервалов, не должна соблюдать онот после первого месяца.)
2. Роженица. Роженица (или женщина, у которой был выкидыш) не должна соблюдать предосторожности она в течение первых двадцати четырех месяцев после родов, если у нее нет менструации. Если же менструация началась в течение первых двадцати четырех месяцев, женщина должна соблюдать предосторожности она, как при нерегулярном цикле.
(Если до родов у женщины был регулярный цикл, то, в соответствии с алахой, она не должна соблюдать онот по регулярному циклу раньше, чем через двадцать четыре месяца. В наше время, однако, вошло в обычай соблюдение онот и в течение этих двадцати четырех месяцев, если менструация возобновилась.)
3. Климактерический период. Женщина, у которой до климактерического периода был нерегулярный цикл, не должна соблюдать предосторожностей она с момента прекращения менструаций. Если же менструация возобновилась, она должна соблюдать те же предосторожности, что и при нерегулярном цикле.
Женщина, у которой был регулярный цикл до начала климактерического периода, обычно продолжает соблюдать обычные для нее онот в течение шести месяцев с момента прекращения менструации. Если же после этого менструация возобновилась, она соблюдает предосторожности онот как женщина с нерегулярным циклом.
ОБРАЗЕЦ КАЛЕНДАРЯ
Март — Адар/Нисан
Пн. |
Вт. |
Ср. |
Чт. |
Пт. |
Суб. |
Вc. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
А 1/19 |
2/20 |
3/21 |
4/22 |
5/23 |
6/24 |
7/25 |
8/26 |
9/27 |
10/28 |
11/29 |
12/30 |
13/31 |
|||
Апрель |
— Нисан/Ияр |
|||||
Пн. |
Вт. |
Ср. |
Чт. |
Пт. |
Суб. |
Вc. |
14/1 |
15/2 |
16/3 |
||||
17/4 |
18/5 |
19/6 |
20/7 |
21/8 |
22/9 |
23/10 |
24/11 |
25/12 |
26/13 |
27/14 |
28/15 |
29/16 |
Б 30/17 |
ВГ 1/18 |
Д 2/19 |
3/20 |
4/21 |
5/22 |
6/23 |
7/24 |
8/25 |
9/26 |
10/27 |
11/28 |
12/29 |
13/30 |
|
Май — |
— Ияр/Сиван |
|||||
Пн. |
Вт. |
Ср. |
Чт. |
Пт. |
Суб. |
Вc. |
14/1 |
||||||
15/2 |
16/3 |
17/4 |
18/5 |
19/6 |
20/7 |
21/8 |
22/9 |
23/10 |
24/11 |
25/12 |
26/13 |
27/14 |
28/15 |
29/16 |
1/17 |
Е32/18 |
ЖЗ/19 |
И 4/20 |
5/21 |
6/22 |
7/23 |
8/24 |
9/25 |
10/26 |
11/27 |
12/28 |
13/29 |
14/30 |
15/31 |
А. Менструация началась в субботу 1 нисана (19 марта) в 16.00 (заход солнца в 18.00). Таким образом, она приходится на дневное время суток.
В ияре соблюдаются следующие онот:
Б. Она бейнонит — средняя она. 30-й день — 30 нисана, воскресенье, 17 апреля. Она продолжается от захода солнца в субботу до захода солнца в воскресенье.
В. 31-й день — I ияра, понедельник, 18 апреля. Она продолжается от захода солнца в воскресенье до захода солнца в понедельник.
Г. Онат аходеш — месячная она. 1 ияра, понедельник, 18 апреля. Она продолжается от восхода до захода солнца.
Д. Следующая менструация началась вечером с понедельника, 18 апреля, на вторник, 19 апреля, в 19.00, т.е. 2 ияра (заход солнца в 18.20). Таким образом, она приходится на ночь.
В сиване соблюдаются следующие онот:
Е. Она бейнонит — средняя она. 30-й день — 2 сивана, среда, 18 мая. Она продолжается от захода солнца во вторник до захода солнца в среду.
Ж. 31-й день — 3 сивана, четверг, 19 мая. Она продолжается от захода солнца в среду до захода солнца в четверг.
3. Онат аходеш — месячная она. 2 сивана, среда, 18 мая. Она продолжается от захода солнца во вторник до восхода солнца в среду.
И. Онат афлага — она интервала. Интервал между менструациями — тридцать два дня. 4 сивана, пятница, 20 мая. Она продолжается от захода солнца в четверг до восхода солнца в пятницу.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.