Из цикла «Секреты еврейской женственности», темы: Вода, Миква, Еврейская женщина, Законы семейной чистоты, Теила Абрамов, Ритуальная чистота
Из всей семьи только г-же Клейн и ее дочери Розе удалось после многочисленных трудностей вырваться из-за «железного занавеса» и приехать в Израиль. Муж г-жи Клейн умер в России, а сын не смог получить выездную визу. Когда мать и дочь приехали в Израиль, Роза закончила школу и поступила учиться в педагогический институт. И вот наступил момент, когда она сообщила матери о своем намерении выйти замуж.
Когда до свадьбы оставалось несколько дней, г-жа Клейн сказала дочери: — Знаешь Роза, ты представить себе не можешь, как был бы счастлив отец, если бы узнал, что ты выходишь замуж в Эрец Исраэль и будешь жить по законам Торы и выполнять мицвот. Когда мы жили в России и ты еще была маленькой девочкой, нам приходилось скрывать от тебя, что в подвале нашего дома находилась миква, благодаря которой сорок еврейских семей нашего городка могли соблюдать законы таарат амишпаха. Страшно вспомнить, с какой опасностью это было связано. Прежде всего, нужно было постараться скрыть строительство миквы от КГБ. Большую часть миквы твой отец построил один, но нужно было как-то объяснить соседям для чего нужно такое количество строительных материалов. К тому же миква должна была быть кашерной и необходимо было пригласить раввина из Москвы для необходимых консультаций; это тоже было связано с невероятным риском.
— А соседи так ничего не узнали? — спросила Роза.
— Некоторые интересовались. Как-то один из соседей решил выяснить, куда ведет новый люк возле лестницы и пришел как раз в тот момент, когда отец менял воду в микве. Когда он спросил у отца, что тот делает, отец ответил ему, что из-за перебоев с водой он вынужден построить собственный колодец. Но по виду соседа было видно, что тот не поверил этой истории. Конечно же мы переживали, что он может рассказать о том, что видел в нашем подвале, но что было делать, мы не могли жить иначе, миква была необходима всем еврейским семьям, и ею пользовались, несмотря на огромный риск.
Оба понятия — таара (ритуальная чистота) и тума (нечистота), данные в Торе, недоступны нашему пониманию. Рамбам пишет: «Законы ритуальной чистоты и нечистоты относятся к таким установлениям Торы, которые не могут быть поняты человеческим умом». Поскольку сами эти понятия по природе своей б-жественнны, переход от статуса тума к статусу таара, по определению, должен быть освящен Всевышним. Кульминацией этого процесса является окунание в микву и, естественно, подготовка к нему. Еврейские женщины на протяжении столетий подвергали свои жизни опасности, но строго соблюдали законы таарат амишпаха.
Что такое миква?
Слово миква в буквальном переводе означает «скопление». В тексте Торы, где идет речь о законах ритуальной чистоты и нечистоты, сказано: «Источник или резервуар, где есть скопление вод {миква), должен быть чистым» (Ваикра 11:36).
Опираясь на этот стих и на другие высказывания, наши мудрецы постановили в малейших деталях все законы, по которым сооружается резервуар, содержащий указанное «скопление вод». На протяжении веков везде, куда их забрасывала судьба, евреи следовали этим законам при сооружении миквы, которая является настолько важным атрибутом еврейской общины, что по закону Торы она должна быть построена раньше, чем будет сооружена синагога и куплен первый свиток Торы.
Как правило, в современном здании миквы есть бассейн с водой (во многих миквах их несколько), ванные комнаты и душевые, а также приемная. Во многих миквах есть сауна и предлагаются дополнителные услуги — от парикмахерской до косметического кабинета. Только женщины могут оценить эти дополнительные удобства, украшающие микву и делающие ее посещение приятным. Однако все эти приятные излишества второстепенны — фактически, посещение миквы это процесс духовного перехода в состояние ритуальной чистоты. Как далеко такое понимание от широко распространенного неверного представления, согласно которому термин тума отчасти относится и к физической нечистоте. Трудно понять, как могла возникнуть такая ошибка. Обязательным является тщательное мытье до миквы, но ведь законы Торы требуют окунания в воды миквы также и во многих других случаях, когда речь не идет о физической нечистоте. Например, перед дарованием Торы на горе Синай весь еврейский народ должен был окунуться в микву. Другой пример: приступая к выполнению своих обязанностей в Храме, а также в процессе службы, священнослужители тоже должны были окунуться в микву. В Йом Кипур первосвященник был обязан окунуться в микву пять раз. Этого требует также процесс перехода в иудаизм.
Из этих примеров можно понять, что функция миквы заключается в том, чтобы обеспечить переход на новую духовную ступень и сделать человека способным достичь более высокого уровня святости.
Способы выполнения мицвот неотделимы от ожидаемого результата. Что это значит? Мы можем достичь духовной высоты, к которой ведет нас Тора только прибегнув к специфическим средствам, данным Всевышним. Разве ктонибудь станет трубить в обычную трубу вместо шофара!
То же самое и с миквой. Это не ванна, сауна или бассейн, пусть даже она оснащена всеми удобствами. Да, физическая чистота необходима для выполнения этой мицвы, но только как подготовка к ней. Само по себе принятие ванны никак не может заменить окунания в микве, ибо последнее — это процесс духовной трансформации и обычное мытье нас только к этому подготавливает. Заповеданный Всевышним переход от состояния тума к состоянию таара осуществляется только погружением в микву. Рамбам пишет по этому поводу: «Погружение — это действие, совершаемое на основе веры, поскольку ритуальная чистота не является грязью, которую можно смыть водой».
Рут, преподавательница по вопросам таарат амишпаха, ведет индивидуальные занятия по этой теме. К ней обращаются невесты перед свадьбой для знакомства с законами супружеской жизни. Нередко Рут сама сопровождает невест в микву.
Однажды мать одной из невест пришла в микву вместе с дочерью. Пока девушка принимала ванну перед окунанием в микву, мать и Рут ждали ее в приемной.
— Знаете, — обратилась мать невесты к Рут, — дочь перессказала мне некоторые ваши лекции. И надо сознаться, они произвели на меня большое впечатление.
— Это не мои лекции, — улыбнулась Рут, — это лекции Торы. Меня просто научили объяснять другим то, что там написано. На самом деле, еще совсем недавно эти традиции передавалась от матери к дочери.
— Да, я знаю. Моя мама учила меня правилам и законам таарат амишпаха, и я соблюдаю некоторые из них. В положенное время я отдаляюсь от мужа, отсчитываю дни и даже делаю проверки. Я только не хожу в микву. После семи дней я просто принимаю ванну. Знаете, мне кажется, что требование окунаться в микву было оправдано в прежние времена, но мы живем в современном мире и наши санитарные условия на более высоком уровне.
Рут неоднократно приходилось слышать подобные мнения, и она уже собиралась ответить, как вдруг женщина сказала, что сегодня как раз тот самый день, когда она должна принимать ванну.
— Какое удивительное совпадение, — подумала Рут. И решила предложить женщине окунуться на этот раз в микву, а не принимать ванну. Ей не пришлось очень долго уговаривать мать невесты, которая и сама была под впечатлением неожиданного поворота событий. Через некоторое время она вошла в комнату, где находилась миква, выслушала, что необходимо делать, и впервые окунулась в воды миквы. По дороге домой Рут размышляла: «В какое странное время мы живем. Матери учатся у дочерей…»
Урок, преподанный матери невесты, четко сформулирован Рамбамом: «Если женщина вымылась в ванне, даже если на нее прольются все воды мира, ее статус останется точно таким же, как до мытья,… поскольку только окунанием в микву осуществляется переход от нечистоты к чистоте».
Всю свою замужнюю жизнь эта женщина думала, что окунание в микву не имеет особого значения и все это только потому, что она их не понимала. Но очень многие правила и законы иудаизма необходимо принимать на веру; это касается, в частности, вопросов ритуальной чистоты и нечистоты, и погружения в микву. Однако внимательное изучение законов раскрывает глубокие философские ценности и позволяет осознать смысл этих установлений. Кстати говоря, в еврейской философии и мистицизме предпринято много попыток с целью исследовать эти глубины.
Многие законы, связанные с понятием тума, связаны с соприкасанием с чем-то неживым. Например, прикосновение к трупу или скелету животного делает человека таме, ритуально нечистым.
С началом менструации женщина также испытывает некоторую жизненную потерю. Прошел месяц, в течение которого она не забеременела, хотя ее яйцеклетка была готова к этому. Тора считает потерю потенциальной жизни источником ту мы.
Вода, напротив, является источником жизни, она необходима всем живым существам. Мы знаем, что зародыш также развивается в пузыре, который заполнен водой.
Б-жественую заповедь погружения в микву можно рассматривать как переход из состояния причастности к смерти в состояние возрождения к жизни. Погрузившись в воды миквы, женщина переживает обновление и вновь становится потенциальным партнером Ашема в вечном акте Творения. Она выходит из животворных вод миквы как бы заново рожденной, то есть вновь готовой к зачатию.
«Каждый месяц женщина обновляется, окунаясь в микву, и возвращается к мужу столь же желанной, как и в день свадьбы. Так же как луна обновляется каждый Рош ходеш (новомесячье) и все ждут ее появления, так и женщина обновляется каждый месяц, и муж ждет ее. И она любима, как новобрачная» (Пиркей Де Рабби Элиэзер).
Я помню, — вспоминает Тоби, — как впервые пошла в микву. Мне настолько не хотелось туда идти, но выбора у меня не было, ибо мой жених настаивал, чтобы я перед свадьбой пошла в микву.
Я решила быстренько окунуться и как можно скорее уйти. Странно, но мне почему-то там понравилось. Когда я спускалась по ступенькам бассейна, постепенно погружаясь в воды миквы, у меня возникло ощущение, что происходит нечто очень важное.
Я была взволнована испытанием и хотела поделиться с кем-нибудь своим удивительным открытием. Словно прочтя мои мысли, служительница протянула мне тонкую тетрадь с текстом молитвы, которую я прочитала с огромным удовольствием. На улице меня ждала мама.
— Почему ты задержалась? — спросила она. — Ты же говорила, что это займет одну минуту.
— Не знаю, мама. Я была уверена, что пришла сюда в первый и последний раз. Все, что я собиралась сделать — это «нырнуть и вынырнуть», только, чтобы Джек остался мной доволен. Но мое «погружение» было каким-то странным. И мне кажется, что я здесь не в последний раз.
Итак, не всякая вода обеспечивает переход от состояния тума к состоянию таара. Ванна, душ или какая-либо иная водная процедура не могут заменить микву. Что же особенного в ее водах?
Большинство из нас думает: «,вода — она и есть вода». Однако каждый знает, что даже в разных городах вода отличается по вкусу, мягкости и другим признакам. Так ли уж невероятно, что различные воды имеют разную духовную природу? И почему Тот, Кто дал водам миквы очищающую силу, водопроводной воде такой силы не дал?
Законы, касающиеся устройства кашерной миквы, позволяют глубже понять духовную природу ее вод. Бассейн, в который женщина окунается, заполнен свежей водопроводной водой. С этим бассейном соединен резервуар, содержащий дождевую воду. Причем очень важно то, что эту воду нельзя помещать в передвижной сосуд или переносить вручную. Следовательно, вода, в которую мы погружаемся, прямо соединена с водой из естественного источника. Связь с природной водой напоминает нам о связи с первичными водами Творения. Великий мудрец Шаммай сказал: «Честь и хвала женщине, соблюдающей законы ниды. Они отделяют ее от греха и приближают к Ган Эдену».
Рабби Шустер, глава еврейской общины в Южной Калифорнии, долгое время добивался, чтобы в одном из престижных районов было открыто здание новой миквы.
Многие посетители синагоги скептически отнеслись к этой затее, считая, что часто посещать микву будет некому. Однако рабби Шустер провел множество лекций, уроков и семинаров по теме таарат амишпаха и надеялся, что в красивое современное здание миквы женщины станут приходить.
И вот наконец все трудности позади, закончено строительство миквы, пройден курс лекций, есть потенциальные посетительницы, — но неожиданное препятствие испортило всю картину: когда осталось всего-навсего заполнить микву водой, подвела погода, прекратились дожди. Единственный выход из создавшегося положения — ждать нового сезона дождей. Но ведь речь идет о соблюдении мицвот\ «Неужели нет какой-нибудь другой возможности?» — спросил рабби специалиста по алахе.
Возможное решение было найдено. В трактате Микваот есть мишна, в которой говорится, что миква может быть наполнена снегом. Снег считается «естественной водой» и может быть использован, если его поместить в микву до того, как он начнет таять. На вершинах Сиерры свежего снега было достаточно. Оставалось только перевезти его на юг в грузовиках с морозильными установками.
Проблема, вставшая перед рабби Шустером, не была уникальной. На вершине крепости Мецада, возвышающейся в Иудейской пустыне, археологи обнаружили две миквы, построенные тысячу лет назад. Их устройство полностью совпадает с устройством современных микв. В прежние времена, в засушливой местности делали все необходимое для строительства кашерных микв. Оба примера показывают, что нет непреодолимых препятствий для того, чтобы обеспечить связь резервуара с естественными водами, которые и составляют основу миквы.
Одно из важнейших установлений иудаизма — освящение времени. Мужчины освящают время выполненяя мицвот, связанные с определенным периодом времени. Женщины освобождены от выполнения заповедей, связанных с определенным временем. Однако регулярно возобновляющийся менструальный цикл дает возможность женщине уже по сути своей природы осознать ход времени лучше, чем это может сделать мужчина. Поэтому можно сказать, что женщина, погружаясь в микву, освящает месячный цикл или, говоря обобщенно, освящает само время.
Наши мудрецы подчеркивали необходимость погружения в микву вовремя, по окончании семи чистых дней. Они подробно описывали, как велика заслуга и награда женщины, освящающей время тем, что она своевременно погружается в микву. Рав Ицхак Лурия, Аризаль, учил: «Время от времени души, наделенные высоким духовным потенциалом, спускаются в этот мир. Кому выпадает честь дать этой душе жизнь? Женщинам, которые окунаются в микву вовремя». Приведенная ниже история наглядно показывает — насколько важно, чтобы женщина посетила микву вовремя.
Прошли девять лет замужества, но Карен так и не испытала счастья материнства. Несколько курсов лечения не помогли, беременность не наступала. Случайно они с мужем познакомились с системой таарат амишпаха и решили, что Карен следует начать заниматься с преподавательницей. Вскоре супруги почувствовали, что соблюдение этих законов изменило и обогатило их отношения и решили начать придерживаться всех правил. — «По крайней мере выполним свой долг перед Всевышним, — так думала Карен. — Может быть, Он “воздаст” нам за наши усилия».
Как-то вечером, в доме преподавательницы по таарат амишпаха зазвонил телефон. Звонила Карен: — Миссис Лейн! У меня сегодня все идет кувырком: я должна пойти в микву, но у меня нет сил. Во-первых, сломался холодильник. Несколько часов я не могла дозвониться до мастера. В конце концов, я сама поехала в контору, но по дороге попала в пробку. Потом к ужину, который я не успела приготовить, приехали родственники мужа… В общем, у меня голова идет кругом, а я должна сегодня идти в микву. Я помню, как вы говорили, что женщина не должна откладывать посещение миквы, но, может быть, есть исключения? Да и миква уже, наверняка, закрыта. К тому же идет снег!
Миссис Лейн постаралась успокоить женщину и напомнила ей о том, что в микву действительно нужно идти вовремя. Карен успокоилась, но посещение миквы по-прежнему казалось ей невозможным.
— Сейчас уже слишком поздно, а я даже еще не начала готовиться!
Тем не менее миссис Лейн заверила ее, что все будет в порядке: — Я позвоню служительнице миквы и попрошу принять Вас. Впрочем нет. У меня есть ключ. Я сама помогу Вам и сделаю все необходимое.
— Но уже половина одиннадцатого и идет снег!
— Позвоните мне, когда будете готовы. Я буду ждать и сразу выйду.
Карен ничего не оставалось делать, пришлось согласиться, хотя и не хотелось в такую погоду никуда ехать. Но после посещения миквы она испытала облегчение, ибо несмотря на все препятствия, она пришла в микву вовремя. Еще более серьезные основания быть довольной у нее появились через девять месяцев, когда она стала матерью очаровательной девочки.
Окунание в микву отличается от выполнения всех других мицвот. Тфиллин надевают на голову и на руку; мацу едят, в шофар трубят, т.е. в выполнении этих мицвот участвует какой-то один орган. Но когда женщина погружается в воды миквы, то в выполнении мицвы участвуют все органы.
Этот принцип находит отражение в законах, требующих удаления любого постороннего предмета (хацица), который может помешать полному контакту тела с водой. При погружении в микву контакту с водой не должно мешать ничего, ибо во время погружения происходит смена статуса тума на статус таара.
Рамбам по этому поводу пишет: «Женщина не может выйти из состояния нечистоты… если не погрузится в воды кашерной миквы так, чтобы при этом ничто не отделяло ее тела от воды». Но в этом есть и более глубокое содержание. Погружение в микву символизирует связь с источником всего сущего — со Всевышним. Женщина, которая погружается в микву так, что все ее тело покрывает вода, предается Всевышнему полностью, всем своим существом. Только такое погружение делает возможным очищение.
Как-то в один из ненастных дождливых дней небольшая группа людей поднималась по грязной извилистой дороге на Масличную гору. Умерла жена д-ра Кана, старожила Иерусалима, и он в сопровождении родственников и друзей шел ее хоронить.
Десять мужчин, присутствие которых необходимо для проведения церемонии похорон, подошли к свежевырытой могиле. Дождь, ливший как из ведра, и приближение шабата делали задержку малоприятной. Однако служители не хотели опускать тело в могилу, в которой вода поднялась уже фута на два.
Ничего не оставалось делать, как ждать, когда дождь стихнет. Но прошел почти час, дождь не прекращался, вычерпать воду из могилы тоже никак не удавалось. Испытывая нарастающее беспокойство, ибо приближалось время наступления шабата, решили больше не ждать и тело опустили в могилу.
По лицу д-ра Кана текли слезы. Его, едва стоявшего на ногах, обнял друг, который пытался подобрать слова утешения. Но д-р Кан сказал:
— Я не сомневаюсь в правоте Всевышнего. Мне не дает покоя одна мысль. Мы с женой старались соблюдать все еврейские традиции, кроме одной: она никогда не ходила в микву. Не правда ли, какая горькая ирония заключается в том, что после смерти она «удостоилась» погружения в естественную микву.
Необходимо понимать, что процесс окунания в микву содержит нечто большее, чем просто обряд, требующий тщательного выполнения. В момент погружения воды миквы должны полностью покрыть женщину. То же самое должно происходить и в эмоциональном настрое: женщина должна быть полностью погружена в происходящее — ощущение таара, ожидание воссоединения с мужем и, что важнее всего, удовлетворение от выполнения воли Ашема, — все это создает приподнятое настроение. При правильном отношении женщина испытывает настоящую симха шель мицва — радость от выполнения мицвы.
Танах называет Всевышнего Микве Исраэль, буквально «Надежда Израиля» (см. Ирмияу 17:13). Рабби Акива объясняет связь этого Имени с нашей мицвой: «Возрадуйся, Израиль!.. Смотри, кто очищает тебя — твой Отец на небесах, как сказано: Ашем — это миква Израиля. Подобно тому, как миква очищает от нечистоты, так и Всевышний очищает Израиль».
Все понятия в Торе взаимосвязаны: когда народ Израиля понимает, что Всевышний очищает его, он смотрит в будущее с надеждой и уверенностью. Женщина, окунающаяся в микву и признающая, что очищение исходит от Ашема, смотрит в будущее с надеждой и уверенностью.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего