Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Все мы хотим, чтобы наша семья стала тесным союзом. Но как достичь такой близости? И как сохранить ее на протяжении всей жизни? Человеку свойственно «уставать» от привычного. По сути, одна из главных причин стремительного роста разводов в наше время — простое пресыщение. Муж и жена теряют интерес друг к другу, жалуясь, что не находят друг в друге ничего нового.

Благословенной памяти рабби Арье Левин был одним из самых известных людей Иерусалима. Знавшие его говорили, что все его существо как бы излучало истинную любовь и самозабвенную заботу о евреях.

Однажды реб Арье пришел с женой на прием к врачу. Они ждали в коридоре своей очереди, а когда сестра пригласила его жену зайти в кабинет, реб Арье пошел в кабинет вместе с ней.

Доктор удивился, когда увидел, что супруги заходят в кабинет вместе. Вскоре все разъяснилось. Посадив жену на стул, реб Арье сказал врачу: — Доброе утро, доктор. Нам нужна Ваша помощь. Видите ли, у нас болит нога…

Все мы хотим, чтобы наша семья стала тесным союзом. Но как достичь такой близости? И как сохранить ее на протяжении всей жизни? Человеку свойственно «уставать» от привычного. По сути, одна из главных причин стремительного роста разводов в наше время — простое пресыщение. Муж и жена теряют интерес друг к другу, жалуясь, что не находят друг в друге ничего нового.

Эта проблема возникла не сегодня. Тысячи лет назад, отметив существование этой проблемы, Тора предложила нашему народу способ ее разрешения.

Рабби Меир сказал: «Почему Тора требует, чтобы нида считалась нечистой семь дней? Потому что жена может надоесть мужу, и он устанет от нее. Но Тора говорит, пусть жена будет нечиста семь дней, с тем чтобы потом она стала такой же желанной для мужа, как и тогда, когда стояла под хупой

Муж и жена в период, когда жена находится в состоянии нида, воздерживаются от физического контакта, но, как говорится, в разлуке сердце любит сильнее. Правила архакот (отдаление) определяют способы такого воздержания и создают условия для возникновения еще большей близости между супругами.

Многие психологи и консультанты по вопросам брака придерживаются такой же точки зрения, когда стараются помочь супругам преодолеть трудности в налаживании семейных отношений. Они рекомендуют супругам избегать физического контакта в течение определенного времени в надежде на то, что временное воздержание возродит их взаимное влечение.

Воздержание — как выполнение установлений Торы, имеет, однако, преимущество по сравнению с воздержанием, которое предписано психологом.

Действительно, Тора подчеркивает, что отдаление носит временный характер и способствует достижению главной цели брака — возникновению духовного единства и способности к сопереживанию между супругами. Отдаление в состоянии нида — необходимое и полезное средство, но оно не является самоцелью, а лишь ведет к более полному единению в супружестве.

По мнению сороколетней Бренды, концепция архакот разумна и оправдана. Она объясняет: — Мы с мужем женаты двенадцать лет, и все время считали, что наш брак достаточно устойчив и надежен. Так случилось, что мы познакомились с системой таарат амишпаха и решили попробовать — просто так, из любопытства, придерживаться этих правил. Поскольку общество не предлагает никаких действенных способов противостоять возможным семейным трудностям, мы решили испытать на себе действие традиционных правил иудаизма. Должна признаться, мы с самого начала не ожидали никаких серьезных изменений; в конце концов, мы были, в общем-то, довольны своими семейными отношениями. Однако изменения к лучшему произошли. Каждое посещение миквы приносило ощущение обновления, муж вновь начал звонить мне с работы. И, как правило, он стал делать это именно в те дни, когда не имел права ко мне прикасаться. Мне кажется, его желание приблизиться ко мне — один из результатов действия системы архакот.

Итак, Бренда и ее муж обнаружили, что система архакот способствует сближению супругов, поскольку заставляет их искать иные средства общения, кроме физических.

Одно из семи свадебных благословений содержит пожелание молодым , радости, ликования, восторга и наслаждения; любви, дружбы, гармонии и сотрудничества». Великий Маараль из Праги комментирует обе части благословения следующим образом: первая часть — «радость, ликование, восторг и наслаждение», — относится к тому времени, когда жена теора; вторая — «любовь, дружба, гармония и сотрудничество», — к тому времени, когда она нида. Таким образом, мы видим, что выполнение законов таарат амишпаха наделяет супружество всеми оттенками счастья.

Успех семейной жизни формируется между двумя полюсами — теора и нида. Тора стремится к тому, чтобы физической стороне любви придать одно из ведущих значений в отношениях между мужем и женой. В отличие от других религий, иудаизм не проповедует аскетизм или воздержание, он учит нас тому, что семейная жизнь может только выиграть от временного отдаления друг от друга, ибо тогда супруги постараются найти иные средства общения. В этот короткий период времени взаимоотношения приобретают новые качества и нюансы, которые при других обстоятельствах могли бы не возникнуть.

Джоан и Давид переживают трудный период в семейной жизни. Они жалуются на отсутствие взаимного интереса и контакта.

Привыкнув во всем просить совета своей близкой подруги Эстер, Джоан и на этот раз обратилась к ней за помощью. Эстер пригласила их к себе на выходные, надеясь, что спокойная атмосфера шабата будет полезна для молодых супругов. На протяжении всего шабата Эстер наблюдала, как Джоан и Давид нежно обращаются друг к другу и у нее создалось впечатление, что в их семье нет никаких проблем. Прошла суббота и, когда подруги заговорили о семейной жизни Джоан, Эстер упомянула о своем наблюдении. Однако Джоан объяснила ей: — Пойми, Эстер, хотя у нас с Давидом есть проблемы, все же мы еще не решили прервать нашу семейную жизнь. До тех пор, пока наши проблемы не завели нас в окончательный тупик, мы хотим, чтобы наша девочка продолжала думать, будто у ее родителей прекрасные отношения.

Эстер ее выслушала и подумала: «Неужели все эти нежности и знаки внимания являются для малышки единственным свидетельством того, что родители любят друг друга?»

Существует нескончаемое множество способов выражения любви и заботы друг о друге, кроме физических. Как просто забыть, что внимательно слушать друг друга, вместе отдыхать или просто быть в обществе друг друга — это и значит укреплять семейные связи. Соблюдая законы архакот, мы можем убедиться в этом и сами.

Несомненно, связь, которая с помощью архакот укрепляется в первые годы семейной жизни, поможет с возрастом сохранить хорошие взаимоотношения. Ведь рано или поздно, в жизни каждой супружеской пары наступает момент, когда физическое влечение ослабевает. Что тогда будет объединять их?

Проблема не возникнет, если на протяжении всех лет совместной жизни муж и жена действительно проявляют друг к другу максимум внимания. Даже тогда, когда отпадет необходимость в соблюдении архакот, благотворное влияние этих законов будет ощущаться.

Поняв эту истину, мы можем вернуться к нашему первоначальному тезису, чтобы еще глубже понять его: архакот — это средство достижения близости и взаимопонимания во взаимоотношениях, а не самоцель. Именно поэтому нет надобности их соблюдать, когда женщина теора.

Не следует думать, будто семейная жизнь пострадает, если в течение длительного времени женщина, пребывая в состоянии таара, не соблюдает архакот. Чаще всего это происходит, когда женщина беременна или кормит новорожденного ребенка. Сами по себе архакот не являются идеалом, они — лишь средство для достижения идеала.

Архакот учитывают физическую природу как мужа, так и жены. Обе эти природы, мужская и женская, различны, но законы Торы позволяют обеим сторонам глубже понять особенности друг друга.

Вики и Сол — молодая пара, недавно начавшая соблюдать законы таарат амишпаха. Система, в целом, понравилась им, и они решили, что она может стать неплохим «вкладом» в их семейную жизнь и еврейство. Только одного Вики не могла принять — архакот.

— Самое главное мы выполняем, — объясняла она. — Мы воздерживаемся от физической близости, когда я нида. К тому же, я тщательно выполняю все, что касается миквы. Но мне кажется, что этого вполне достаточно!

Вряд ли Вики догадывалась, что для ее мужа такое положение вещей было далеко не «достаточным». Однако он не возражал, поскольку не хотел осложнять их взаимоотношений. Тем не менее, однажды произошло нечто неожиданное.

Их пригласили на обед в дом местного рава. И поскольку именно хозяева дома познакомили в свое время нашу молодую пару с системой таарат амишпаха, рав поинтересовался, как они справляются с выполнением всех деталей законов.

После минутного колебания, Вики сказала: — Мы знаем, что закон требует полного воздержания от физических контактов. Но, сознаюсь, на деле мы не следим за такими мелочами. Мы живем как всегда, только воздерживаемся от физической близости.

Муж Вики неловко заерзал на стуле: — Знаете рабби, честно говоря, я думаю, что лучше было бы соблюдать закон целиком, но …

Вики смущенно взглянула на мужа — неужели она проявила недостаточно чуткости? — и постаралась как можно тактичнее поменять тему разговора. По дороге домой Вики и ее муж, наконец, обсудили этот вопрос. Только теперь она поняла, какого напряжения требовала от него ее установка — «живем, как всегда, только воздерживаемся от физической близости».

Архакот учат женщину не только подавлять свое желание близости, но и поддерживать мужа, чтобы он не испытывал ненужного напряжения и чтобы ничто не толкнуло их нарушить запрет физической близости в определенный период. Ко всему прочему, архакот дают женщине необходимую возможность побыть наедине с собой.

Некоторую часть из периода нида женщина избегает физического контакта с мужем естественным образом. Различные факторы, в том числе физическое недомогание, гормональные изменения, общая подавленность могут породить стремление побыть одной. Один из исследователей сексуальных нарушений пишет: «В этот период женщина психологически и эмоционально подавлена в результате гормональных изменений. Ей не стоит вступать в близкие взаимоотношения с мужем».

Если бы установления Торы не касались обоих, муж почувствовал бы себя задетым и мог бы принять стремление жены к одиночеству как личное оскорбление.

Соблюдающий архакот мужчина не рассматривает поведение жены как отсутствие интереса к себе. Очевидно, что такой подход позволяет избегать ненужной раздражительности. Человеческое «я» крайне чувствительно, особенно, когда дело касается супруга или супруги. Архакот гарантируют право женщины на уединение и при этом сохраняют мир и гармонию в семье.

Именно по этой причине многие представители других религий отдали дань соблюдению еврейской традиции «семейной чистоты». Д-р Мари С.Стоупс, врач из Англии, проведшая исследование в области супружеских взаимоотношений, пишет:

«Я много слышала о еврейских законах таарат амишпаха. По-моему, они определяют наиболее прогрессивный на сегодняшний день в мировой практике образ жизни, который полностью соответствует функциям женского организма. Требование воздержания после менструаций и время, установленное для восстановления супружеских отношений, точно соответствуют естественным для женщины приливам сексуального влечения. Если супруги придерживаются этих законов, они безусловно будут счастливы в браке».

Практическое применение системы архакот, как и любой системы поведения, требует некоторого усилия. Только серьезно потрудившись, мы можем пожать плоды, столь благоприятные для семейной жизни. Однако усилие, которого требует соблюдение архакот, несколько отличается от того, которое необходимо при решении других задач. В большинстве случаев проблемы, с которыми мы сталкиваемся, подразумевают преодоление трудностей, приходящих извне. В данном случае, источник этих трудностей находится в нас самих: архакот учат нас самоконтролю.

Действительно, в Пиркей Авот (4:1) говорится: «Тот, кто владеет своим духом, сильнее покорителя города». Овладение своими желаниями — задача нелегкая, потому что надо разумно сочетать две вещи — следование желаниям и подчинение их себе для того, чтобы реализовать то положительное, что несут в себе наши желания. Один Ашем знает, как достичь золотой середины, но чтобы помочь нам, Он, для облегчения задачи, вручил нам мицвот, в частности, законы таарат амишпаха. При этом соблюдение архакот дает нам возможность управлять своими желаниями и не давать им управлять нами.

Все же следует помнить, что достоинства этих законов, описанные выше, нельзя рассматривать как причины, которые заставляют нас выполнять предписания архакот. Мицвот надо соблюдать по одной причине — для того, чтобы выполнить волю Всевышнего. И только в качестве своеобразного побочного продукта выполнения воли Всевышнего мы приобретаем и другие вышеназванные преимущества.

Как только мы поймем, что законы архакот являются, прежде всего, установлениями, данными в Торе, а не еще одной рекомендацией по психогигиене, так сразу обнаружится их очень важная функция: архакот напоминают нам о том, что жена находится в статусе нида и в связи с этим необходимо отдалиться от нее.

Еще раз подчеркнем: указанные правила и законы даны Всевышним. Кто-то может решить, что некоторые правила не оправданно строги, в то время как другие допускают излишнюю близость. Но именно здесь очень важна наша вера во Всевышнего и Его Тору.

Дебби — молодая женщина, которая однажды прочитала брошюру по таарат амишпаха. Брошюра вызвала у нее интерес и женщина решила прослушать курс лекций, рекомендованный в ней. Одна из лекций, посвященная архакот, произвела на Дебби сильное впечатление.

— Прошу прощения, — обратилась она к преподавательнице. — Я не совсем поняла, почему вы называете эти законы универсальными. В конце концов, речь идет об очень личных вещах. Возьмите, к примеру, хотя бы правило, согласно которому, супругам нельзя пить из одной и той же бутылки одновременно, если женщина нида. Но ведь взаимоотношения между людьми различны: для одной пары это проявление любви, другая считает, что это неудобно. Кто может сказать, что вызывает у супругов желание близости? Я уверена, что есть пары, у которых даже объятия не вызывают желаний.

— Верно, — согласилась преподавательница. — Человеческие чувства у всех проявляются по-разному. Даже для одного и того же человека — то, что сегодня является проявлением нежности, завтра может не вызвать никакой реакции. Никакая логика не дает основания для создания какой либо теории в области чувств. Здесь и лежит ключ к пониманию ценности законов Торы. Они созданы не людьми. Их дал Ашем и нетрудно согласиться с тем, что Создатель знает Свое Творение. В действительности, Он знает нас лучше, чем мы сами, но поскольку Его законы универсальны и объективны, здесь нет места выбору. Несомненно, в некоторых случаях конкретная ситуация, описанная в архакот, может не вызвать влечения, но мы должны понимать, что законы Торы обращены ко всем людям, поэтому личные обстоятельства каждого следует рассматривать в самом общем контексте. Кроме того, — закончила она с улыбкой, — следует всерьез и критически проверить все те описанные вами случаи, когда объятия, как вы утверждаете, не вызывают желания. Должны вызывать! По Торе, сила чувства между мужем и женой должна быть именно такой, что малейшее прикосновение или жест не оставляют их равнодушными.

Несмотря на все преимущества, которые дает нам соблюдение архакот, для человека естественно воспринимать их как жесткое ограничение, а многие считают их вообще тяжким бременем. Тем не менее, даже та женщина, которая смотрит на них как на бремя, должна стремиться принять и выполнить волю Всевышнего, несмотря на все неудобства. Впрочем, неудобства не длятся вечно. Мудрецы учат: «Награда пропорциональна испытанию» (Лвот 5:23). Женщине обещано щедрое вознаграждение за выполнение законов архакот: мир в семье, благополучие детей, духовная полнота. Но высшая награда приходит только тогда, когда женщина начинает понимать и ценить это «бремя».

Если вы осторожны в семь чистых дней, вы несомненно заслужите того, что ваши дети будут добры, дружелюбны и займут особое место в своем поколении (Ор Заруа).

Мидраш приводит следующую притчу. В дни Творения было создано одно нежное маленькое существо — голубка. Всевышний выпустил ее во вновь созданный мир, но вначале Он не дал ей крыльев. На следующий день голубка пожаловалась: — Почему Ты создал меня такой слабой и маленькой? У меня белое оперенье и меня видно издалека. Но мои лапки малы и слабы, так что я не могу убежать от преследователей. Всевышний внял жалобе и снабдил уязвимое тело голубки парой крыльев. Но на следующий день голубка вновь стала жаловаться: — Стало еще хуже! Мне и вчера было нелегко убегать от хищников, однако все же я кое-как справлялась. Но сегодня я еще должна тащить эти две несуразные конечности!

Ашем с улыбкой выслушал голубку, а затем начал терпеливо учить ее пользоваться крыльями.

Архакот, могут иногда показаться тяжелым, несуразным бременем. Однако это впечатление создается только из-за ограниченности наших способностей понять их значение и от нашего недостаточного умения «расти» с помощью мицвот. Внутренне приспособившись к этим законам и поняв волю Всевышнего, давшего их, мы сможем научиться ценить их и пользоваться ими для того, чтобы обогатить свою семейную жизнь.

с разрешения издательства Швут Ами


Написано в Торе (Ваикра, 23): «В сукках живите семь дней; каждый коренной житель в Израиле должен жить в сукках, дабы знали ваши поколения, что в сукках поселил Я сынов Израиля, когда вывел их из Египта». Читать дальше

Строительство сукки

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Как строить и украшать сукку? Законы и обычаи.

Законы нахождения в Сукке

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Избранные главы из «Кицур Шулхан Арух»»

Когда и как нужно находиться в Сукке (праздничном шалаше), чтобы выполнить заповедь? При каких условиях необходимо говорить при исполнении этой заповеди специальное благословение?

Под кровом Всевышнего

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Б-гобоязненный человек позаботится, чтобы за его столом каждый день сидел бедняк; он будет относиться к нему так, словно это один из праотцев, и подаст ему лучшие блюда, как подал бы их небесным гостям.

Суккот — праздник шалашей

Арье Шерцер

В этот праздник евреи едят и пьют в шалашах, встречают гостей и учат Тору тоже в шалашах. Даже спать положено в шалаше