Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

1. Перед Биркат а-Мазон, произносимым в присутствии десяти человек, тот, кто читает благословение, произносит: «Отведи скорбь и гнев…», и произносят: «Благословен Б-г наш, ибо веселье в жилище Его…». И следует в этом отрывке читать: «Ему принадлежащую пищу мы ели…», без союза «и», то есть не так: «и Ему принадлежащую пищу мы ели…». После Биркат а-Мазон благословляющий берет второй стакан и произносит на него шесть благословений, а после этого поизносит благословение над стаканом, над которым читал Биркат а-Мазон: «…сотворивший плод виноградной лозы». И лучше не наполнять стакан для шести благословений до произнесения Биркат а-Мазон.

Нужно следить за тем, чтобы мужчины и женщины не ели в одной комнате, потому что, если они едят в одной комнате, не произносят: «…ибо веселье в жилище Его…», поскольку, если злое начало властвует, нет радости.

2. Если юноша (то есть вступающий в первый брак) берет в жены девушку, или вдову, а также если вдовец (то есть вступающий не в первый брак) берет в жены девушку, благословения произносят таким образом в первой трапезе, которую устраивают сразу после свадьбы, однако не следует делать эту трапезу днем, а именно ночью после дня свадьбы или даже на следующий день (поскольку первая трапеза — это как будто трапеза, на которой присутствуют «новые лица»). А после первой трапезы, и также во все остальные семь дней праздничного пира, благословляют таким образом, если присутствуют «новые лица».

3. Если же нет «новых лиц», то, если вместе с женихом в трапезе участвуют мужчины, не являющиеся членами его семьи, пришедшие ради дружеской радости, не произносят: «Отведи скорбь и гнев…», а произносят: «Возблагодарим Имя Твое…», «…ибо веселье в жилище Его…», а после Биркат а-Мазон благословляющий берет второй стакан и произносит над ним благословение: «…сотворивший веселье и радость…», а после этого берет стакан, над которым произносился Биркат а-Мазон, и произносит на него благословение: «…сотворивший плод виноградной лозы». И для всего этого не обязательно присутствие десяти человек, а можно произнести все это, если есть трое; если же жених устраивает трапезу только с членами своей семьи, ничего этого не читают.

4. Если вдовец взял в жены вдову, то, если они устроили первую трапезу в день свадьбы, даже если она затянулась до ночи, произносят все те благословения, которые указаны в параграфе 1; если же до ночи они не начали есть, то, если в трапезе участвуют люди, пришедшие на нее ради дружеской радости, произносят благословения так, как описано в параграфе 3, даже если присутствуют «новые лица». И так делают во все трапезы в три первых дня.

5. Присутствие «новых лиц» означает, что некий человек пришел на трапезу ради дружеской радости и ради него ставят на стол несколько больше угощений, даже если он и не ест. А Шаббат, а также в первый и второй Йом-Тов считается, как будто присутствуют «новые лица», но только, если речь идет о вечерней или утренней трапезах; однако третья трапеза считается трапезой в присутствии «новых лиц» только в случае, если жених произносит речь, посвященную толкованию какого-либо отрывка Торы (драш).

6. Если кто-то приглашает жениха и невесту поесть у него, то, если им у него в доме отводится отдельная комната, в которой они могут находиться наедине и радоваться, то эта комната рассматривается как их хупа и можно произнести «семь благословений»; если же нет, то не произносят даже благословения: «…сотворивший веселье и радость…» и не читают отрывка: «ибо веселье в жилище Его…».

7. Если участники свадьбы разделились на несколько компаний, даже если они едят в разных домах, не имеющих выхода в то помещение, в котором находится жених, все равно в каждой группе произносят все эти благословения, поскольку все они участвую в трапезе, устроенной в честь свадьбы. Однако слуги, которые едят после свадебной трапезы, не произносят всех этих благословений.

8. Если человек снова женится на женщине, с которой однажды развелся, не читают отрывка: «…ибо веселье в жилище Его…». В первой трапезе, которая устраивается в первый день, произносят «семь благословений», а в последующий трапезах не читают уже ничего.

9. Заповедь требует веселить жениха и невесту, плясать перед ней и сказать ей, что она красивая и милосердная (как сказано про Эстер: «И оказалась красивой и милостивой для него»). И мы встречаем в Талмуде рассказ о том, как рабби Йегуда бар Илай плясал перед невестой.

10. Запрещено рассматривать невесту. Но можно рассматривать ее украшения и фату, покрывающую ее голову.

11. У некоторых принято, если невеста во время семи дней праздничного пиршества была нечиста, после этого, в день ее окунания в микву, также устраивать трапезу и приглашать других людей; и этот обычай неправильный, и следует отменить его по соображениям скромности. Если же устраивают небольшую трапезу для домочадцев и произносят отрывок: «…ибо веселье в жилище Его…» — этого обычая можно не отменять. Однако «семь благословений» не произносятся ни в каких других случаях, кроме описанных выше.

12. Тот, кто берет в жены девушку, должен радоваться вместе с ней семь дней, которые называются семью днями пиршества. В это время не следует ни заниматься ремеслом, ни торговать на рынке, а только есть и пить и радоваться вместе со своей женой, независимо от того, идет ли речь о первом браке или о последующих. Даже если жена не настаивает, чтобы ее молодой муж не занимался ремеслом, это все равно запрещено, и запрещено ему выходить на улицу в одиночку. Если же человек берет в жены не девственницу, то, если у него самого это не первый брак, он по всем мнениям не обязан радоваться больше трех дней. Если же у него это первый брак, то, по некоторым мнениям, он должен радоваться со своей женой семь дней, поскольку все эти семь дней для него произносят «семь благословений»; и, как бы то ни было, в данном случае жена может сказать, что не настаивает, чтобы муж эти дни не работал.

(Что делать молодому мужу, если на один из семи дней его пиршества выпал общественный пост — см. выше, глава 121, параграф 7, и глава 141, параграф 2).

13. Женившийся должен оставаться в своем городе целый год, чтобы радоваться вместе со своей женой, как сказано: «Не пойдет в армию… чистым будет для дома своего один год, и будет радоваться со своей женой». Однако женщина имеет право сказать, что не настаивает на этом (и ее разрешением можно воспользоваться — перев.).


Читайте: тема Шева брахот — семь свадебных благословений


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»