Из цикла «Хроника поколений», темы: Леви, Рав Александр Кац, 12 колен Израиля, Левиты, Служба в Храме
Леви бен Яаков (לוי; 2194—2331 гг. /1566—1429 гг. до н.э./) — третий сын праотца Яакова (см.), один из родоначальников народа Израиля.
Родился в Харане 16 нисана 2194 года (Берешит 29:34; Ялкут Шимони, Шмот 162; Седер адорот акацар). По свидетельству Торы, его имя было связано со словами, произнесенными его матерью Леей: «Теперь мой муж будет ко мне привязан (יִלָּוֶה — илаве), ибо я родила ему троих сыновей» (Берешит 29:34).
В 2205 году /1555 г. до н.э./ семья переселилась на родину Яакова, в страну Кнаан, и расположилась станом возле города Шхема (там же 31:17—18, 33:18—19). А когда полтора года спустя правитель этого города похитил сестру Леви, Дину, и надругался над ней, тринадцатилетний Леви вместе со своим братом Шимоном (см.) хитростью сумел уничтожить не только самого насильника, но и всех мужчин Шхема (там же 34:1—29; Берешит раба 80:10). А на упрек Яакова: «Вы меня погубили, сделав ненавистным для жителей этой страны…», — Шимон и Леви непримиримо ответили: «Никому не позволено поступать с нашей сестрой, как с блудницей! Пусть не судачат люди о том, как необрезанные идолопоклонники осквернили дочь Яакова. Пусть они говорят о том, как необрезанные идолопоклонники были перебиты за дочь Яакова!» (Берешит 34:30-31, Таргум Йонатан).
В 2207 году /1553 г. до н.э./ семья обосновалась в Хевроне, где Леви впервые встретил своего праведного деда Ицхака (см.) (Берешит 35:27; Ягель либейну). В течение нескольких последующих лет Леви и его братья изучали основы Б-жественной мудрости под руководством отца и деда (Шмот раба 1:1; Рамбам, Авода зара 1:3).
В 2213 году /1547 г. до н.э./, когда Яаков и его сыновья вновь перекочевали на обширные пастбища возле Шхема, у них произошло вооруженное столкновение с войском семи кнаанских царей, которые попытались отомстить за гибель жителей Шхема. В этом сражении Леви вместе со своими слугами сумел истребить дружину царя города Гааша, Эйлона, — и сам Леви сразил этого царя выстрелом из пращи (Сефер аяшар, Ваишлах; Ялкут Шимони 133; Седер адорот).
Вскоре после этих событий Леви женился на Адине, старшей дочери Йовава, внука Эвера (см.). Молодые супруги поселились в Хевроне, рядом со всей семьей Яакова (Сефер аяшар, Вайешев; Седер адорот). Их сын-первенец получил имя Гершон; в 2215 году /1545 г. до н.э./ родился второй сын — Кеат, а затем еще один — Мерари (Берешит 46:11; Шмот 6:16; Седер адорот).
После победы над семью кнаанскими царями и заключения с ними мирного договора Леви и его братья стали часто перегонять стада на пастбища возле Шхема (Берешит 37:13; Сефер аяшар, Ваишлах). В 2216 году /1544 г. до н.э./ возле Шхема они устроили суд над Йосефом (см.), обвинив его в доносительстве, и Леви, как и Шимон, потребовал для подсудимого смертной казни (Берешит 37:19—20, Таргум Йонатан; Ялкут Шимони, Ваехи 158). А двадцать лет спустя, когда в годы голода Леви и его братья пришли в Египет за хлебом, Йосеф, ставший правителем этой страны, обвинил их в том, что они — кнаанские соглядатаи, и взял в заложники Шимона — именно для того, чтобы отделить его от Леви, так как вдвоем эти братья представляли для него слишком большую опасность (Берешит раба 91:6; Танхума, Ваигаш 4; Раши, Берешит 42:24).
На обратном пути из Египта Леви первым заметил, что деньги, которыми он заплатил правителю Египта за купленное зерно, вновь оказались в его суме. Он крикнул братьям: «Мои деньги вернули!» — тогда и они обнаружили у каждого в суме кошелек с деньгами и тревожно спросили друг друга: «Что это сделал Б-г с нами?!» (Берешит 42:27—28, Раши; Сефер аяшар, Микец; Ялкут Шимони, Ваехи 158).
Все разъяснилось лишь, когда по возвращении братьев в Египет правитель этой страны признался им: «Я — Йосеф, ваш брат…» (Берешит 45:4).
В 2238 году /1522 г. до н.э./ Леви вместе со всей семьей отца переселился в Египет, к Йосефу (Берешит 46:6; Седер олам раба 2; Седер адорот). Пятнадцатого нисана, когда они переходили границу Египта, у второй жены Леви, Оты, родилась дочь Йохевед, которая впоследствии стала матерью величайшего из пророков Моше (см.) и первосвященника Аарона (см.) (Бемидбар 26:59, Раши; Таргум Йонатан, Берешит 46:27; Сота 12а; Бава батра 120а, Раши; Рамбан, Берешит 46:15; Седер адорот; Оцар ишей аТанах, Леви).
В египетской земле Гошен, где поселились семья Яакова, была основана ешива, в которой изучали законы Б-га (Танхума, Ваигаш 11; Берешит раба 95:3; Раши, Берешит 46:28). Во главе этой ешивы Яаков поставил Леви, который отличался особой святостью. Более того, Яаков завещал, чтобы и в последующих поколениях обучением законам Б-га занимались именно потомки Леви (Рамбам, Авода зара 1:3).
В 2255 году /1505 г. до н.э./ году, когда Яаков перед смертью напутствовал сыновей, он упрекнул Леви за грех юности — расправу над жителями Шхема: «Шимон и Леви — братья, им свойственны орудия разбоя. В сговор с ними я не входил и в их замысле не участвовал, ибо в своем гневе они убили людей! …Разделю их в Яакове и рассею их в Израиле!» (Берешит 49:5—7, Ункелус). Но затем Яаков благословил Леви вместе со всеми братьями (Бемидбар раба 13:8). И более того, лишив права первородства своего старшего сына Реувена (см.), Яаков передал Леви особые права первенца при служении Творцу: его потомки должны были стать коэнами и левитами, несущими служение в Храме (Берешит раба 98:4).
И когда сыновья и внуки Яакова переносили саркофаг с его телом в страну Кнаан, то, согласно последней воле отца, Леви был освобожден от ноши — ведь в будущем его потомкам предстояло переносить ковчег завета и служить в святом Храме, и ему не следовало принимать ритуальную нечистоту от мертвого тела (Берешит 50:8; Бемидбар раба 2:8; Сефер аяшар, Вайехи). А после того, как пятнадцатого тишрея 2256 года тело Яакова было погребено в семейной усыпальнице — пещере Махпела, братья снова возвратились в Египет (Берешит 50:13—14; Седер адорот).
Начиная с 2317 году /1443 г. до н.э./, после смерти старшего из братьев — Реувена, Леви стал старейшиной и главой всего рода Яакова (Бемидбар раба 13:8).
Леви бен Яаков умер в Египте в 2331 году /1429 г. до н.э./ в возрасте 137 лет — последним из братьев (Шмот 6:16; Седер олам раба 3; Сефер аяшар, Шмот; Седер адорот).
В мидраше Леви назван одним из величайших праведников человечества: после того как из-за грехов первых двадцати поколений Шехина отдалилась от земли на седьмой уровень Небес, праотец Авраам (см.) сумел «опустить» ее с седьмого уровня на шестой, праотец Ицхак — на пятый, праотец Яаков — на четвертый, а Леви — на третий. Впоследствии в заслугу его сына Кеата Шехина опустилась на второй уровень Небес, в заслугу его внука Амрама (см.) — на первый, а в заслугу его правнука Моше (см.) Шехина вновь обрела пристанище в нижнем мире (Берешит раба 19:7; Бемидбар раба 13:2).
После смерти Леви началось постепенное порабощение сынов Израиля (Шмот 1:6—11; Сефер аяшар, Шмот; Седер адорот). Однако потомки Леви порабощены не были (Танхума, Ваэра 6; Шмот раба 5:16) — они вообще не занимались никакими ремеслами, целиком посвятив свои силы изучению законов Б-га. Левиты создали в Египте целый ряд ешив, в которых изучали традицию, полученную по цепи поколений от Адама и праотца Авраама (Хизкуни, Шмот 5:4).
И когда большинство сыновей Израиля под влиянием изнуряющего рабского труда нравственно опустилось, перестало соблюдать законы праотцев и совершать обрезание, а затем, стремясь во всем походить на египтян, склонилось к идолопоклонству, только три колена не служили идолам — потомки Реувена, Шимона и Леви (Бемидбар раба 13:8). И лишь колено Леви целиком сохранило праведный образ жизни и по-прежнему самоотверженно соблюдало учение праотцев (Танхума, Беаалотха 8; Бемидбар раба 15:12; Рамбам, Авода зара 3:1).
Сыны Израиля вышли из египетского рабства под предводительством прямых потомков Леви — Моше и Аарона (они были внуками Леви по линии матери, и правнуками — по линии отца) (Шмот 2:1—2, 6:20; Диврей аямим 1, 5:27—29; Сота 12а). А когда у горы Синай сыны Израиля создали золотого тельца, ни один из левитов не поклонился ему. По приказу Моше левиты казнили всех, кто совершил этот грех (Шмот 32:26—28; Йома 66б; Танхума, Беаалотха 8; Бемидбар раба 15:12).
И поскольку потомки Леви доказали свою верность Творцу, то при возведении Шатра Откровения они были избраны для служения в нем: Аарон и его сыновья, ставшие коэнами, совершали жертвоприношения и воскурения, а остальные потомки Леви охраняли Шатер и переносили его части во время переходов по пустыне (Бемидбар 1:50-51, 3:1—12).
При подсчете в пустыне левиты не были включены в общее исчисление (Бемидбар 1:47—48), но были пересчитаны отдельно: «все мужского пола от одного месяца и старше» (там же 3:15); их оказалось двадцать две тысячи — их численность не достигала и половины самого меньшего из других колен (там же 3:39, Рамбан).
Стан левитов располагался непосредственно вокруг Шатра Откровения — посреди остальных колен (Бемидбар 1:53; 3:21—38). Знамя колена Леви состояло из трех полос: белой, черной и красной — и на нем были изображены урим и тумим, которые вкладывались в хошен мишпат — судебный нагрудник первосвященника (Бемидбар раба 2:7).
В год перед вступлением в Землю Израиля в колене Леви было двадцать три тысячи мужчин в возрасте от одного месяца и выше (Бемидбар 26:62). Потомки Леви не получили особого надела (там же 18:23—24; Йеошуа 13:14); они расселились среди других колен в предоставленных им для жительства сорока восьми городах (Бемидбар 35:1—8; Йеошуа 21:20-40), — так осуществилось предсмертное предсказание праотца Яакова: «Рассею их в Израиле» (Рамбан, Берешит 49:5—7).
И когда сыны Израиля отвоевали Святую Землю, то перенесенный из Египта гроб с телом Леви, был погребен в городе Мегада, находившемся в наделе колена Шимона — в этом городе поселилось много левитов (Сефер аяшар, Йеошуа; Седер адорот).
Потомки Леви — коэны и левиты — несли служение в Иерусалимском Храме (Диврей аямим 1, 9:1—33). Вместе с тем, среди них было особенно много мудрецов Торы (Дварим 17:9, 33:10; Нехемья 8:7—9; Диврей аямим 2, 19:8; Йома 26а). За свой труд потомки Леви получали от сынов Израиля особые пожертвования, установленные Торой (Бемидбар 18:8—28; Дварим 14:28—29, 26:12).
В период двух тысячелетнего изгнания лишь потомки Леви сохранили точное знание о том, к какому колену они относятся. «Потомство Леви …было самым малочисленным, — писал наш наставник р. И. Зильбер, благословенна память о праведнике. — …Так, не чудо ли это: после всех погромов средневековья, после того, как Гитлер уничтожил треть нашего народа, левиты и коэны сохранились! Почти в каждом городе, где живут евреи, вы найдете и тех и других. Вспомните распространенные фамилии русских евреев: Леви, Левитин, Левин, Левинский; Коган, Каган, Каганович, Кац[1] — это именно они во времена Третьего Храма, которые, даст Б-г, вскоре наступят, будут петь в Храме и разжигать огонь на жертвеннике» («Пламя не спалит тебя», с. 31—32).
[1] Важно отметить, что носители подобных фамилий далеко не всегда обладают алахическим статусом коэна или левита — это определяется, в первую очередь, наличием соответствующей семейной традиции, а в сомнительных случаях необходимо постановление компетентных в этих вопросах раввинов (Прим. редакции).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»