Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

1. На плоды, растущие на дереве, произносят благословение: «…сотворивший плод дерева». А на плоды, растущие на земле, а это всяческие корнеплоды, овощи, бобовые, кукуруза и травы, произносят благословение: «…сотворивший плод земли». И деревом называется только такое растение, чьи ветви не умирают зимой, а весной на этих ветвях появляются новые листья, даже если эти ветви тонкие, как стебли льна. Но если ветви полностью умирают зимой, а в живых остается только корень, это растение не называется деревом, и на его плоды произносят благословение: «…сотворивший плод земли».

2. На вещи, которые не растут из земли, такие, как мясо, рыба, молоко, сыр, и также на все виды напитков, кроме вина и оливкового масла, произносят благословение: «…по слову Которого существует все». И в слове «существует» («ниhъе») следует в конце произносить гласный «а»1.

3. Грибы, хотя они используют для своего роста воду из земли, питаются не землей, а воздухом, и поэтому они не называются «плодами земли», и на них произносят благословение: «…по слову Которого существует все».

4. Благословение: «…сотворивший плод дерева» и: «…сотворивший плод земли» произносят только на такие вещи, которые годятся для поедания свежими, и которые также принято есть свежими; однако, если эту вещь принято есть только вареной, хотя ее и можно есть свежей, тем не менее она не так уж хороша, и на нее произносят соответствующее ей благословение только в том случае, когда едят ее вареной. Если же ее едят свежей, то благословляют на нее: «…по слову Которого существует все». Консервированное же рассматривается как вареное. Поэтому на квашеную капусту произносят благословение: «…сотворивший плод земли». Соленое также для данного закона рассматривается как вареное.

5. На редьку произносят благословение: «…сотворивший плод земли». И то же благословение произносят на лук и чеснок, когда они мягкие и их едят свежими; хотя по большей части их едят только с хлебом, тем не менее, даже если их едят отдельно, произносят на них благословение: «…сотворивший плод земли»2. Но если они уже старые и из-за этого очень острые, и их свежими больше не едят, тогда тот, кто ест их сырыми, произносит на них благословение: «…по слову Которого существует все».

6. Если фрукт или овощ лучше в сыром виде, чем в вареном, то есть если варка ухудшает их, то, когда их едят вареными, благословляют на них: «…по слову Которого существует все»; и даже в том случае, если их сварили вместе с мясом и из-за этого мяса они стали лучше, чем были свежими, тем не менее в данном случае главная часть блюда — мясо, и благословляют на него: «…по слову Которого существует все». Но если их сварили так, что они являются главной частью кушанья, и при этом они стали лучше, как, например, если их пожарили на жире или в меду и т.д., перед ними произносят то благословение, которое им положено — поскольку нет никакой разницы, сварены ли они в воде, в жире или в меду.

7. Плохо подходящие для еды плоды, вроде тех, что растут на крушине, на колючках и на других деревьях, которые вырастают сами по себе и которые не сажают нарочно, как лесные яблоки и т.д., которые в сыром виде вообще не годятся для еды — даже если эти плоды сварили или запекли в меду и сахаре и они теперь годятся для еды, перед ними произносят благословение: «…по слову Которого существует все». Однако орехи, хотя и растут в лесу, являются полноценной пищей, и перед ними произносят благословение: «…сотворивший плод дерева».

8. Если трава растет сама по себе и ее никто не сеет, хотя ее и можно есть сырой, и даже если ее сварили и теперь получилось полноценное кушанье, тем не менее, поскольку ее не сеют, она не считается плодом, и перед ней произносят благословение: «…по слову Которого существует все». Однако на салат и т.д., который сеют, произносят благословение: «…сотворивший плод земли». Однако, даже если речь идет о траве, вырастающей сама по себе, если ее плоды являются полноценной пищей, как у земляники и малины, на них произносят благословение: «…сотворивший плод земли»3.

9. Та часть плода, которая не является главной, не так важна, как сам плод, и ее благословение на один уровень ниже того, которое произносится на сам плод, то есть: если на сам плод произносится благословение: «…сотворивший плод дерева», то на второстепенную часть плода произносят благословение: «…сотворивший плод земли»; если же на плод произносится благословение: «…сотворивший плод земли», то на второстепенную часть плода произносят благословение: «…по слову Которого существует все». И поэтому, если речь идет про каперсовый куст, листья которого годятся в пищу, и на листьях есть такие небольшие утолщения вроде фиников, как бывают на листьях ивы, и есть у него плоды (ягоды, которые и есть главные плоды этого куста), а у ягод есть кожура, растущая вокруг этих ягод, как скорлупа ореха, и эта кожура также годится в пищу — на ягоды, которые являются главными плодами каперсового куста, произносят благословение: «…сотворивший плод дерева», а на листья, на «финики», растущие на листьях, и на кожуру ягод произносят благословение: «…сотворивший плод земли»3*. И также на сваренные в меду и сахаре розовые лепестки произносят благословение: «…сотворивший плод земли», хотя они и растут на дереве, поскольку они не являются главной частью плода. И также на кожуру апельсина, сваренную в меду и сахаре, произносят благословение: «…сотворивший плод земли»4. А на кожуру дыни, которую варят в меду и сахаре, произносят благословение: «…по слову Которого существует все». А на стручки гороха, который сеют в поле, хотя они сами по себе сладкие, если их едят отдельно от самого гороха, благословляют: «…по слову Которого существует все». А на тот горох, который сеют в садах, чтобы есть сырым вместе со стручками, даже если едят отдельно сами стручки, следует произнести благословение: «…сотворивший плод земли»5.

10. На косточки фруктов, если они сладкие6, произносят благословение: «…сотворивший плод земли»7; горькие же косточки вообще не являются едой, и если их едят как есть, на них вообще не произносят благословения; если их сделали слаще, обжарив на огне и т.д., произносят на них благословение: «…по слову Которого существует все».

11. Что касается горького миндаля: когда плоды его еще не дозрели (а тогда главной съедобной частью их является кожура, которая не является горькой, и именно для этого его и сажают) — когда едят эту кожуру, произносят на нее благословение: «…сотворивший плод дерева». А когда плоды вырастают, и главной частью плода является уже его содержимое, а оно горькое — если его едят как есть, на него вообще не благословляют. Но если его сделали сладким, обжарив на огне или другим способом, тогда, поскольку миндаль является плодом дерева и поскольку миндальное дерево сажают ради получения этих плодов — на это содержимое благословляют: «…сотворивший плод дерева».

На миндаль в сахарной глазури, хотя сахара там больше, тем не менее благословляют: «…сотворивший плод дерева». А на кальмус в сахарной глазури произносят благословение: «…по слову Которого существует все», поскольку кальмус не является плодом.

12. На плоды, не созревшие полностью на дереве, даже если их потом сварили в сахаре, меду и т.д., как принято варить недозревшие плоды в сахаре или меду, произносят благословение: «…по слову Которого существует все». Только на этрог, сваренный в меду или сахаре, нужно произнести благословение: «…сотворивший плод дерева».

13. На паданцы, то есть на плоды, сожженные солнцем и упавшие с дерева до созревания, поскольку они являются испорченной едой, произносят благословение: «…по слову Которого существует все». И на заплесневевший хлеб и на немного испорченное кушанье также произносят благословение: «…по слову Которого существует все». Но если еда совсем испорчена, так, что не годится больше для еды, на нее не произносят благословения вовсе. И также на настоящий уксус (который пузырится, если его выплеснуть на землю) не благословляют. Если же его развели водой настолько, что он теперь годится для питья — на него произносят благословение «…по слову Которого существует все».

14. А есть такие плоды, которые никогда полностью не вызревают на дереве, и поэтому после того, как они собраны с дерева, их помещают в солому и т.д. и в таком виде они дозревают, как, например, маленькие груши. Поскольку для этих плодов это нормально, на них благословляют: «…сотворивший плод дерева»8.

15. Есть плоды, которые представляют собой всего лишь сок, наполняющий кожицу (как калина), и они не годятся для еды, а только для того, чтобы высосать сок и выбросить кожицу. Когда высасывают сок из таких плодов, произносят на него благословение: «…по слову Которого существует все» (поскольку главное в этих плодах — напиток, содержащийся в них, они вообще не называются плодами). И даже если человек проглатывает и кожицу, и косточки, все равно произносит благословение: «…по слову Которого существует все».

16. Благословение: «…сотворивший плод дерева» и: «сотворивший плод земли» произносят только в том случае, если хотя бы немного заметно, что это плод9; однако, если плод измельчен до такой степени, что вообще непонятно, что это такое, как, скажем, варенье или повидло, которое варят из слив, или чечевица, которая перемолота в пюре, и т.д. — на такие кушанья произносят благословение: «…по слову Которого существует все». Но если случилось так, что человек произнес на них то благословение, которое им полагается, то обязанность благословить выполнена. А если эти плоды по большей части едят именно размалывая полностью, то на них следует произносить то благословение, которое им полагается.

17. Как произносить благословение на вареные рис и пшено? Если они не перемолоты в пюре, на них произносят благословение: «…сотворивший плод земли»; если же они перемолоты в пюре10, или если из них смолота мука и из нее испечен хлеб, то есть разница между рисом и пшеном, поскольку по закону на рис следует произносить благословение: «…сотворивший разные виды пищи», а на пшено — «…по слову Которого существует все». Однако мудрецы сомневаются, не имеется ли в Талмуде под «рисом» в виду именно пшено, а под «пшеном» — рис. Поэтому человек, трепещущий перед Небесами, станет есть пюре как из риса, так и из пшена только во время трапезы11. А в тяжелой ситуации, то есть если у человека нет хлеба, он может произнести как на рис, так и на пшено благословение: «…по слову Которого существует все», а после еды — «…сотворивший многих живых существ…». На хлеб, сделанный не из злаков12, даже в тех местах, где принято есть именно этот хлеб, произносят благословение: «…по слову Которого существует все»13. (Закон смешанной муки см. в «Шульхан Арухе», глава 208, параграф 9).

18. На сахар произносится благословение: «…по слову Которого существует все». И также тот, кто высасывает сахарный тростник, произносит благословение: «…по слову Которого существует все»; и также на корицу и лакрицу, которые грызут только для вкуса, а потом выплевывают, следует произносить благословение: «…по слову Которого существует все».

 


1 В МБ не приводится.

2 «Хайей Адам» склоняется ко мнению, что в этом случае произносят: «…по слову Которого…». Однако а-Гра придерживается того же мнения, что и «Кицур Шульхан Арух».

3 Если речь идет о лесных ягодах, растущих на высоких деревьях — из слов МБ следует, что перед ними произносится благословение: «…сотворивший плод дерева».

3* «Биркей Йосеф» пишет, что сегодня этот куст не сажают для того, чтобы есть его листья и их «финики», и поэтому на них произносят благословение: «…по слову Которого существует все».

4 По мнению же МБ — «…по слову Которого существует все». Если же человек по ошибке произнес: «…сотворивший плод дерева» или: «…сотворивший плод земли», обязанность благословить выполнена, и не нужно благословлять вторично.

5 А по мнению МБ — «…по слову Которого существует все». И, если это возможно, хорошо бы устроить так, чтобы есть их вместе с горохом и произнести вначале отдельно на горох благословение: «…сотворивший плод земли».

6 То есть если они хоть немного приятны на вкус.

7 Если же их едят вместе с самим фруктом или сразу после, к ним относится то благословение, которое произнесли на фрукт.

8 А МБ сомневается, может быть, на них нужно произносить благословение: «…по слову Которого существует все».

9 То есть плод хоть в какой-то степени реально сохранился, как в случае пюре из инжира или картофеля.

10 Даже немного (и, возможно, у лущеного риса тот же самый закон, что и у размолотого. Но, в любом случае, если человек произнес на них благословение: «…сотворивший плод земли», видимо, обязанность благословить выполнена).

11 А по мнению МБ, можно положиться на слова тех, кто считает, что на рис нужно произносить благословение: «…сотворивший разные виды пищи». И также на пшено человек может произнеси благословение: «…сотворивший разные виды пищи», и не следует одергивать его. (Завершающее благословение как на рис, так и на пшено — «…сотворивший много живых существ…»).

12 МБ пишет, что некоторые из этих злаков следует постараться есть только во время трапезы.

13 А некоторые говорят, что все виды плодов, которые насыщают, имеют тот же закон, что и у риса. Но, тем не менее, если человек благословляет на них: «…по слову Которого существует все», ему есть на кого опереться.


Субботнее наслаждение прямо связано со светом в доме. Это — одна из причин, по которой перед наступлением Шабата зажигают свечи. Читать дальше

Порядок зажигания светильников в Хануку

Рав Исроэль-Меир Лау

Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...

Краткие законы соблюдения субботы 2. Зажигание свечей

Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»

Субботнее наслаждение прямо связано со светом в доме. Это — одна из причин, по которой перед наступлением шаббата зажигают свечи.

Кицур Шульхан Арух 101. Законы о том, как в первый Йом-Тов готовить на второй Йом-Тов или на будний день

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Приготовление еды в Йом-Тов

Преждевременная смерть и ее причины в еврейской традиции

Рав Лейб Гельфанд

Почему женщина наказыва­ется смертью за нарушение трех вышеупомяну­тых заповедей именно «при родах»