Из цикла «Кицур Шульхан Арух», темы: Кицур шульхан арух, Раби Шломо Ганцфрид, Благословения, Благословение после еды, Еда
1. Поев плодов дерева, кроме относящихся к «семи видам» (как будет разъяснено ниже, параграф 7), плодов земли и овощей, а также того, что не растет из земли, необходимо произнести завершающее благословение: «…сотворивший множество живых существ…». И даже если человек и ел, и пил, достаточно одного благословения.
2. Произносят завершающее благословение и читают Биркат а-Мазон только в том случае, если съедено необходимое минимальное количество еды, то есть ке-заит; если же съедено меньше ке-заит, завершающего благословения произносить не следует. А относительно напитков некоторые говорят, что завершающее благословение не следует произносить, если выпито меньше ревиит, некоторые же говорят, что и в случае напитков, если выпито ке-заит, нужно произносить завершающее благословение. Поэтому, чтобы не попадать в сомнительную ситуацию, следует пить любых напитков или меньше ке-заит, или ревиит. И водка для этого закона не отличается от остальных напитков.
3. Про вещь в том виде, в каком она сотворена Б-гом, как, например, один целый орех или другой плод, или даже одна фасолина, некоторые говорят, что, даже если объем ее меньше, чем ке-заит, тем не менее, поскольку это целый плод, после его съедания следует произнести благословение; а некоторые спорят с этим. Поэтому, для того, чтобы не попадать в ситуацию, где непонятно, что делать, не следует есть таких целых плодов меньше ке-заит.
Если же плод разломался перед едой, он больше не считается целым плодом, и все согласны, что, если таких плодов съели меньше ке-заит, не следует произносить благословение после еды.
4. Когда подсчитывают, съеден ли ке-заит, суммируют все съеденное. Если человек съел половину ке-заит вещи, после которой произносят: «…сотворивший множество живых существ…», а половину ке-заит — вещи, после которой произносится «тройное благословение»«Меэйн Шалош» (то есть один из «семи видов»), или даже половину ке-заит хлеба — после такой еды нужно произнести благословение: «…сотворивший множество живых существ…». И кажется мне, что тот же самый закон будет в случае, если человек съел половину ке-заит плодов из «семи видов», после которых произносится «…за дерево и плод дерева…», и половину ке-заит вещи, после которой произносится «…за пищу и средства к существованию…» (то есть изделия из злаков) или половину ке-заит хлеба (то есть получилось, что ни на одну из съеденных вещей в отдельности не произносится: «…сотворивший множество живых существ…») — произносит после такой еды1 благословение: «…сотворивший множество живых существ…». Если же человек съел половину ке-заит вещи, после которой нужно произносить благословение: «…за пищу и средства к существованию…», и половину ке-заит хлеба, произносит после такой еды благословение1: «…за пищу и средства к существованию…».
Выпитое же не подсчитывается вместе со съеденным1*.
5. Если человек съел половину ке-заит, подождал и съел еще половину ке-заит, то, если от начала первой еды до конца второй прошло меньше времени, чем требуется «для съедания порции хлеба», то съеденное в первый и во второй раз объединяется и нужно произносить завершающее благословение; но если времени прошло больше, они не объединяются. А в случае питья напитков они не объединяются, даже если прошло меньше времени2.
6. Если человек пьет горячий напиток по чуть-чуть (как пьют чай или кофе), то, раз он не выпивает за один раз требуемое минимальное количество, хотя именно так и принято его пить, его глотки не объединяются, и он не должен поизносить завершающего благословения3.
7. Семью вилами плодов славна Земля Израиля, как сказано в Писании: «Земля пшеницы и ячменя, и винограда, и инжира, и граната, земля маслин и финикового меда»; а после этого написано: «Земля, в которой не в бедности будешь ты есть хлеб (…) и поешь, и насытишься, и благословишь…». И, поскольку про хлеб прямо сказано в Торе: «И поешь, и насытишься, и благословишь…», после хлеба из пяти видов злаков, то есть пшеницы и ячменя, прямо указанных в стихе, а также полбы, овса и ржи, которые также считаются подвидами пшеницы и ячменя, следует произносить Благословение после еды, Биркат а-Мазон, состоящее из трех полных благословений и благословения: «…Который добр и творит добро…» (которое было добавлено после составления основного текста, в Явне). Но если кушанье не является настоящим хлебом, а представляет собой мучное изделие из пяти видов злаков, и также если это изделие из винограда, то есть вино или собственно виноград, свежий или сушеный, большой или маленький, или инжир, или гранат, или маслины, или финики, о которых говорит Тора, используя слово «мед», поскольку из них вытекает сладкий сок — после съедания всех этих кушаний произносят одно благословение «Меэйн Шалош» (на иврите — «как три» — перев.), которое включает в себя в кратком варианте все три основных благословения и благословение: «…Который добр и творит добро…», из которых состоит Биркат а-Мазон.
8. Благословение «Меэйн Шалош» после изделий из злаков начинается словами: «(…) за пищу и средства к существованию», завершается же словами: «…и мы будем благодарить Тебя за землю и за пищу — Благословен Ты, Г-сподь, за землю и за пищу и за средства к существованию»4.
Произнося благословение после вина, начинают словами: «(…) за виноградную лозу и плод виноградной лозы…», завершают же словами: «…и мы будем благодарить Тебя за землю и за плод виноградной лозы — Благословен Ты, Г-сподь, за землю и за плод виноградной лозы».
Произнося благословение после плодов из «семи видов», начинают словами: «(…) за дерево и плод дерева…», а завершают словами: «…за землю и за плоды — Благословен Ты, Г-сподь, за землю и за плоды». (А в земле Израиля, или даже вне Земли Израиля тот, кто ест плоды, выросшие в Земле Израиля, произносит: «…за землю и за плоды ее»5).
Если человек ел кушанье из злаков, а также пил вино — он объединяет оба благословения в одно. И так же делают в случае, если ели фрукты и пили вино, и даже если ели виноград и пили вино, фрукты и блюда из злаков, или даже если ели фрукты, изделия из злаков и пили вино — все они объединяются в одно благословение. И говорят сначала: «…за пищу и средства к существованию», потом: «…за виноградную лозу», а потом: «…за дерево».
Если благословение после изделий из злаков объединяется с другими, в завершении благословения не следует говорить: «…и за средства к существованию», а надо сказать: «…Благословен Ты, Г-сподь, за пищу и за плод виноградной лозы», или: «…за пищу и за плоды», или: «…за пищу и за плод виноградной лозы и за плоды».
Текст этого благословения приводится во всех сидурах, и каждый еврей должен знать все варианты этого благословения наизусть.
9. В Шаббат, Йом-Тов и Рош-Ходеш упоминают в этом благословении тему дня. Если же человек забыл и не упомянул темы дня, не заставляют его читать благословение сначала.
10. К этому благословению нужно относиться так же строго, как и к Биркат а-Мазон, то есть к нему применимо все, что указано в главе 44, параграф 65*.
11. В благословении: «…сотворивший множество живых существ…» некоторые произносят: «за все, что создал Ты», а некоторые — «за все, что создал» — и так правильно6. И вот смысл этого благословения: «Сотворивший множество живых существ и все, в чем они нуждаются» — Вс-вышний создал живые существа и то, чего им не хватает, то есть, все необходимое для них, то есть вещи, необходимые для поддержания их жизни, как хлеб и вода, и также все остальные вещи, которые Он создал, которые не так уж необходимы для поддержания жизни, а нужны просто для удовольствия, как фрукты и т.д., и за это мы благословляем Тебя, дающего жизнь мирам. И необходимо произнести после «хет» в слове «хей» звук «а» (и тогда все слово будет читаться как «хай», «живой», и получится: «Благословен живущий вечно» — перев.).7. (А Виленский Гаон согласился с теми, кто считает, что следует завершать благословение с упоминанием Имени Б-га и говорить: «Благословен Ты, Г-сподь, дающий жизнь мирам)8.
12. Если человек ел такие фрукты, после которых следует произносить “Меэйн Шалош”, а также такие фрукты, после которых произносится “..сотворивший множество живых существ…”, то после еды следует произнести благословение “Меэйн Шалош”, и, поскольку в ней упоминаются “плоды дерева”, она относится также и к остальным фруктам, которые он ел. Но если человек съел еще что-то, после чего он обязан произнести благословение: “…сотворивший множество живых существ…”, к этой еде “Меэйн Шалош” не будет относиться, и нужно произнести сначала “Меэйн Шалош”, а потом — “…сотворивший множество живых существ…”.
13. Человеку запрещено сознательно вставать со своего места или заниматься чем бы то ни было, пока он не произнес завершающего благословения, потому что есть опасение, что он забудет это сделать. Если же случилось так, что он вышел, то, если он должен произнести: “…сотворивший множество живых существ…”, произносит это благословение там, где находится. Однако, если он должен произнести благословение “Меэйн Шалош”, он должен9 вернуться на место, как в случае, когда он забыл Биркат а-Мазон (см. выше, глава 44, параграф 9).
14. Если человек что-либо съел или выпил и забыл произнести завершающее благословение, он может сделать это все то время, пока переваривается пища, то есть, после фруктов — все то время, пока ему не хочется снова поесть фруктов, а после питья — все то время, пока он не испытывает жажды. А по истечении этого времени он больше не имеет права произносить завершающее благословение. А если человек не умеет определить, прошло ли уже это время, ему стоит, если он вспомнил о забытом завершающем благословении, съесть что-нибудь, после чего произносится такое же благословение, и произнести его, чтобы оно относилось также и к тому, на что он забыл благословить10.
15. Если человек что-либо съел или выпил, а потом его вырвало — он не должен произносить завершающего благословения, поскольку ситуация ничем не отличается от той, когда пища уже переварилась.
1 В МБ это не приводится.
1* Так написано в МБ без указания на наличие спорящих. Но “Шаар а-Цийун” указывает, что есть сомневающиеся в этом.
2 А некоторые говорят, что даже напитки объединяются, если между первым и вторым питьем прошло меньше, чем требуется для “съедания порции хлеба”. И с этим согласен Виленский Гаон.
3 И стоило бы оставить напоследок ревиит, дать ему остыть и выпить за один раз, без перерыва, чтобы можно было произнести завершающее благословение.
4 По мнению МБ, в завершении этого благословения не говорится: “…и за средства к существованию”.
5 Если есть сомнение, привезены ли плоды из Земли Израиля или из другого места, произносят: “…и за плоды”. На вино Земли Израиля произносят: “…и за плод виноградной лозы ее”. На пищу из злаков, выросших в Земле Израиля, произносят: “…и за пищу ее”. Но некоторые пишут, что так говорить не принято.
5* Когда человек произносит благословение после изделий из злаков, он должен сидеть, а в остальных случаях — мудрецы спорят. (Необходимость в этом случае надевать верхнюю одежду не упоминается в МБ).
6 Добавляет МБ: “Дело вкуса”.
7 А по мнению МБ, произносится звук “эй”, и получается слово “хэй”, что соответствует нашему переводу.
8 Но в еврейском мире так не принято.
9 Только если о вспомнил об этом. Если же благословил там, где находится — обязанность выполнена. А по мнению а-Гра, только благословение “…за пищу…” имеет тот же закон, что и Биркат а-Мазон, а для других “Меэйн Шалош” нет необходимости возвращаться.
10 См. выше, глава 44, примечание 5.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.