Из цикла «Кицур Шульхан Арух», темы: Вино, Благословения на еду, Кицур шульхан арух, Раби Шломо Ганцфрид, Еда, Плоды
1. Если человек выжал любые фрукты или овощи и получил из них сок, на этот сок он произносит благословение: «…по слову Которого существует все»1; и то же самое относится к сладкому соку, капающему из инжира. На сок не благословляют: «…сотворивший плод дерева», поскольку никакой сок фруктов и овощей не называется плодом, кроме виноградного вина и оливкового масла. Для вина, которое является чрезвычайно важной вещью само по себе, мудрецы установили специальное благословение: «…сотворивший плод виноградной лозы». А что касается оливкового масла, которое тоже важная вещь, если человек использует его таким образом, что должен произнести на него благословение, он произносит благословение: «…сотворивший плод дерева» (как будет разъяснено ниже, глава 54, параграф 8).
2. Если речь идет о фруктах, которые по большей части используются не для готовки, а съедаются сырыми, то, если их сварили, на получившийся соус произносят благословение: «…по слову Которого существует все»2. Но, если речь идет о фруктах, которые обычно сушат и варят3, и они часто встречаются, и их сажают и выращивают именно для этого, то, если их сварили для того, чтобы съесть сами фрукты, а также выпить жидкость, на жидкость произносят благословение: «…сотворивший плод дерева», даже если человек не ест плодов вместе с жидкостью. И то же относится к бобовым и к овощам: в тех местах, где их варят для того, чтобы есть их сами, а также пить соус, на соус произносят благословение: «…сотворивший плод земли», даже если человек не ест само получившееся кушанье. (Почему этот закон отличается от закона, изложенного в параграфе 1? Некоторые говорят: из-за того, что в том случае не принято поступать указанным способом, то есть выживать плоды, чтобы получить из них сок, а в нашем случае принято именно так. Некоторые же говорят: из-за того, что вкус фрукта или овоща лучше чувствуется в жидкости тогда, когда плод сварен в этой жидкости, чем тогда, когда эта жидкость выжата из плода).
Однако, если плоды варили только для того, чтобы есть их сами, тогда, если человек не ест сами эти плоды, а только пьет жидкость, он произносит на нее благословение: «…по слову Которого существует все». А если он сварил их вместе с мясом, то, даже если они варились только для получения соуса, все равно на этот соус в любом случае необходимо будет произнести благословение: «…по слову Которого существует все», поскольку в этом случае главным является мясо.
3. Если плоды замочены или сварены только для получения соуса, то на соус произносится благословение: «…по слову Которого существует все»; и поэтому на кофе и на чай произносится благословение: «…по слову Которого существует все», и то же благословение произносится на пиво, неважно, сделано оно из фиников или из ячменя.
4. Если овощи или фрукты консервируют в воде, чтобы они там сквасились, то, хотя так и принято с ними поступать, как в случае огурцов, свеклы или капусты, на жидкость произносится благословение: «…по слову Которого существует все». И хотя вкус плода остается в жидкости, тем не менее, поскольку плоды замочены в воде не только для того, чтобы вода приобрела их вкус, но в первую очередь для того, чтобы сами овощи стали лучше из-за замачивания — из-за этого на эту воду произносят благословение: «…по слову Которого существует все»4. Но в любом случае, если человек сначала поел овоща, произнеся на него благословение: «…сотворивший плод земли», а после этого захотел попить и соуса, мудрецы сомневаются, должен ли он произносить отдельное благословение на этот соус, поскольку, возможно, благословение: «…сотворивший плод земли» относилось также и к нему. Поэтому делать так не следует.
5. И также, если фрукты, овощи, бобовые и т.д. сварили в жидкости, у которой есть свой собственный вкус, как, например, уксус, борщ* или молоко, на жидкость произносят благословение: «…по слову Которого существует все». А если человек вначале ел само кушанье, мудрецы сомневаются, не относилось ли и к соусу благословение, произнесенное на это кушанье5.
6. Если в изюме осталось еще достаточно жидкости для того, чтобы, если выжать этот изюм, появилась бы жидкость, то, если человек раздавил этот изюм и замочил его в воде только для получения напитка, а не для того, чтобы есть потом этот изюм, — в этом случае, если этот напиток простоял три дня и стал пузыриться, а после трех дней был слит в другой сосуд6, этот напиток считается настоящим вином и перед тем, как его пить, произносят благословение: «…сотворивший плод виноградной лозы», а после питья — «…за виноградную лозу и за плод виноградной лозы…». И в любом случае, когда требуется выпить стакан вина, можно использовать это вино, только нужно проследить, чтобы изюма было больше, чем одна часть на пять частей воды, и при этом изюм оценивают по тому объему, который занимали виноградины в свежем состоянии, прежде, чем они высохли. И речь только о том случае, когда вино сделано с помощью замачивания, как я писал; однако, если изюм сварен в воде, то эта варка не делает получившийся компот вином (так написано в «Сефер а-Хаим», но с этим не согласен автор «Хайей Адам»). Если же человек замочил или сварил изюм, чтобы есть также и сами плоды, сразу по нескольким причинам возникает сомнение, какое благословение произносить на получившийся напиток.
1 Если речь идет о таких фруктах, которые по большей части используются для получения сока, возможно, что если человек поступил неправильно и произнес на сок благословение: «…сотворивший плод дерева», обязанность благословить выполнена.
2 Если эти фрукты являются ценной едой также и в вареном виде и вкус их чувствуется в получившемся соусе, то, если человек нарушил и произнес на соус соответствующее плоду благословение, обязанность благословить считается выполненной.
3 Относительно фруктов, которые едят как свежими, так и вареными, см. БГ, глава 202.
4 МБ: Если человек консервирует эти плоды также и для того, чтобы получить рассол (а овощи предназначены для этого), тогда благословение, произносимое на воду — «…сотворивший плод земли». Если овощи замочены только ради самих овощей, тогда на жидкость произносят благословение: «…по слову Которого существует все» (даже в том случае, если человек сначала произнес благословение на овощи); однако в том случае, если человек пьет эту воду вместе с овощами, к воде относится благословение, произнесенное на овощи.
* Имеется в виду, разумеется, такой борщ, благословение на который: «…по слову Которого существует все», поскольку существуют борщи, благословение на которые — «…сотворивший плод земли».
5 А когда их едят вместе, пусть человек произнесет благословение на кушанье, имея в виду, что оно будет относиться также и к соусу.
6 После того, как напиток простоял три дня, по всем мнениям нет необходимости переливать его. Подробности производства вина из изюма см. в МБ и БГ, глава 272, параграф 6.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.