Из цикла «Кицур Шульхан Арух», темы: Кицур шульхан арух, Раби Шломо Ганцфрид, Синагога, Молитва
1. Читают «Ашрей», и нужно думать о смысле произносимого; особенно же при чтении стиха «Раскрываешь Ты ладонь Свою…» следует очень тщательно сосредоточиться.
2. После этого читают: «Начальнику хора — хвалебная песнь от Давида». И вот в какие дни этот отрывок не читают: Рош-Ходеш, Ханука, Пурим, а также, в високосный год, 14-го и 15-го числа первого Адара, канун Песаха и канун Йом-Кипур, Девятое Ава; также не произносят этот отрывок в доме соблюдающего траур. И в день, когда не произносят: «Начальнику хора…», фразу «Б-г долготерпеливый…» перед открыванием Ковчега также не произносят.
3. Произносят Кдушу в отрывке «У-Ва ле-Цийон» вместе с переводом на арамейский, и нужно внимательно следить за тем, чтобы сосредоточиться на произносимых словах; перевод же следует произнести шепотом1.
4. Запрещено выходить из синагоги до произнесения этой Кдуши.
5. Необходимо постараться произнести эту Кдушу вместе с общиной. И поэтому, если человек пришел в синагогу в момент, когда община произносит ее, пусть произнесет ее вместе с ними, даже перед своей молитвой2. И точно так же он может произнести ее до двух первых стихов, то есть стихов: «И придет Избавитель в Сион…» и: «А Я заключаю с вами союз…», а после Кдуши пусть произнесет эти стихи; и тем более разрешается ему пропустить «Ашрей» и «Начальнику хора…», чтобы произнести эту Кдушу вместе с общиной. Но потом он должен восполнить то, что пропустил.
6. И произносят «Алейну» («На нас возложено…»), и этот отрывок необходимо произносить в страхе и трепете. Эту молитву установил Йегошуа в день, когда захватил Йерихо. А после этого произносят Тhиллим на день недели и другие главы из Тhиллим — во всяком месте по своему обычаю.
7. Выходя из синагоги, человек должен произнести стих: «Г-сподь, направь меня…», и поклониться в сторону Ковчега, как ученик, испрашивающий у учителя позволения удалиться.
Когда он выходит из синагоги, пусть не выходит так, чтобы Ковчег остался у него за спиной, а так, чтобы он оказался в стороне; и так же он должен отходить от возвышения, у которого молился в качестве хазана.
8. Выходящему из синагоги запрещается бежать или быстро идти, поскольку он показывает этим, что задержаться в синагоге для него — тяжкая повинность. О чем идет речь? О случае, когда человек уходит по своим делам. Но если он идет из синагоги в Бейт-Мидраш, он обязан бежать.
1 А молящийся в одиночку может произнести его громко.
2 В МБ написано: «Мне кажется, что в еврейском мире не принято произносить эту Кдушу перед молитвой».
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?