Темы: Менора, Недельная глава, Воспитание детей, Беаалотха, Лев Кацин
«Никогда не ругайте в сердцах своих детей, — говорил главный раввин Иерусалима рав Хаим Зоненфельд (1848—1931 гг.). — Не обижайте, не унижайте их оскорблениями, ибо слова, сказанные от сердца, обладают силой проклятия… или благословения, если вы желаете добра».
«Чтобы ты был здоров!» — говорил он домашним в ситуациях, в которых можно было бы рассердиться, рассказывала внучка раввина.
Что делать, если ваш сын-подросток отбился от рук? Вы умоляли его, чтобы он не приходил поздно домой, а он продолжает возвращаться под утро. Устраивали скандалы, требуя, чтобы он не проводил время в плохих компаниях, он же полностью игнорирует ваши слова, проявляя неуважение или даже дерзость. Не раз у вас возникало острое желание поставить его на место, потребовать немедленного подчинения. Однако вы опасаетесь, что окрики могут привести лишь к противоположному результату, еще больше подтолкнув сына к его уличным друзьям. Ведь насилие над его волей, как любое действие, порождает противодействие.
Мудрейший из людей царь Соломон учил в своих притчах, что воспитатель должен ставить своей целью долгосрочное поведение ученика в будущем, а не его сиюминутное подчинение из-под палки. «Воспитывай ребенка его путем, тогда, даже состарившись, он не свернет с него». Любопытно, что «ханох» — «воспитывай», на иврите означает и «очищай»: отсюда название праздника Ханука, отмечающее очищение Храма и чудо света Меноры.
Наша недельная глава начинается с рассказа о том, что Всевышний обратился к Моисею: «Когда будешь зажигать свечи (Меноры)…» (Бамидбар 8:2). Мудрецы спрашивают, почему Тора использует здесь слово «бехаалотха» — «зажигать», которое дословно означает на иврите «возвышать»?
«Поскольку пламя поднимается, возносится, зажигание (свечей) названо возвышением, ибо зажигать нужно до тех пор, пока пламя не станет подниматься само по себе», — приводит Раши мнение Талмуда (Шабат 21).
Рав Моше Файнштейн (1895—1986 гг.) видел в этом важный символ того, как следует воспитывать детей. Иногда человек подносит огонь к свече, и фитиль загорается, однако если он преждевременно уберет огонь, то фитиль погаснет. Потому священнослужитель должен был держать огонь у свечи до тех пор, пока ее фитиль не разгорался так, чтобы огонь «поднимался сам по себе». Точно так же родители и учителя должны направлять и вдохновлять своих детей и учеников до тех пор, пока они не достигнут уровня внутренней мотивации. Если огонь вдохновения начнет подниматься в их сердцах сам по себе, то не исчезнет даже тогда, когда родителей и учителей не будет с ними.
Как же вдохновить наших детей, как способствовать их духовному росту? Объясняя, почему зажигание Меноры названо в Торе возвышением, Раши приводит второе мнение: «Наши мудрецы учили также, что перед светильником имелась ступень (возвышение), стоя на которой священнослужитель зажигал свечи». Для того чтобы зажигать чьи-то души, твоя душа должна гореть вдохновением, и для того чтобы возвысить кого-то, ты сам должен сначала возвыситься, став примером для подражания. Каждому родителю следует помнить, что воспитание детей — это, прежде всего, непрерывный процесс воспитания себя самого.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков был вынужден бежать от Эсава. В пророческом сне он увидел ангелов, которые поднимались на небо по лестнице. Что испугало праотца?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Раби Элиэзер бен Орканос,
из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер»
Всякий, кто молится в этом месте, в Иерусалиме, как будто молится перед троном Славы,
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Цви Патлас,
из цикла «Дотронуться до наших корней»
Почему Сам Творец мира не открыл Ицхаку, что тот должен благословить Яакова, а не Эсава?