Темы: Бешалах, Недельная глава, Земля Израиля, Алия, Лев Кацин, Исход из Египта, Советский Союз
«Сегодня больше евреев возвращаются в Россию, нежели репатриируются в Израиль, — понизив голос, сказал мне высокопоставленный чиновник Еврейского агентства во время состоявшейся недавно беседы в “Сохнуте”, в центре Иерусалима. — Хотя в 90-е годы из стран бывшего СССР в Израиль приехали более 1 миллиона человек, привлечь евреев из этого региона становится сложнее — в 2006 году репатриантов оказалось лишь 7600…».
«Евреи возвращаются в Россию», — так называется статья Владимира Волошина в «Комсомольской Правде». «Хорошую тенденцию… обнародовали израильские статистики. По их данным, массовый исход евреев из России окончен. На Руси начался… их массовый “приход”. В РФ, оказывается, сегодня живут 50 тысяч (!) граждан Израиля. Из них 99 % — репатрианты, бежавшие в 90-х годах из России на Землю Обетованную, а теперь вернувшиеся».
«… Но ехать надо!» — когда-то говорили в Одессе, собираясь в страну, «текущую молоком и медом». То же самое говорят они сейчас в Израиле, все чаще возвращаясь, в том числе и на свою «доисторическую родину», — пишет Светлана Белоус из Тель-Авива в статье с выразительным заголовком «Евреи покидают Землю Обетованную» (журнал «Зеркало недели»).
Когда-то в среде московских отказников говорили, что каждый еврей на пути в Израиль проходит через свою «пустыню». Для одного пустыней становится невыносимо сложное положение в отказе, а для другого проживание в центре абсорбции в Израиле, когда этот новый репатриант пытается осмыслить, куда и почему он приехал. Человек мог физически перенестись в пространстве и выехать из СССР, духовно продолжая жить в том же самом СССР.
«Нет ничего нового под солнцем», — писал мудрый царь Соломон в своей книге «Экклезиаст». Духовные корни обсуждаемого явления можно найти в нашей недельной главе, повествующей о том, что во время Исхода евреев из Египта Всевышний почему-то не повел народ в Израиль кратчайшим путем.
«И было, когда Фараон отпустил народ, Всевышний не повел их по дороге земли Плиштим, ибо близка она; потому что Всевышний сказал: может быть, народ передумает при виде войны и возвратится в Египет. И кружил Всевышний народ дорогою пустынною к Ям Суфу (Красному морю). И вышли евреи вооруженными из земли Египетской» (Шмот 13:17—18).
Почему же не повел Всевышний евреев по «близкому пути»? «Потому что тем же путем удобно возвратиться в Египет», — поясняет Раши.
Первое слово нашей недельной главы вайеи — «и было» можно также прочитать на иврите как ой. Это слово, выражающее чувство боли на всех языках, было использовано мудрецами Талмуда для объяснения нашей недельной главы. «Кто сказал ой? — спрашивает Мидраш. — Это Всевышний сказал ой, увидев, что слишком рано выходят евреи из Египта».
Всевышний услышал мольбу евреев об освобождении, их просьбу о прекращении страданий и вывел их из Египта слишком рано. Евреи должны были извлечь из рабства важные уроки, необходимые для их будущей свободной жизни. Потому преждевременный Исход стал причиной их будущих изгнаний и порабощений.
Почему вообще евреи оказались в Египте? В самом начале книги Исхода Мидраш отвечает на этот вопрос словами: «Щадящий посох свой ненавидит сына своего» (Притчи Соломона 13:24). В египетском изгнании был свой смысл — лишь преодолев страдания рабства, евреи могли удостоиться дарования Торы.
«По мере того как изнуряли его (еврейский народ), он размножался и разрастался» (Шмот 1:12).
Ребе из Гур писал в своей книге «Сфат Эмет», что укрепление и усиление евреев под изнуряющим тяжестью рабством было не только физическим, но и духовным. Чем больше страданий преодолевали евреи, тем большей святости удостаивались их души.
Тора упоминает, что евреи вышли из Египта хамушим — вооруженными. Это же слово «хамушим» можно прочитать как число пятьдесят. Книга «Зогар» объясняет, что не единожды евреи исходили из Египта, в духовном смысле было пятьдесят Исходов! Евреи вышли из Египта, но Египет продолжал оставаться в них.
Потому каждый день после Исхода евреи продолжали подниматься на новую духовную высоту, очищая свои души от Египта, а в пятидесятый день удостоились получения Торы на горе Синай, услышав слова первой заповеди: «Я — Всевышний, который вывел вас из земли египетской…». Лишь приняв Тору, евреи удостоились выйти из Египта не только физически, но и духовно. «Важно было еврею выйти из Египта, — говорил ребе из Коцка, — но еще важнее, чтобы Египет вышел из еврея!»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»