Из цикла «Книга заповедей. Запретительные», темы: 613 заповедей, Книга заповедей, Запреты, Коэн, Храм, Рамбам, Смертная казнь, Служба в Храме
66-я заповедь – запрещение оставлять тело повешенного преступника “ночевать на дереве” (Дварим 21:23), чтобы оно не пробуждало в людях воспоминаний о совершенном преступлении, – ведь, согласно закону Торы, вешают на дереве лишь тела тех казненных (Д 230), кто проклинал Ашема или служил идолам, поскольку про того, кто служит идолам так же сказано: “Ашема он проклинает” (Бемидбар 15:30).
Этот запрет выражен в следующем Его речении, да будет Он превознесен: “Если человек будет приговорен к смерти, и умертвив его, ты повесишь его на дереве, то не дай телу его ночевать на дереве, а погреби его в тот же день, ибо повешенный – поругание Б-га...” (Дварим 21:23). И сказано в Сифри: “Не дай телу его ночевать на дереве” – это заповедь “Не делай”.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 6-ой главе трактата Санхедрин (45б-47а).
67-я заповедь – запрещение приостанавливать несение сторожевой службы в Храме и отменять постоянный ночной дозор. И об этом Его речение: “И тщательно охраняйте Святилище” (Бемидбар 18:5).
Мы уже разъяснили в комментарии к 22-ой предписывающей заповеди, что приказ об охране Святилища и ночном дозоре вокруг него – это заповедь “Делай”. Здесь же укажем, что невыполнение этого требования – нарушение заповеди “Не делай”. И сказано в Мехильте: “И тщательно охраняйте Соборный Шатер” (там же 18:4) – из этого речения мы учим заповедь “Делай”. А из какого речения учим заповедь “Не делай”? Тора говорит: “И тщательно охраняйте Святилище” (и поскольку два следующих друг за другом речения повторяют тот же приказ, мудрецы толкуют первое из них как предписывающую заповедь, а второе, обладающее определенными языковыми особенностями, свойственными запрету, – как заповедь “Не делай”. Подробнее см. Сефер ахинух, 391 и Минхат хинух, там же).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в начале трактата Тамид и в трактате Мидот.
68-я заповедь – запрещение, обращенное к первосвященнику, заходить в Святая Святых Храма в любое время. Он должен воздерживаться от этого, проявляя тем самым уважение к Святилищу и трепет перед Шехиной (Б-жественным Присутствием). И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “И сказал Ашем Моше: скажи Аарону, твоему брату, чтобы он не во всякое время входил в Святилище, за завесу, и не приближался к крышке, покрывающей ковчег, дабы он не умер, ибо в облаке являюсь Я над крышкой” (Ваикра 16:2). Этот запрет подразумевает две различных границы: во-первых, первосвященнику запрещено вступать в Святая Святых – кроме одного раза в году, в Йом кипур, но и в этот день только во время, отведенное для его служения; а во-вторых, коэнам запрещено заходить в Святилище в любые дни года – кроме времени, отведенного каждому для его служения.
Вкратце этот запрет можно выразить так: любому коэну запрещено заходить в Святилище, в места своего служения, во всякое время, кроме того, что отведено для служения, – и первосвященнику в Святая Святых, и рядовому коэну – в само Святилище.
И если первосвященник преступает этот запрет и заходит в Святая Святых не в час служения, он подлежит смерти “от руки Небес”; а если рядовой коэн вступает в Святилище не в свое урочное время, он карается бичеванием.
Сказано в Сифре (Ахарей): “...чтобы он не во всякое время...”, даже в сам Йом кипур, “... входил в Святилище, за завесу...” – и тем более в остальные дни года... Может быть, рядовой коэн, вступивший в неурочное время в Храм, тоже подлежит смерти? Но Тора говорит: “...за завесу, и не приближался к крышке, покрывающей ковчег, дабы он не умер”. Так как же? Вступивший “за завесу” – подлежит смерти, а вступивший в неурочное время на остальную территорию Святилища – нарушает тем самым запрет Торы, но смерти не подлежит”. А в трактате Менахот (27б) однозначно сказано: “Вступивший в Святилище карается 39-ю ударами” – т.е. подлежит бичеванию.
69-я заповедь – запрещение коэну с определенными физическими увечьями (см. Ваикра 21:18-20) заходить в Святилище, а также приближаться к жертвеннику и заходить в пространство между жертвенником и Святилищем. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “К завесе да не подойдет и к жертвеннику не подступит, ибо увечен он” (там же 21:23). А в начале раздела Тоарот (Келим 1:9) разъясняется, что увечным коэнам, а так же коэнам, которые не стриглись более тридцати дней, запрещено вступать во все пространство между жертвенником и Святилищем и, тем более, в само Святилище.
В Сифре (Эмор) также разъяснено, что два этих запрета – “К завесе да не подойдет...” и “...к жертвеннику не подступит” – не только дополняют друг друга, но и взаимно обуславливают друг друга, составляя единый закон, определяющий границы храмовой территории, запретной для коэнов с физическими увечьями. И тот из них, кто умышленно нарушит эти границы, – даже не для того, чтобы нести служение (НД 70) – карается бичеванием.
Семидесятая заповедь – запрещение коэну с постоянным физическим увечьем нести служение в Храме. И об этом речение Ашема: “Говори Аарону следующее: никто из семени твоего во всех поколениях, у кого будет увечье, не подойдет, чтобы приносить хлеб своего Б-га” (Ваикра 21:17), – т.е. “не подойдет”, чтобы нести служение. И если увечный коэн совершает служение, он карается бичеванием. И так сказано в Сифре (Эмор): “Увечный коэн не подлежит смерти за свое служение, но он, тем не менее, преступает запрет Торы”.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»