Из цикла «Сын мой, первенец Израиль», темы: Избранность, Рош а-Шана, Песах, Связь с Творцом, Эзриэль Таубер, Любовь к Б-гу
Во второй главе Песни песней слова Доди ли отражают Его отношение к нам — бни бхори. Он избрал Израиль с любовью из всех народов, как сына, первенца, поэтому веани ло — «и я к нему», «и я возлюбленному моему». У ани, «я», Общины Израиля есть смысл. Евреи не как другие народы, которые блуждают по свету, сами не зная зачем, будто по ошибке. Каждый еврей, всякое «я» значимо, ибо доди ли.
В шестой главе Песни песней порядок слов противоположный — ани ледоди ведоди ли. Ибо здесь отношение начинает «я», Народ Израиля, еврей, поэтому Он выбирает меня.
С чего же все начинается? С Народа Израиля в состоянии доди ли — с того, что Он избрал нас? Или наоборот, мы Его ищем, открываем и избираем, и лишь потом наступает стадия «мой возлюбленный мне»?
Эти два понимания и два стиха отражаютсят в споре раби Йегошуа и раби Элиэзера о том, когда создан мир — в месяце тишрей или в нисане (Рош ашана 27а). Тосафот комментирует, что и то и другое — слова Б-га живого (истина).
Наша связь с Творцом мира основана и на тишрее и на нисане, вопрос, что сначала — Рош ашана (Новый год, Судный день, тишрей) или Песах — в нисане. Удостаиваемся мы Рош ашана в тишрее благодаря нисану (Исходу из Египта) или освобождение Песаха приходит в результате Рош ашана[1].
Фраза «Это возлюбленный мой и это мой друг» (как и вся Шир аширим) имеет в виду Песах. Творец избрал нас и освободил из Египта со знамениями и чудесами, чтобы «увидела рабыня на море то, чего не видел в пророчестве Йехезкель бен Бузи»[2] (мидраш Ялкут Шимони, Бешалах). Каждый ани в Народе Израиля, и даже самый меньшие среди них (как рабы) нашел себя. Творец обнял и поцеловал каждого из Израиля с любовью, и нельзя было не заметить Присутствия Творца. Это состояние «возлюбленный мне» было в Песах.
В Рош ашана осуществляется ани ледоди ведоди ли. Основа Судного дня — «возвестили перед царствами, чтобы поставили Его над собой царем» (Рош ашана 16а). Творец как бы просит нас, умоляет, чтобы мы покорились и сделали Его царем, ибо «нет царя без народа»! Есть комментарий Гаона из Вильно к словам Теилим ки леАшем амелуха умошель багоим — «ибо Б-гу царство и правление над народами»: для гоим — народов — Он мошель, правящий силой, и только для Своего народа — Царь, ибо лишь мы можем сделать Его царем.
Это наша задача в Рош ашана! Если один из нас не сделает Его царем, Ему как бы не хватает в царстве одного ани, и Он не может стать царем над всей землей, как пророчествует Зхарья (14:9): «И будет Ашем царем над всей землей, в тот день будет Ашем один и Имя Его одно»[3]. Я один с Ним! Я поставил Его над собой, сделал царем, полностью устранив эго!
Передавали от имени автора Имрей эмет, что до 13 лет он, говоря в Шма слово эхад (Б-г один), просто имел в виду, что Он один, и нет двух. И лишь в сорок лет понял кавану (медитацию и смысл) слова эхад: Он один и я — один — мы одно с Ним! Это двекут, прилепление к Творцу до месирут нефеш — готовности пожертвовать собой.
Порядок такой: в Песах — доди ли. А при исходе из Египта и пересечении моря каждый из нас удостоился обрести свое «я». Творец создал нас и вдохнул душу, часть Себя. Благодаря этому мы можем воцарить Его снова.
Какое достоинство! Сам Творец просит нас, чтобы мы сделали Его царем, и этого мы удостоились благодаря доди ли. Когда мы вышли из Египта, Творец вдохнул в нас эту душу, нешаму. Она дает нам возможность каждый вечер Роша ашана воздать Ему за доди ли словами ани ледоди — умаляя себя перед Его царством.
Но народы не выходили из Египта и не удостоились доди ли. Поэтому даже если захотят приблизиться к Творцу, максимум могут сделать Его мошель — правителем, но не царем!
Связь доди ли возникла не при Исходе, а за четыреста лет до этого у Авраама авину, который искал Творца и начал раскрытие своего я — путь ани ледоди.
Благодаря его ани ледоди Творец обещал праотцу Аврааму, что он и его потомки удостоятся доди ли — чудесных событий при Исходе в Песах. Весь народ, мы все за его заслугу удостоились доди ли веани ло, а в элул и Рош ашана должны проявить единство, источник и корень которого эти слова.
В эту пору суть нашего служения — в ани ледоди. Сколько бы лет ни прошло от Исхода и получения Торы на Синае, мы должны делать Его царем над всей землей.
[1] Единство обоих событий отражает кидуш, благословение Творца над бокалом вина в Шабат — Г.С.
[2] Высочайшее видение пророка о Божественной колеснице (маасе меркава) приоткрывает посвященным устройство мира — Г.С.
[3] Эти слова завершают наши молитвы три раза в день — Г.С.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»