Темы: Иерусалим, Работа, Алия, Бааль Тшува, Где учить Тору
Мы помещаем статью о "Махон Леве" – Иерусалимском Технологическом колледже. Многие его выпускники – ученики рава Зильбера. Часть из них – преподают или учатся в вечерних колелях "Толдот Йешурун", и есть не мало из них, которые объединились вокруг учебной программы "Ор Тора". Вашему вниманию представляется статья Дов Бера Штерна, написанная около года назад для неосуществлённого проекта выпуска журнала "Община".
Мы сидим в большом компьютерном классе. Вокруг одни ребята, все в кипах и цицит. Для человека только что приехавшего в Израиль из галута видеть такое количество религиозной молодежи в одном месте приятно, но не привычно! Все погружены в Интернет. Кто-то пишет домой. Постепенно, кажущаяся тихой комната наполняется звуками. Где-то в углу заговорили по-русски, а вот два американца. За соседним компьютером студент рассматривает сайт на испанском языке.
- Тут учится много репатриантов, - рассказывает мой друг Денис, - больше всего из СНГ, но и американцы есть. Махон один из самых престижных колледжей страны. И главное, что тут есть настоящий университетский дух. Хотя учиться тяжело.
Жизнь в Махоне не утихает до позднего вечера. Только, что сдавший экзамен Денис вздыхает, что скоро сессия кончится и опять уроки, уроки, уроки. Впрочем, сильно измученным его назвать сложно. Студент – всегда студент.
Итак, Иерусалимский Технологический Колледж во многом не похож на большинство ВУЗов Израиля. Он бы образован в 1969 году, состоит из четырёх отделений: Махон Лев (для мужчин), Махон Наве (вечернее обучение для мужчин), Махон Таль (для женщин) в Иерусалиме и Махон Люстиг (для женщин) в Рамат Гане. Главное отличие этого вуза заключается в том, что параллельно с академическими дисциплинами его студенты изучают Традицию и еврейскую историю. Это является обязательной и полноценной частью программы обучения.
Д: - Многие выбирают Махон из-за профессий. Кто-то из-за того, что он в Иерусалиме. Другие потому, что здесь можно изучать традицию. Почему я выбрал Махон? Пока сложно сказать. Скорее мне тут комфортно и я понимаю, что, проводя за учебой почти 24 часа в сутки, я не теряю время зря.
Главное академическое направление колледжа – Hi-Tech.
На 8 факультетах "Махон Лев", а это:
q "Компьютеры и связь",
q "Био-информатика",
q "Электроника",
q "Физика и электрооптика",
q "Прикладная математика",
q "Управление производством",
q "Менеджмент и маркетинг",
q "Бухгалтерский учет и аудит"
престижные специальности получают более 1600 студентов. Почти 25% из них составляют репатрианты. А большая часть этой группы – выходцы из стран СНГ. И вполне логичным можно считать создание специального отделения для русскоязычных студентов, основанного раввином Иосефом Райзнером. Во многом благодаря этому человеку русская мехина Махона работает уже 14 лет.
Действительно, для студентов из СНГ "Махон Лев" и его русская программа идеальная стартовая площадка, - считает руководитель русского подготовительного отделения Барух Шройтман, мой следующий собеседник. Он сам является выпусником Махона и, по его мнению, этот ВУЗ дает студенту идеальные условия для получения хорошего и престижного образования, а с другой на достаточно глубоком уровне знакомит учащихся с еврейскими традициями.
Барух Шройтман с удовольствием вспоминает свои студенческие годы. "Теперь я понимаю, что во многом обязан тому, что со мной произошло, колледжу. Я вспоминаю своих учителей. Это были замечательные люди, для которых мы, молодые студенты из России, были не просто студентами, а учениками, детьми", - говорит реб Барух.
Всю студенческую братию Махона можно разделить на две части – израильтяне и олим. Если израильтяне приходят только на занятия в Махон и вечером отправляются домой, то для олим институт становится первым домом, в котором они знакомятся с Израилем и тем, что такое еврейская традиция.
Происходит все примерно так. Сначала, в стране исхода они узнают о том, что есть такое место - "Махон Лев". Затем им рассказывают о том, что кроме академических дисциплин и иврита, что, безусловно, являются их главной целью, им предстоит учить также Танах, ходить в синагогу и соблюдать еврейские традиции. Многие абитуриенты, заинтригованные таким экзотическим сочетанием, соглашаются попробовать.
И вот наступают студенческие будни. Лабораторки, молитвы, уроки Кодеш, технические дисциплины, сессии, кашрут, кипа – всё это соединяется в пёстрый и непривычный пазель. Четыре года пребывания в Махоне пролетают как одно мгновение и вот уже наш недавний абитуриент выходит в большую жизнь со всеми её перипетиями взрослым человеком, подготовленным к ней как профессионально, так и духовно.
Есть, конечно, и такие, кто не выдержав столь экстремального темпа, уходят посередине. И все же процент отчисленных студентов с мехины не слишком велик. Благодаря постоянной поддержке и, можно сказать, отеческому отношению учителей и раввинов, большинство ребят преодолевают все трудности и становятся квалифицированными специалистами.
Одним из плюсов "Махон Лев" можно назвать начальное обучение на русском языке. Такой вариант был выбран в связи с высокой конкуренцией, как с другими израильскими вузами, так и с вузами, находящимися в СНГ. То есть, приехав в Израиль можно одновременно начать полноценное получение профессии, учить иврит и познавать традиции.
Б.Ш.: - Конечно распорядок дня студента очень напряжённый: подъем в 7:00, утренняя молитва, религиозные и академические дисциплины, иврит - до позднего вечера не пустеют институтские лаборатории. Мы не скрываем того, что у нас трудно учиться. Но через год после мехины студенты автоматически становятся студентами израильского отделения и получают возможность через четыре года получить не просто первую степень, а диплом инженера и далее успешно работать в Hi-Tech. Мы стремимся к тому, чтобы помимо академических дисциплин наши выпусники получали и знания по еврейской традиции, и после окончания "Махон Лев" создавали еврейские семьи, соблюдали и уважали еврейскую традицию.
За 14 лет работы русской мехины через "Махон Лев" прошли более 500 студентов. Подавляющее большинство выпусников работатают по специальности. Большинство из них стали религиозными. Как, например, братья Борис и Илья Гудесблат. Приехав в страну в 1991 году из Хабаровска, ребята поступили в Махон на факультет компьютеров и прикладной математики. С отличием закончив институт, оба брата работают по специальности: Борис ведущий инженер в фирме Analog Devices, а Илья – первоклассный программист в SweetChild Software. По вечерам они уделяют время изучению Торы. И, конечно, они создали крепкие еврейские семьи.
Более 30 наших выпусников сегодня стали учениками серьёзных Йешив. Начало их образованию и выбору было положено в "Махон Лев".
С Александром Хаятом я встретился в ешиве аРан. Закончив колледж и получив престижную специальность, он решил учиться в йешиве.
В разговоре с ним становится понятно, что Александр прошел много разных путей, и как свойственно любому еврею ошибался и искал, но до определенного предела.
А.Х.: - Я приехал в Израиль не из-за сионистских побуждений. Конечно, я знал, что я еврей, что где-то есть Израиль и там живут евреи. На Сахалине, где мы жили последнее время до приезда в Израиль, понятия антисемиты, (как и семиты) практически отсутствовали. Поэтому я знал, что я еврей, но не более того. Сделать алию решили мои родители, и мы оказались в Эрец-Исроель. Я не сразу попал в "Махон Лев", до этого я успел закончить
колледж в Тверии, поработать в гостинице, выучить иврит и только потом поступить в "Махон Лев".
Корр.: - Ты пришел в Махон соблюдающим евреем?
А.Х.: - Нет! Я был абсолютно светским. Мне просто хотелось получить степень, и к этому моменту я уже немного интересовался иудаизмом. Вряд ли я был прилежным учеником по Кодеш, но так случилось, что учителя во мне что-то заметили. Я учился у рава Саревника и рава Шальмана. У меня были высокие шансы быть отчисленным. Но! К концу первого года я поменял свою кипу на черную, и ощущал сильный дискомфорт. Я ещё не собирался быть религиозным, но уже понимал, что это "Эмет"! И никуда не денешься.
Т.е. это то состояние, когда ты уже не можешь делать плохо, но делать хорошо ты еще не готов. Мне помог мой товарищ Давид Гросман. Он собирал студентов колледжа и возил в Кирьят Малахи на Шабаты. Это были замечательные субботы, и после одной из таких суббот (через восемь месяцев учебы в "Махон Лев") – чик! Я помню даже миг, когда я стал религиозным. Я до этого плохо ходил на молитвы и после этого плохо ходил на молитвы. Я до этого плохо надевал тфилин и после этого. Но если раньше я делал это все из-под палки, то теперь я понимал, что так надо!
Это была секунда.
Закончив Махон за два года (Александру зачли часть курса тверийского колледжа), он женился. Хупу поставили прямо в Махоне. Потом родился ребенок, потом была армия. Параллельно с армией Александр начал учиться в йешиве аРан. Учеба началась с одного седера, затем добавился еще один.
А.Х.: - А после завершения службы в армии я пришел сюда полностью. Почувствовав вкус Торы, заниматься чем-то другим тяжело. Я не смог выбрать другое.
Есть среди выпускников русскоязычного отделения даже свой раввин!
Это рав Иеhуда Брум. Получив академическую степень по электронике, он выбрал нелёгкое ремесло воспитателя и учителя. Иеhуда Брум выпусник "Махон Лев", а ныне его преподаватель, так же как и Александр Хаят после окончания колледжа пошёл учиться в йешиву. Уже пять лет он работает с русскоязычными студентами – преподает им Кодеш. А в свое время, в начале 90-х, он репатриант из Беларуссии, приехав в Израиль, поступил в колледж и этот факт, безусловно, изменил его судьбу.
И.Б.: - Мой опыт учебы в колледже теперь помогает мне лучше понимать то, что происходит с теми, кто приходит сюда учиться. Теперь я вижу себя с другой стороны! Я чувствую, что могу дать им совет - потому что понимаю их проблемы.
Корр.: - Что можно для Вас, как для преподавателя, назвать успехом: ситуацию, в которой выпусник после колледжа идет работать в хай-тек, продолжая соблюдать заповеди, или идет учиться в ешиву?
И.Б.: - На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Есть те, кто для кого Махон становится мостиком, построенным Ашемом, в ешиву. Есть те, кто предназначен для другого пути. Но если такие ребята приходят к уровню, когда они работают в хай-теке, а вечером ходят в колель то это огромный успех! Каждый человек должен быть на своем месте. Я думаю, что нельзя всех отправить в йешиву, это может их сломать! Есть ребята, которые цветут в йешиве, и есть те, кто реализует себя, будучи религиозным, в светской работе. И то и другое для меня успех.
Еще одна особенность "Махон Лев" и в том, что примерно третья часть раввинов, работающих в нем, его выпусники. В конце нашего разговора рав Брум рассказал мне одну историю, наглядно демонстрирующую это. Есть традиция не ходить со своим раввином в микву. В Цфате есть миква Аризаля и когда мы там были, то вдруг обнаружили, что есть среди нас четыре поколения выпусников и учителей Махона! Рав Серевник, он учился в Махоне, рав Йосеф Райзнер - его ученик, а ныне ответственный за всю русскую программу в бейт-мидраше. Понятно, что он не хотел зайти со своим учителем в микву. Потом я учился у рава Райзнера, и тоже не мог пойти с ним в микву, и со мной были уже мои ученики, которые не пошли в микву со мной. Четыре поколения и все выросли в Махоне!
Учебная программа "Махон Лев" постоянно совершенствуется. Скоро появится новый факультет – Биотехнологии. И следовательно, ВУЗ ещё более повысит свой рейтинг среди остальных учебных заведений страны. Новшеством последнего времени стало открытие специальных курсов для харедим и учеников йешив. Теперь в вечернее время в течение нескольких месяцев они могут освоить компьютерную специальность. Есть и более серьезная программа. За четыре года вечернего образования ешиботники получили возможность приобрести первую степень. При этом программа включает в себя только академические предметы, а традицию каждый учит в своей йешиве.
P.S. Рассказ о колледже сложно назвать всеобъемлющим, и мы обязательно еще встретимся с теми, кто был, лишь коротко упомянут в этой статье. Потому, что русскую часть колледжа "Махон Лев" невозможно представить себе без таких имен как рав Барух Куперман за"л, рав Райзнер, рав Ашер Кушнир, реб Барух Шройтман. Людей, которые находятся на своем месте и делают свое, нужное и хорошее дело. Дело с большой буквы.
Дов Бер Штерн.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»