Известно мнение, что Тора запрещает суеверия. Но каждый день религиозные евреи, проходя мимо мезузы, символически целуют ее. Не суеверие ли это — целовать мезузу, висящую при входе в еврейский дом? Не суеверие ли — сжигать подстриженные ногти?
Мезуза — это заповедь Торы. Допустим, что приведенный выше повседневный обычай не относится к самой заповеди. Но обычай про ногти упомянут в Талмуде, который является базой и источником для законов Устной Торы. Не получается ли, что суеверия есть в самой Торе? Как это расценить?
Для начала определимся, что такое суеверие.
Суевериями мы называем взгляды и обычаи, противоречащие, как принято сейчас говорить, монотеистическому характеру иудаизма. Все, что идет вразрез с верой в Единого Б-га, является суеверием. Например: чародейства, гадания, прорицания, «общение» с духами, вера в чудодейственную силу заклинаний, камней, какой-нибудь особой «святой» воды и пр. В Торе все это прямо называется «мерзостью народов», которые жили в Святой земле до прихода в нее евреев.
Если человек верит в то, что, целуя мезузу, он способствует благополучию дома, на двери которого она висит, то это, несомненно суеверие. Нормальные евреи, прикладывая пальцы к коробочке мезузы, просто показывают, что им дорога сама заповедь мезузы — не больше.
К современным суевериям относится страсть к гороскопам, вера в полтергейстов, колдунов и хиромантов, а также в приметы типа «черных кошек» и пр. (однако, по поводу гороскопов стоит почитать на нашем сайте тему Гороскоп).
Рамбам пишет (Мишне Тора, Илхот Акум 11):
«Все эти вещи — сплошная ложь, которой древние идолопоклонники увлекли за собой многие народы. Но разумным евреям не следует увлекаться этими глупостями… Верящий в душе во все эти вещи, но скрывающий свои мысли из опасения перед Торой — невежда, лишенный понятия и подобный ребенку со слабым умом».
Наши «местечковые» прадедушки и прабабушки еще в прошлом веке любили про все это говорить: дос гэлфт ви а-тейтн банкес.