Из цикла «Коэлет: Вечность и суета», темы: Моше, Давид, Носон Шерман, Хизкияу, Песнь
Человек достигнет совершенства лишь с приходом Машиаха
Песнь, как сознание гармонии, заключенной в мироздании, становилась высшей ступенью духовного пути не только во времена Шломо. Поскольку человек все еще не достиг подобающего ему уровня, предназначенное ему долгожданное совершенство станет возможным лишь с приходом Машиаха, когда сбудутся все пророчества о конце человеческой истории.
Были времена, когда Машиах, казалось, вот-вот появится. Он был совсем уже близко, но…
Всевышний, да будет Его Имя благословенно, пожелал сделать Хизкию Машиахом, а Санхерива — Гогом и Ма-гогом, Справедливость сказала Всевышнему: «Властитель вселенной! Давид пел Тебе и славил Тебя, но Ты не сделал его Машиахом. Как можешь Ты сделать Хизкию Машиахом. Ты совершил для него много чудес, но он Тебя не воспел» (Санхедрин).
Все в мироздании выполняет свое назначение. Но без участия человека не может зазвучать заложенная в мироздании песнь. Только человек (ибо он служит Б-гу и обладает способностью осознать и выразить словами Его величие) может стать дирижером песни мироздания, то есть тем, благодаря кому реализуются скрытые возможности всего сущего. В этом раскрытии тайных возможностей и заключается смысл века Машиаха. Ведь сами по себе скрытые возможности — еще далеко не все. Нужен вождь и нужен еврейский народ, чтобы выявить их. Когда нация теряет свое величие, вождь его возвращает своему народу. Но так или иначе сущность мироздания должна быть выявлена. Век Машиаха будет временем, когда спадет завеса, скрывающая Б-жествен-ное присутствие, когда будут устранены преграды, мешающие людям слышать Б-жественное слово, когда все народы объединятся, выполняя волю Б-га.
Хизкия был достаточно велик, чтобы стать Машиахом, но ему не удалось заставить зазвучать песнь мироздания. И поскольку ему не удалось это сделать, царствование Машиаха не могло наступить в его время.
Чего не смогли сделать люди
Евреи все еще не готовы к построению Храма
Как мы уже говорили, Давиду, несмотря на его величие, не было разрешено построить Храм. Тем не менее Храм мог быть построен и в его время.
С тех пор, как еврейский народ вошел в Землю Обетованную, на нем лежала одна вина. Заключалась она в том, что желание евреев построить Храм было недостаточно велико. Лишь когда Давид увидел, насколько его жилище отличается от обители Ковчега Завета, только тогда сердце каждого еврея наполнилось желанием воздвигнуть достойную обитель для Его Присутствия. Но где же был народ раньше? Почему евреи довольствовались тем обиталищем, которое имел Ковчег Завета. Если бы они с самого начала разделяли устремления своего царя. Храм был бы уже построен. Этому не могли помешать ни войны, ни кровопролития, совершенные Давидом. Однако в том-то и дело, что им было все равно. Поэтому великое дело его возведения было передано Шломо.
Объясним теперь слова Мидраша, приведенные раньше, о том, что если бы Храм возвел Давид, он стоял бы вечно.
Возможно, объяснение заключается в том, что во времена Давида евреи не понимали истинную сущность Давид возвышенных песен своего царя. Псалмы Давида полны осознания гармонии мироздания, но народ, уступавший царю в величии, не слышал песни, которую пела земля под их ногами, и не видел мира, который открывался их глазам. Если бы Давид выстроил Храм, то он был бы слишком великим и непонятным для народа, подобно тому как сам Давид был слишком великим для своих подданных. Тончайшая гармония звуков в его песнях была недоступна их слуху. Они не слышали слова Небес, обращенного к ним. Да, в песнях Давида было все, в них воплотилось самое глубокое и возвышенное выражение смысла Торы, которое человек может выразить своими словами. Но его поколение, каким бы великим оно ни было, оказалось неспособным воспринять их смысл.
Поэтому в число десяти известных нам песен вошла лишь торжественная песнь Давида, и ни один из его псалмов, славословящих Б-га. Противопоставляя Хизкию Давиду, Талмуд говорит: Давид пел песнь, а Хизкия — нет. Давид пел, но народ не слышал. Хизкия же мог возвысить свой народ до себя, но не пел. Заставив песнь звучать, пророк стал бы Машиахом, однако по ряду причин он этого не сделал.
Иногда тот, кто ведет народ, дает звучание песне, но народ его не слышит. Иногда наоборот — народ можно заставить услышать песнь, но молчат ведущие. То есть народ оказывается достаточно великим для того, чтобы исполнить песнь, однако его песнь не достаточно величественна, так как вожди не присоединяют к ней свой голос.
Когда нет вождей
Моше покидает евреев и они слабеют духом
«Тогда Израиль запел» (Дварим, 21:17). Почему здесь не упомянуто имя Моше? Потому что он был наказан из-за чуда с водою, а человек не может воздавать хвалу тому, кто наказывает его. Почему тогда здесь также не упомянуто Имя Всевышнего? Ответ дает притча. Однажды знатный человек пригласил царя на праздничный обед. Царь сказал: «Есть ли там мой друг?» Человек ответил: «Нет». Царь сказал: «Если там нет моего друга, то и я не могу прийти».
Когда в конце сороколетнего странствия евреев по пустыне Б-г создал колодец, чтобы они могли пить, они сложили песнь во славу Г-спода. Но имя Моше не упомянуто в песне, хотя он был их вождем. Более того, колодец был создан благодаря добродетелям его и Аарона, но из-за того, что Моше согрешил во время чуда с водою, в результате чего, кстати, лишился права ступить на Обетованную Землю, он не мог вознести хвалу Г-споду за дарованную Им воду. И так как великий Моше не мог присоединить свой голос к песне, песнь получилась недостаточно возвышенной для того, чтобы содержать имя Б-га.
Страшно для народа лишиться своих вождей! Когда расступились воды Моря, Моше вел свой народ, славя Г-спода. Благодаря Моше народ еврейский познал Б-га во всем Его величии. Даже самым ничтожным служанкам открылось Его величие, и они присоединили к песне свои голоса. Но когда сорок лет спустя евреям снова открылась слава Г-спода и знание того, что все сущее подчиняется Б-гу, Моше уже с ними не было. Взор их потерял ясность, а дух — возвышенность, как .было раньше. Поэтому их песнь состояла всего из нескольких строк, и даже имя Г-спода не было упомянуто в
ней.
Верно учили мудрецы: слово праведного важнее, чем девяносто восемь проклятий или даже разрушение Святого Храма.
Даже в страшное время гнева Г-спода, когда разрушен Его Храм, праведные толкователи Торы продолжают нести свет людям и направлять их. Мы уже знаем, что Храм является земным воплощением Откровения, дарования Торы. Его главное назначение быть вместилищем Скрижалей Завета, а не просто местом, где совершаются жертвоприношения. Если Храма нет, то людей может направлять Тора, но если нет ни Храма, ни Торы, то мрак окутывает все. Без Торы и своих вождей люди не способны понять смысла тех бедствий, что обрушиваются на них. Без своих вождей народ не достигает предназначенных ему высот, даже если он возвышается до уровня, когда самостоятельно может создать священную песнь.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»