Сказано в трактате «Шабат» (31а): «Когда душа человека поднимается на Небеса, то ангелы задают ей несколько вопросов. Один из них: ожидал ли этот человек прихода Машиаха?» Как видно из этой Гемары, ожидание Машиаха является очень важным фактором, влияющим на приговор Небес, ведь если, не дай Б-г, ответ будет отрицательным, то перед этой душой могут закрыться врата Будущего мира! Рамбам считает, что вера в приход Машиаха — одна из Тринадцати Основ Веры, которыми и определяется иудаизм, а человек, который отрицал его приход, является вероотступником, и у него нет доли в Будущем мире.
Кого мы ждем, и что изменится, когда мы его дождемся?
Еврейский народ живет в ожидании царя-помазанника — избавителя, великого духовного лидера, политического руководителя и военачальника, который по отцовской линии будет являться потомком царя Давида через его сына Шломо. Пророки описывали дни Машиаха, как время, когда в какой-то степени изменится обычная природа вещей. В книге пророка Йешаяу (11,6-9) сказано, что волк и овца будут жить вместе, корова и медведь будут пастись на одном лугу и т.п. Несмотря на это, в трактате «Брахот» (34б) приводится спор раби Йоханана со Шмуэлем о том, изменится ли мир после прихода Машиаха. Раби Йоханан утверждал, что да, Шмуэль считал, что нет.
Рамбам, славящийся рациональным подходом к изучению Торы, говорит, что сказанное пророками нужно понимать не буквально, а аллегорически. В книге «Законы Царей» (12,1-8) Рамбам описывает, что произойдет в дни прихода Машиаха: он вернет царство дому Давида, отстроит Храм, соберет всех евреев вместе, все законы, которые действовали раньше, возобновятся: жертвоприношения, шмита и йовель (запрет обрабатывать землю в седьмой и пятидесятый годы).
Как мы узнаем про истинного машиаха, что это именно он? Какие чудеса и знамения он должен совершить?
Должен ли настоящий Машиах остановить Солнце, как Йеошуа бин Нун, или «хотя бы» воскресить мертвых? На этот вопрос Рамбам отвечает: «Если взойдет на престол царь из дома Давида, проповедующий слова Торы и выполняющий заповеди, как его отец Давид, который сумел привести еврейский народ к вере в единого Б-га, и будет вести войну за народ Израиля, то мы воспринимаем его как потенциального Машиаха. А если он сумел выиграть войну и поразил все окружающие его народы, отстроил Храм на его прежнем месте и собрал всех евреев воедино, то это Машиах безо всяких сомнений. Если же он не сумел сделать все это или был убит, значит это не Машиах, а просто праведный царь. Но никаких чудес и знамений он совершать не должен». В трактате «Санэдрин» (93б) сказано, что раби Акива, один из величайших мудрецов Мишны, утверждал, что Бар Кох-ба — Машиах, и он не потребовал у него никаких знамений. Просто после того, как Бар Кохба был убит, выяснилось, что он не Машиах2. «Когда придет Машиах, — пишет далее Рамбам, — в мире не произойдет никаких изменений, день по-прежнему будет сменять ночь, земля, как и раньше, будет давать урожай всего лишь раз в год, грешники и злодеи не будут убиты. Просто в этот период все раскаются и примут истинную веру в Творца и Тору, и каждый возьмет только то, что полагается ему по праву». «Есть лишь одно отличие между нашим временем и эпохой Машиаха, — сказали мудрецы, — это возвращение царства дому Давида».
Но есть и другая точка зрения на этот вопрос. Ее представляют Рамбан и Раавад, которые считают, как раби Йоханан, что приход Машиаха будет сопровождаться чудесами, и природа вещей изменится. Мир станет таким, каким он был до греха Первого Человека. Хищные звери станут травоядными, земля будет давать урожай каждый месяц, и плоды станут больше относительно своего нынешнего размера. Маараль в книге «Нецах Исраэль», глава 46, говорит, что после прихода Машиаха человек уже не сможет ничего изменить. Поскольку сейчас наш мир несовершенен, и есть возможность согрешить, то человек, выбирая между добром и злом, может получить награду за выполнение заповеди либо наказание за плохой поступок. У грешника есть возможность раскаяться, и Вс-вышний примет раскаяние. Но во времена Машиаха мир будет полностью исправлен и возможность согрешить просто исчезнет, человек не сможет ничего изменить, даже если полностью раскается, потому что его раскаяние можно расценивать не как истинное побуждение к добру, а как поступок, который человек совершает, попав в безвыходную ситуацию. Ибо в эру Машиаха ни у кого не будет ни малейшего сомнения, как правильно себя вести, ведь Вс-вышний откроется для всех. Поэтому человек не будет стоять перед испытанием — выбрать добро или зло: вариант будет всего один. А за такой поступок Вс-вышний не награждает. Поэтому обязан человек раскаяться до прихода Машиаха, в противном случае будет уже слишком поздно.
Пророки нам сообщили («Йехезкель» 38:14-23), что приходу Машиаха предшествует война между Гогом из страны Магог и еврейским народом. Есть разные предположения о том, выходцем какой страны будет этот царь. Рав Саадья Гаон считает, что он будет правителем страны, находящейся в районе Ирана, Ирака или Ближнего Востока. Йонатан бен Узиель считал, что Гог будет правителем Германии. В этой войне Гог объединит в своей армии войска из множества стран, и все они пойдут войной на народ Израиля. Эта война станет самой страшной и самой опасной из всех войн, которые пережило человечество. Естественно, что еврейский народ не сможет самостоятельно противостоять такой мощной армии, тогда откроется Вс-вышний и поразит Гога, и весь мир узнает о величии Б-га и об избранности еврейского народа, и война прекратится.
Но все эти беды, которые нам придется пережить, станут следствием нашего поведения. Как говорят мудрецы в трактате «Санэдрин» (96б), в поколении, предшествующем приходу Машиаха, молодые будут позорить стариков, и те будут обязаны вставать перед младшими, виноградники дадут богатый урожай, но вино будет очень дорогим, дерзкие и невоспитанные люди не примут ни слова упрека. Лик этого поколения будет подобен лику собаки. Но если весь еврейский народ раскается и начнет соблюдать заповеди Торы, тогда всего этого мы сможем избежать, и Машиах придет без предшествующих страданий для народа Израиля. Все зависит только от нас с вами.
Когда придет машиах?
И больше всего нам не терпится узнать, когда же придет Машиах, когда наступят эти замечательные дни. Говорит Рамбам в своем послании в Йемен, что время прихода Машиаха никогда и никому не будет известно, как сказано в книге «Даниэль» (12:9): «Ибо скрыты и запечатаны речи до конца срока». Более того, нам не только неизвестно, когда это произойдет, но и запрещено пытаться каким бы то ни было способом вычислить дату прихода Машиаха, поскольку это может привести к страшным последствиям. Ведь если мы решим, что он должен прийти в какой-то определенный момент, и он не придет, это может породить в наших сердцах сомнения. А человек, сомневающийся в приходе Машиаха — вероотступник, как уже говорилось выше. Мы должны знать, как пишет Рамбам, что никому в точности неизвестно, как и когда это произойдет, и станет известно только тогда, когда произойдет. А также необходимо запомнить, что эти подробности не являются чем-то главным и основополагающим. Мы просто должны ждать и верить, что он придет, и это может произойти в любой момент.
Из журнала «Мир Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»