Сказано в трактате «Шабат» (31а): «Когда душа человека поднимается на Небеса, то ангелы задают ей несколько вопросов. Один из них: ожидал ли этот человек прихода Машиаха?» Как видно из этой Гемары, ожидание Машиаха является очень важным фактором, влияющим на приговор Небес, ведь если, не дай Б-г, ответ будет отрицательным, то перед этой душой могут закрыться врата Будущего мира! Рамбам считает, что вера в приход Машиаха — одна из Тринадцати Основ Веры, которыми и определяется иудаизм, а человек, который отрицал его приход, является вероотступником, и у него нет доли в Будущем мире.
Кого мы ждем, и что изменится, когда мы его дождемся?
Еврейский народ живет в ожидании царя-помазанника — избавителя, великого духовного лидера, политического руководителя и военачальника, который по отцовской линии будет являться потомком царя Давида через его сына Шломо. Пророки описывали дни Машиаха, как время, когда в какой-то степени изменится обычная природа вещей. В книге пророка Йешаяу (11,6-9) сказано, что волк и овца будут жить вместе, корова и медведь будут пастись на одном лугу и т.п. Несмотря на это, в трактате «Брахот» (34б) приводится спор раби Йоханана со Шмуэлем о том, изменится ли мир после прихода Машиаха. Раби Йоханан утверждал, что да, Шмуэль считал, что нет.
Рамбам, славящийся рациональным подходом к изучению Торы, говорит, что сказанное пророками нужно понимать не буквально, а аллегорически. В книге «Законы Царей» (12,1-8) Рамбам описывает, что произойдет в дни прихода Машиаха: он вернет царство дому Давида, отстроит Храм, соберет всех евреев вместе, все законы, которые действовали раньше, возобновятся: жертвоприношения, шмита и йовель (запрет обрабатывать землю в седьмой и пятидесятый годы).
Как мы узнаем про истинного машиаха, что это именно он? Какие чудеса и знамения он должен совершить?
Должен ли настоящий Машиах остановить Солнце, как Йеошуа бин Нун, или «хотя бы» воскресить мертвых? На этот вопрос Рамбам отвечает: «Если взойдет на престол царь из дома Давида, проповедующий слова Торы и выполняющий заповеди, как его отец Давид, который сумел привести еврейский народ к вере в единого Б-га, и будет вести войну за народ Израиля, то мы воспринимаем его как потенциального Машиаха. А если он сумел выиграть войну и поразил все окружающие его народы, отстроил Храм на его прежнем месте и собрал всех евреев воедино, то это Машиах безо всяких сомнений. Если же он не сумел сделать все это или был убит, значит это не Машиах, а просто праведный царь. Но никаких чудес и знамений он совершать не должен». В трактате «Санэдрин» (93б) сказано, что раби Акива, один из величайших мудрецов Мишны, утверждал, что Бар Кох-ба — Машиах, и он не потребовал у него никаких знамений. Просто после того, как Бар Кохба был убит, выяснилось, что он не Машиах2. «Когда придет Машиах, — пишет далее Рамбам, — в мире не произойдет никаких изменений, день по-прежнему будет сменять ночь, земля, как и раньше, будет давать урожай всего лишь раз в год, грешники и злодеи не будут убиты. Просто в этот период все раскаются и примут истинную веру в Творца и Тору, и каждый возьмет только то, что полагается ему по праву». «Есть лишь одно отличие между нашим временем и эпохой Машиаха, — сказали мудрецы, — это возвращение царства дому Давида».
Но есть и другая точка зрения на этот вопрос. Ее представляют Рамбан и Раавад, которые считают, как раби Йоханан, что приход Машиаха будет сопровождаться чудесами, и природа вещей изменится. Мир станет таким, каким он был до греха Первого Человека. Хищные звери станут травоядными, земля будет давать урожай каждый месяц, и плоды станут больше относительно своего нынешнего размера. Маараль в книге «Нецах Исраэль», глава 46, говорит, что после прихода Машиаха человек уже не сможет ничего изменить. Поскольку сейчас наш мир несовершенен, и есть возможность согрешить, то человек, выбирая между добром и злом, может получить награду за выполнение заповеди либо наказание за плохой поступок. У грешника есть возможность раскаяться, и Вс-вышний примет раскаяние. Но во времена Машиаха мир будет полностью исправлен и возможность согрешить просто исчезнет, человек не сможет ничего изменить, даже если полностью раскается, потому что его раскаяние можно расценивать не как истинное побуждение к добру, а как поступок, который человек совершает, попав в безвыходную ситуацию. Ибо в эру Машиаха ни у кого не будет ни малейшего сомнения, как правильно себя вести, ведь Вс-вышний откроется для всех. Поэтому человек не будет стоять перед испытанием — выбрать добро или зло: вариант будет всего один. А за такой поступок Вс-вышний не награждает. Поэтому обязан человек раскаяться до прихода Машиаха, в противном случае будет уже слишком поздно.
Пророки нам сообщили («Йехезкель» 38:14-23), что приходу Машиаха предшествует война между Гогом из страны Магог и еврейским народом. Есть разные предположения о том, выходцем какой страны будет этот царь. Рав Саадья Гаон считает, что он будет правителем страны, находящейся в районе Ирана, Ирака или Ближнего Востока. Йонатан бен Узиель считал, что Гог будет правителем Германии. В этой войне Гог объединит в своей армии войска из множества стран, и все они пойдут войной на народ Израиля. Эта война станет самой страшной и самой опасной из всех войн, которые пережило человечество. Естественно, что еврейский народ не сможет самостоятельно противостоять такой мощной армии, тогда откроется Вс-вышний и поразит Гога, и весь мир узнает о величии Б-га и об избранности еврейского народа, и война прекратится.
Но все эти беды, которые нам придется пережить, станут следствием нашего поведения. Как говорят мудрецы в трактате «Санэдрин» (96б), в поколении, предшествующем приходу Машиаха, молодые будут позорить стариков, и те будут обязаны вставать перед младшими, виноградники дадут богатый урожай, но вино будет очень дорогим, дерзкие и невоспитанные люди не примут ни слова упрека. Лик этого поколения будет подобен лику собаки. Но если весь еврейский народ раскается и начнет соблюдать заповеди Торы, тогда всего этого мы сможем избежать, и Машиах придет без предшествующих страданий для народа Израиля. Все зависит только от нас с вами.
Когда придет машиах?
И больше всего нам не терпится узнать, когда же придет Машиах, когда наступят эти замечательные дни. Говорит Рамбам в своем послании в Йемен, что время прихода Машиаха никогда и никому не будет известно, как сказано в книге «Даниэль» (12:9): «Ибо скрыты и запечатаны речи до конца срока». Более того, нам не только неизвестно, когда это произойдет, но и запрещено пытаться каким бы то ни было способом вычислить дату прихода Машиаха, поскольку это может привести к страшным последствиям. Ведь если мы решим, что он должен прийти в какой-то определенный момент, и он не придет, это может породить в наших сердцах сомнения. А человек, сомневающийся в приходе Машиаха — вероотступник, как уже говорилось выше. Мы должны знать, как пишет Рамбам, что никому в точности неизвестно, как и когда это произойдет, и станет известно только тогда, когда произойдет. А также необходимо запомнить, что эти подробности не являются чем-то главным и основополагающим. Мы просто должны ждать и верить, что он придет, и это может произойти в любой момент.
Из журнала «Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В чем виноват Эйсав?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.