Из цикла «Пламя не спалит тебя...», темы: Христианство, Реформизм, Рав Ицхак Зильбер, Ассимиляция, Галут, Антисемитизм, История еврейского народа, Геула, Связь с Творцом, Любовь к Б-гу, Освящение Имени Всевышнего
Все произошло в точности так, как было предсказано. Когда погрязли мы в своих грехах настолько, что чаша Б-жьего терпения переполнилась, пришла тяжкая расплата; в Эрец-Исраэль вторглись римские легионы, Второй Храм был сожжен, значительная часть еврейского народа была уничтожена, а оставшихся в живых римляне изгнали из страны.
С тех пор наш народ рассеян по всему свету; прошло уже почти две тысячи лет, а он и по сей день преследуем и гоним. Все двадцать веков исполнялись пророчества Торы об испытаниях, которые перенесет Израиль в галуте.
Вот какую жизнь предсказала нам Тора: «… и отторгнуты будете вы от земли, унаследовать которую пришел ты. И рассеет тебя Г-сподь среди всех народов, от края земли и до края земли… И среди тех народов не отдохнешь ты, и не будет покоя ступне ноги твоей, и там посели Г-сподь в твоем сердце тревогу, в душе — томление и скорбь. И будет жизнь твоя висеть [на волоске]… и будешь [трястись] в страхе ночью и днем, и не будешь уверен, останешься ли ты в живых. Утром скажешь: да наступит вечер! А вечером скажешь: да наступит утро… И будешь продаваться там врагам вашим в рабы и в рабыни, но не будет покупателя» (Дварим, 26:63—68)
«И станешь ужасом, притчею [в языках] посмешищем среди всех народов, к которым отведет тебя Г-сподь» (Дварим, 28:37).
«Поразит тебя Г-сподь сумасшествием, и слепотою, и оцепенением сердца… И сойдешь с ум от того, что увидят глаза твои… И останется вас мало, тогда как [прежде] были вы многочисленны, словно звезды в небе, — ибо не слушал ты голоса Г-спода, Б-га твоего… А также всякую болезнь и всякое наказание, о которых не написано в книге Закона этого, наведет Г-сподь на тебя…» (Дварим, 28:28, 34, 62, 61).
Стоит ли комментировать эти страшные пророчества? Помните ли, дорогой читатель, скорбь вашей собственной души и тревогу сердца? Помните ли, как в страхе тряслись по ночам за ненадежными запорами посреди чужого и враждебного мира? Помните ли, как соседка пугала вами своих детишек: «А вот жид придет и тебя заберет!»? Не забыли ли анекдоты, в которых еврей выставлялся на всеобщее посмешище? Не помутился ли ваш разум, чудом оставшиеся в живых узники гитлеровских лагерей смерти, от того, что видели глаза ваши?
Все пережитое в галуте нашими предками и нами самими стало точным исполнением древних пророчеств Торы.
Когда задумываешься над причинами всеобщей ненависти к нашему народу, неизбежно приходишь к выводу, что антисемитизм — явление абсолютно иррациональное. Если в одних странах нас ненавидят за то, что мы бедны, нищи, то в других — за то, что мы богачи, буржуи, эксплуататоры. Если на одном краю земли мы внушаем племенам, среди которых живем, отвращение своей крепкой верой, религиозным фанатизмом, то на другом краю света нас считают распространителями опасного вольнодумства (примерно так последние сто лет относятся к евреям в России). В одних местах нас ненавидят за безразличие к судьбе страны, в которой живем, за политическую пассивность, в других же — там, где мы активно участвуем в общественной жизни (как, например, в средневековой Испании и в Германии перед приходом Гитлера к власти), — нас ненавидят именно за это… Так что логики в антисемитизме искать не приходится, и объясняется это явление чрезвычайно просто: антисемит — это кнут в руке Всевышнего, кнут, которым Г-сподь наказывает нас за наши грехи.
Ничего подобного не было в мировой истории: народ, в течение почти двух тысяч лет подвергавшийся бесконечным преследованиям, уничтожавшийся физически и духовно, выжил и продолжает существовать, разбросанный по всем странам мира, но сохранивший при этом свою неповторимую индивидуальность. Ни один из историков не в состоянии объяснить, почему мы до сих пор не сгинули, смешавшись с народами, среди которых жили. Эта загадка не давала покоя и русским писателям и философам.
«Я вспоминаю, что в дни моей юности, когда меня привлекало материалистическое понимание истории, когда я старался проверить его на судьбах народов, мне казалось, что величайшим препятствием для этого является историческая судьба еврейского народа, что с точки зрения материалистической судьба эта совершенно необъяснима. Нужно сказать, что со всякой материалистической и позитивно-исторической точки зрения этот народ давно должен был бы перестать существовать. Его существование есть странное, таинственное и чудесное явление, которое указует, что с судьбой этого народа связаны особые предначертания. Судьба эта не объясняется теми процессами приспособления, которыми пытаются объяснить материалистически судьбы народов. Выживание еврейского народа в истории, его неистребимость, продолжение его существования, как одного из самых древних народов мира, в совершенно исключительных условиях, та роковая роль, которую народ этот играет в истории, — все это указывает на особые мистические основы его исторической судьбы!» (Н.Бердяев, «Смысл истории». Обелиск, Берлин, 1923, стр. 105—106).
Достоевский, никогда не отличавшийся особой любовью к евреям, писал: «…Приписывать Status in Statu одним лишь гонениям и чувству самосохранения — недостаточно. Да и не хватило бы упорства в самосохранении на сорок веков, надоело бы и сохранять себя такой срок. И сильнейшие цивилизации в мире не достигали и до половины сорока веков и теряли политическую силу и племенной облик. Тут не одно самосохранение стоит главной причиной, а некая идея, движущая и влекущая, нечто такое, мировое и глубокое, о чем, может быть, человечество еще не в силах произнести своего последнего слова»
(«Дневник писателя за 1877 год», Берлин, изд. И.П.Ладыжникова, 1922, стр. 124).
О том же говорит и Куприн в своем рассказе «Жидовка»: «Удивительный, непостижимый еврейский народ… что ему суждено испытать дальше? Сквозь десятки столетий прошел он, ни с кем не смешиваясь, брезгливо обособляясь от всех наций, тая в своем сердце вековую скорбь и вековой пламень. Пестрая, огромная жизнь Рима, Греции и Египта давным-давно сделалась достоянием музейных коллекций, стала историческим бредом, далекой сказкой, а этот таинственный народ, бывший уже патриархом во дни их младенчества, не только существует, но сохранил повсюду свой крепкий, горячий южный тип, сохранил свою веру, полную великих надежд и мелочных обрядов, сохранил священный язык своих вдохновенных божественных книг… Нигде не осталось следа от его загадочных врагов, от всех этих филистимлян, амалекитян, моавитян и других полумифических народов, а он, гибкий и бессмертный, все еще живет, точно выполняя чье-то сверхъестественное предопределение» (Собр. соч. в 6 т., ГИХЛ, М., 1957, т. 3, стр. 225).
* * *
Чего только не предпринимали наши враги, чтобы заставить нас отказаться от своей веры!
В некоторых христианских странах евреев поначалу заставляли слушать по субботам проповеди о «распятом спасителе», потом вызывали на публичные диспуты с попами, где нашим раввинам была отведена роль «мальчиков для битья»: сказавшему правду грозила смерть за оскорбление христианской религии, — а в конечном итоге все сводилось к одному: «крещение или смерть!», а в странах мусульманских — «ислам или смерть!». Кто теперь сосчитает, сколько непокорившихся было сожжено на кострах, повешено, разорвано на куски обезумевшей от запаха крови толпой!..
Вспомним:
…воинов Бар-Кохбы, растерзанных дикими зверями на аренах победившего Рима…
…еврейские общины ряда городов Франции, Германии и других европейских стран, уничтоженные крестоносцами…
…сотни тысяч европейских евреев, убитых во время эпидемии чумы в 1347—1353 годах на том основании, что они якобы заражали чумой колодцы (из которых, между прочим, и сами брали воду)…
…триста тысяч евреев Польши, Украины, Галиции, истребленных Богданом Хмельницким в 1648—1649 годах…
…сотни тысяч евреев, убитых бандитами Петлюры, Махно и прочих атаманов во время гражданской войны в послереволюционной России
… шесть миллионов евреев — треть нашего народа, уничтоженных кровавым чудовищем — Гитлером…
Непрочным, ох каким непрочным был тот самый волосок, на котором висела в галуте жизнь!
И никогда не было «покоя ступне нашей»; в средние века евреев неоднократно изгоняли из европейских стран: из Франции — 1306, 1394 годах, из Англии — в 1290 году, из Литвы — в 1495 году, из различных государств на территории нынешней Италии — на протяжении XV—XVI веков, из Испании — в 1492 году, из Португалии — в 1497 году…
Испанских евреев вообще никто не хотел принимать. Одни из них были проданы в рабство, других сажали на корабли, которые выводили в открытое море и пускали ко дну вместе с живым грузом.
Оставившие все нажитое долгим трудом, обобранные до нитки, скитались евреи из страны в страну, пока не находили себе новое место, которое было для них таким же ненадежным жилищем, как и предыдущее. И все же велика милость Всевышнего: проходило несколько лет, и евреи устраивались, приспосабливались к условиям и начинали жить не хуже своих соседей. ООН в то время еще не была создана, и беженцам приходилось самим помогать друг другу, уповая лишь на милость Г-спода да на доброту еврейских сердец.
Постоянной опасности подвергалась и физическая, и духовная жизнь сыновей Израиля. В одних странах евреев насильственно крестили, в других обращали в ислам; тех, кто отказывался изменить своему Б-гу, сжигали на кострах. Богдан Хмельницкий вырезал триста тысяч евреев, отказавшихся перейти в христианство… В Испании и Португалии маленьких детей отбирали у их родителей, и когда они вырастали, то и не подозревали о своем еврействе (как случилось, например, со внуком знаменитого комментатора Торы р.Ицхака Абарбанеля)… По всей Европе горели в кострах свитки Торы и еврейские книги…
На этом фоне притеснения евреев в последние столетия, до появления в новейшей истории Европы средневекового убийцы Гитлера, кажутся вполне невинными: запреты на покупку евреями земли, введение в ряде стран «черты оседлости», ограничение сферы еврейской деятельности одной лишь торговлей да ростовщичеством, в результате чего пламя антисемитизма разгорелось еще ярче… В одних странах евреям было запрещено одеваться так, как предписывает традиция, в других их обязывали нашивать на одежду обличительные знаки… Евреев облагали особыми налогами, иногда это делалось с изощренным садизмом: так, третий крестовый поход был целиком осуществлен на еврейские деньги…
Кровавым наветам не было числа: евреев обвиняли в ритуальных убийствах христианских детей и использовании их крови для выпечки мацы, обвиняли в отравлении колодцев; последним по времени из подобных судилищ было дело кремлевских врачей — громкий процесс 1953 года…
Если бы знали отцы наши, пренебрегавшие предостережениями Торы, какой ценой заплатят за их грехи следующие поколения еврейского народа, не посмели бы они нарушать святость Эрец-Исраэль и не было бы в нашей истории кровавого галута.
Отход евреев от веры в единого Б-га и Его Тору пророки сравнивают с изменой жены мужу. Вот что ждет вступивших в развратную связь с чужими религиями: «…Я поднимаю против тебя любовников твоих… и обращу на тебя ревность Мою, и поступят [любовники] с тобою жестоко» (Йехезкель, 23:22,25).
Говорят, что существует какая-то разновидность ядовитых насекомых, самки которых убивают самцов сразу же после спаривания. Точно так же происходило и с нами: стоило евреям в очередном любовном приключении оплодотворить чужую идеологию, как та запускала в них свое ядовитое жало.
Когда евреи в эпоху судей стали поклоняться филистимскому богу Дагону, напали на страну филистимляне, притесняли евреев, обложили их непосильной данью. И стонал народ до тех пор, пока не «…удалили они чужих богов из среды своей и стали служить Г-споду» (Шофтим, 10:16).
Во времена Первого Храма евреи стали поклоняться идолам Ассирии и Вавилона. И в этом случае орудием наказания евреев стал предмет их страсти: как мы уже знаем, ассирийцы изгнали из Эрец-Исраэль десять колен Израиля, а вавилоняне — оставшиеся два колена: Йегуды и Биньямина.
Увлечение эллинизмом привело наш народ к массовому отходу от своей религии, и греки практически беспрепятственно искореняли в Эрец-Исраэль иудаизм, а непокорных уничтожали.
То же произошло и с возникновением христианства: новая религия, созданная евреями-отступниками, сначала способствовала отторжению их самих от народа Израиля, а впоследствии принесла неисчислимые бедствия еврейству, среди которого возникла.
В конце XVIII — начале XIX веков, в эпоху расцвета немецкой гуманистической философии, благодарные евреи стали преклоняться перед «культурной» Германией. Именно в этой стране зародилось реформистское движение, которое было призвано «осовременить» иудаизм. Реформисты строили для себя синагоги по образцу немецких церквей, стали молиться под аккомпанемент органа, в службу было включено пение женского хора… Самые «прогрессивные» из реформистов перенесли день заповеданного отдыха с субботы на воскресенье; они выбросили из молитвы слова «…и приведи нас в Сион, город Твой с песнями и в Иерусалим, место Храма Твоего с вечной радостью», ибо взяли на вооружение новую этику, провозглашенную идеологами этого движения: «Нельзя лукавить, обращаясь к Всевышнему. Мы благодарны Ему за то, что имеем счастье жить в культурной, просвещенной Германии, а не в темной, отсталой Азии. Неужели мы станем просить о возвращении обратно?!» Именно в Германии начался процесс массовой ассимиляции евреев, именно там добровольное крещение стало обычным явлением, и именно оттуда распространилось на всю Западную Европу, Польшу и Россию национальное бедствие XIX — XX веков — отход евреев от Торы. Как и следовало ожидать, именно Германия явилась вскоре тем орудием мщения, которое избрал Всевышний, чтобы в очередной раз наказать распутный народ.
Родоначальник «научного» коммунизма Карл Маркс был сыном еврейских родителей, крестившихся, когда мальчику было три года. Этому лжемессии удалось увлечь за собой многих из тех, о ком его сподвижник Энгельс писал: «Еврей революционен по своей природе. Он воспитан на идеалах пророков о равенстве и братстве всех людей».
Значительный процент в компартиях всех стран мира составляли и составляют евреи. Евреи шли в авангарде русской революции и в течение полувека были одними из самых непримиримых врагов религии своих отцов. Это они виноваты в массовой ассимиляции советского еврейства, это их руками Ленин и Сталин уничтожали нашу древнюю культуру, это они преследовали своих братьев, изучавших Тору и иврит, это они расправлялись с верующими евреями, посылая их в лагеря по обвинению в контрреволюции. Мы хорошо помним их собственную судьбу — бывших членов ЦК, ВЦИК, работников карательных органов — революционеров еврейского происхождения: почти все они погибли в тех же самых застенках, куда отправляли своих братьев по крови, оставшихся верными своему Б-гу и народу. Те из них, кто чудом остался в живых, как правило сожалеют о том, что натворили. Многие, выйдя на свободу, раскаялись и вернулись к еврейству.
Грозные предостережения Г-спода и сбылись в точности: «…какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что отдалились от Меня и пошли за пустым, и [сами стали] пустыми?» (Ирмеягу, 2:5).
«Зло твое накажет тебя, и отступничества обличит тебя, и ты узнаешь и увидишь, как плохо и горько [будет тебе за] то, что оставил ты Г-спода, Б-га твоего, и не побоялся ты Меня…» (Ирмеягу, 2:19).
Итак, евреи в галуте, в изгнании. Предсказания пророков осуществились полностью. И связь Б-га с Его народом не прервалась, как Он и обещал когда-то. И, возможно, верность Всевышнего к народу Израиля объясняется тем, что евреи хранили любовь к своему Б-гу на протяжении двух тысячелетий рассеяния. Вся жизнь еврея в средние века — жизнь, полная лишений, унижений, позора, — служила, вопреки всему, одной цели: освящению Имени Всевышнего. Ведь евреи очень легко могли избавиться от мучений, приняв другую веру, но подобные случаи были крайне редки.
Царь Шломо в сложенной им Песни Песней (Шир гаширим), которая в аллегорический форме воспевает любовь между Всевышним и народом, который Он избрал, говорит о влюбленных, находящихся в долгой разлуке. «Чем возлюбленный твой лучше других?» — спрашивают девушку. И она отвечает: «Я [принадлежу] моему возлюбленному, а мой возлюбленный — мне» (Шир гаширим, 6:3).
Несмотря ни на что Всевышний не отступился от нас, и Его любви мы обязаны тем, что выжили и физически и духовно. И в том, что Он рассеял нас по всему свету, тоже сказались Его любовь и милость. Талмуд объясняет, что именно это нас и спасло: враги евреев истребляли одну общину, но выживали другие.
Не раз на протяжении всей многовековой истории нашего рассеяния Г-сподь спасал нас в самый последний момент, когда казалось, что ничто на свете уже не может предотвратить несчастье. В память о первом из подобных чудес мы празднуем Пурим.
Гаман, министр персидского царя Ахашвероша, добился подписания царем указа о поголовном истреблении евреев во всех 127 провинциях огромного государства, в границах которого жил тогда в изгнании наш народ. Беда казалась неотвратимой, но вдруг произошло чудо: еврейка Эстер, ставшая против воли женой Ахашвероша, и ее родственник Мордехай — один из духовных руководителей еврейского народа в те годы — добились того, что был подписан новый указ: злодей Гаман был казнен, а евреям разрешили истребить своих врагов. В длинной цепи событий, о которых повествует это предание, каждое из звеньев могло бы показаться явлением совершенно естественным, но совокупность всех обстоятельств, благодаря которым народ Израиля был спасен от неминуемого уничтожения не оставляет сомнений в прямом вмешательстве Творца.
Историй, подобных этой, существует великое множество. Одна из них описана в книге «Шевет Йегуда» раби Шломо Ибн-Вирги, жившего в XV — XVI веках.
Однажды испанский король созвал еврейских мудрецов и спросил их:
— Как понимать слова «…не дремлет и не спит Страж Израиля» (Тегилим, 121:4)? Раз не дремлет, то уж тем более не спит!
Евреи не нашли, что ему ответить. Тогда сказал король:
— Я сам объясню вам. Эти слова означают вот что: не дремлет Сам и не дает спать другим. Прошлой ночью я никак не мог заснуть и сидел у окна. Вдруг я увидел людей, спешивших куда-то; один из них нес на плече тяжелый мешок. Я послал трех соглядатаев, чтобы они проследили за теми людьми. Мешок был подброшен во двор к одному еврею; поутру мешок обнаружили и извлекли из него труп убитого человека. Жители города пришли ко мне с требованием наказать хозяина того дома — в противном случае, они угрожали расправиться со всей еврейской общиной. Я рассказал им правду о том, что случилось; все разошлись обескураженные, а виновных в убийстве я наказал.
Случаев чудесного избавления еврейских общин от гибели немало и в нашем веке. Вот что, например, произошло во время Второй мировой войны в Шанхае.
В этом городе нашли себе убежище 25000 евреев, в подавляющем своем большинстве это были люди религиозные. В йешиве «Мир» изучали Тору триста юношей. Зимой 1943 года Япония, захватившая этот китайский город, договорилась с гитлеровской Германией об уничтожении шанхайских евреев. Осуществить акцию они решили таким образом: ввиду участившихся бомбардировок Шанхая разослать всем евреям приказ об эвакуации на один из островов Восточно-Китайского моря, где они якобы будут в большей безопасности. Для этой цели японцы подготовили три корабля, которые намеревались потопить, объявив впоследствии, что произошел, мол, несчастный случай: суда подорвались на минах. Весь этот педантично подготовленный план сорвался в самый последний момент: японский чиновник по имени Кубота выдал его евреям, и осуществить это преступление властям не удалось. Свою злость японцы решили сорвать на руководителях еврейской общины Шанхая: они бросили их в тюрьму, обвинив в шпионаже. Эти люди чудом остались в живых.
В те же годы чудесное спасение было послано и евреям Эрец-Исраэль. Армия Роммеля одерживала в Северной Африке одну победу за другой и продвигалась на восток, к Эрец-Исраэль. Казалось, что предотвратить захват нацистами Святой Земли невозможно. 4 июля 194 после того, как пало последнее укрепление защищавшее Александрию, гибель евреев Эрец-Исраэль казалась неминуемой. И вдруг случилось невероятное: немцы сдались! В чем причина? Как всякое Б-жье чудо, она сверхъестественно проста: утомленные боями и палящим зноем, немцы нашли на захваченных ими английских позициях питьевую воду и бросились к ней, чтобы утолить жажду. А незадолго до этого англичане, чтобы проверить водопровод, пустили в него соленую воду. Опившись этой водой, солдаты армии Роммеля полностью потеряли боеспособность и сдались англичанам.
За год до этих событий немцы напали на Россию и быстро продвигались вперед. В октябре 1941 года они подошли к Москве на расстояние пушечного выстрела. Если бы им удалось взять этот город, судьба российских евреев была бы предрешена. И тут вдруг в Подмосковье и в соседних с ним областях ударили такие морозы, каких не бывало там в течение восьмидесяти лет, они доходили до 52 градусов! Немецкие солдаты, не привыкшие к такому холоду, мерли как мухи, и в конечном итоге Гитлер был вынужден отойти от Москвы. Между прочим, с тех пор прошло уже более сорока лет, но подобных морозов в тех краях больше не было. Нет, и это невозможно счесть простой случайностью!
В 1953 году Сталин планировал «окончательное решение еврейского вопроса». Так называемое «дело врачей-вредителей» должно было подготовить «общественное мнение» страны к выселению евреев из всех республик СССР в Якутию, в район Верхоянска (где морозы доходят до 68 градусов) и в другие районы Сибири и Дальнего Востока. Поблизости от Хабаровска уже стали строить бараки для приема ссыльных. Значительную часть еврейского населения СССР планировалось уничтожить в пути — руками толпы, которая жаждала найти выход своему «справедливому гневу» против ненавистных «жидов-отравителей». Все партийные и советские учреждения, руководство всех железных дорог ждали только приказа свыше, чтобы осуществить задуманное. 6 марта должен был состояться суд над «врачами-убийцами», которых заставили признаться в несовершенных преступлениях, все, казалось, было готово к тому, чтобы заработали страшные жернова, которые должны были перемолоть еврейский народ в прах, — но вновь чудо:5 марта умирает Сталин! До сих пор злодею удавалось задуманное, все его замыслы воплощались в жизнь, но когда он поднял руку на детей Израиля, не стерпел Всесильный. «Много замыслов в сердце человека, но сбудется то, что задумано Г-сподом» (Мишлей, 19:21).
…28 февраля 1953 года я собрал несколько евреев, вместе с которыми отбывал срок в одном из советских исправительно-трудовых лагерей, чтобы отметить с ними наступление праздника Пурим. Я пересказывал своим товарищам содержание «Мегилат Эстер» — одной из книг Танаха, которую читают в синагогах в этот день. Люди внимательно слушали историю Ахашвероша и Эстер, Гамана и Мордехая — историю о народе хранимом Всевышним. Вдруг один из них вскочил с места:
— Что ты нам сказки рассказываешь?! Где твой Всевышний сейчас. Еще немного и всех евреев в этой стране сотрут в порошок!
Рано отчаиваться! — ответил я ему. — Гаман тоже успел разослать приказ об уничтожении евреев по всей Персии…
Что ты сравниваешь! — воскликнул мой товарищ. — Сталин тебе не какой-то там Гаман!
Крестьян превратил в рабов, миллионы людей с тридцать седьмого года уничтожил, целые народы согнал со своих мест — возьми хоть крымских татар.
— С крестьянами у него получилось, — ответил я, — с татарами вышло, а на евреях зубы обломает! Все в руках Всевышнего, «не дремлет и не спит Страж Израиля»! А Сталин — всего лишь человек, из плоти и крови.
— В свои семьдесят лет он здоров как бык!
— Мы не можем знать, что станется с человеком через полчаса, — ответил я товарищу и отправился спать — было уже восемь часов вечера.
На следующее утро Айзик Миронович — так звали этого человека — разыскал меня:
— Исаак, с воли сообщили, что вчера вечером, в 20.23 у Сталина был удар, врачи считают, что он не выживет! Я никогда не забуду наш вчерашний разговор!
(И действительно, Айзик Миронович не забыл о том, что произошло более тридцати лет назад. Недавно мы с ним случайно встретились в Иерусалиме, и он рассказал, что его пригласили на работу, связанную с необходимостью нарушать субботние законы, и он категорически отказался…)
Все евреи, с которыми мы отмечали Пурим в тот незабываемый вечер, подходил ко мне на следующий день потрясенные: «Ты прав, Исаак, — говорили они, — есть над нами Б-г! Нужно быть слепым, чтобы не видеть этого!»
***
Всевышний обещал, что Тора никогда не забудется в еврейском народе. Всегда, во все времена найдутся люди, которые будут ее изучать и знать: «…не забудется она в устах потомства [Израиля]…» (Дварим, 31:21); «…вот завет Мой с ними, — сказал Г-сподь: дух Мой, который на тебе и слова Мои, которые Ч вложил в твои уста, не покинут уст твоих, и уст потомков твоих, и уст потомков потомков твоих… отныне и вовеки» (Йешаягу, 59:21).
На протяжении всей истории нашего рассеяния Г-сподь заботился о том, чтобы евреи не забыли Его Тору, и манипулировал могущественнейшими владыками мира словно безмозглыми марионетками.
За одиннадцать лет до того, как изгнать евреев из Эрец-Исраэль, Навуходоносор переселил в Вавилон несколько тысяч виднейших знатоков Торы. Когда впоследствии прибыли туда все остальные изгнанники, они нашли в Вавилоне развитую сеть еврейских учебных заведений.
Перед самым падением Иерусалима раби Йоханану бен Закаю удалось убедить римских захватчиков согласиться на существование в городе Явнэ еврейской академии. После разрушения столицы именно Явнэ суждено было стать духовным центром еврейского народа.
Во время Второй мировой войны в результате поразительного стечения обстоятельств были спасены десятки тысяч евреев, оказавшихся в Вильнюсе. На всей огромной территории Восточной Европы Литва осталась единственным местом, откуда еще можно было выбраться на свободу. В 1940 году, в период, совпавший с еврейским месяцем элул, в Вильнюсе и Каунасе — двух самых больших городах оккупированной русскими Литвы — открылись учреждения, где выдавались визы беженцам из Польши, желающим покинуть СССР. Среди польских евреев подавляющее большинство составляли религиозные люди — преподаватели и ученики известнейших польских йешив. Таким образом удалось спастись учащимся йешивы «Мир», обосновавшейся впоследствии в Шанхае, Любавичской йешиве из Отвоцка и многих других. Среди вырвавшихся в самый последний момент на свободу были известнейшие мудрецы Торы: руководители йешивы «Радин» р.Мендл Закс, р.Аврагам Яфен из Новогрудка, р.Элиэзер Шах, глава йешивы «Эц хайим» в Клецке р.Агарон Котлер, р. Велвл Соловейчик (Брискер рав), р.Исраэль Тауб (Моджицер ребе) и многие другие.
«Тот факт, что русские дали нам разрешение на выезд из России, — говорил один из руководителей йешивы “Мир” р.Йехезкель Левинштейн — абсолютно иррационален, он противоречит идеологии и практике советских властей. Вместо того, чтобы выслать всех нас в Сибирь, как поступили они со своими верующими евреями, русские предоставили нам статус туристов и выпустили в свободный мир. Нет сомнений в том, что они сами не ведали, почему так поступили. Именно об этом говорит Танах: “(Как) потоки воды — сердце царя в руках Г-спода: куда захочет, туда и направляет Он его”» (Мишлей, 21:1).
Одним из главных героев этой потрясающей истории был японский консул в Литве, выдававший всем желающим транзитную визу на въезд в свою страну. Несмотря на категорический приказ советских властей закрыть японское консульство в Каунасе, этот человек продолжал выдавать евреям визы еще в течение трех недель.
Через весь Советский Союз тянулись на Дальний Восток пассажирские поезда, вывозившие евреев, спасшихся от смертельной опасности. Р. Велвл Соловейчик говорил впоследствии: «Я думаю, что Транссибирская железная дорога была построена специально ради того, чтобы спасти изучающих Тору». По пути в Японию ветхое транспортное судно, перевозившее спасенных евреев, попало в сильнейший шторм и потеряло управление. Чудом добрался корабль до берегов Японии и затонул вскоре после того, как последний из пассажиров сошел на берег. Как не вспомнить здесь слова Талмуда: «Ковчег (Завета сам) нес тех, кто переносил его» (Сота, 35а).
Известно, что ковчег с хранившимися в нем скрижалями Завета был так тяжел, что любой другой предмет такого веса четверым мужчинам было бы не под силу поднять. Ковчег, в котором находилась Тора, сам нес своих носильщиков. Нечто подобное произошло и в Японском море: Тора сама спасла своих хранителей.
Здесь остается добавить, что из общины польских и литовских евреев, попавших сначала в Японию, а затем в Шанхай, чудесным образом избежавших истребления, вышло немало мудрецов, и поныне обучающих еврейских юношей Торе в Израиле и в Америке. Йешива «Мир» обосновалась в Иерусалиме. Сегодня в ней учатся тысяча человек.
* * *
Всевышний всегда хранил Свою верность избранному Им народу, ибо среди евреев никогда не переводились те, для кого единственным смыслом жизни было служение своему Создателю, Который обещал пророку: «…слова Мои, которые Я вложил в твои уста, не покинут уст твоих, и уст потомков твоих, и уст потомков потомков твоих… отныне и вовеки» (Йешаягу, 59:21). В толпе грешников, поведение которых навлекало на весь народ угрозу тотального истребления, всегда находились праведники, ради которых Г-сподь не расторг Свой союз с нами, люди, жившие со словами Торы на устах.
История нашего народа полна примеров самопожертвования во славу Б-га, полна свидетельств верности евреев союзу, который заключил с нами Всевышний. Приведем здесь лишь несколько примеров этому.
Список мучеников за веру в единого Б-га открывается нашим праотцем Аврагамом, которого вавилонский царь Нимрод бросил в огонь, ибо праведник отказался поклониться идолам. Чудо спасло Аврагама от смерти.
В Танахе содержится множество историй о наших предках, жертвовавших собой ради освящения Имени Б-жьего.
Достойными их преемниками были евреи, жившие в Эрец-Исраэль во времена владычества чужеземцев — сначала греков, а потом римлян.
Антиох Епифан, правивший страной в 175—163 годах до н.э., издал указ, запрещавший евреям под угрозой смертной казни соблюдать субботу, делать обрезание, молиться единому Б-гу. Евреев заставляли поклоняться греческим идолам. Народная память навсегда сохранила жуткую и величественную историю гибели семерых сыновей женщины по имени Хана. Одного за другим подводили детей к изваянию греческого божка и требовали от них склониться перед ним. Ни один из братьев не согласился преступить заповедь своего Б-га, и все они, один за другим, были казнены на месте. Несчастная мать присутствовала при этой страшной расправе и подбадривала своих детей, принимавших смерть во Имя Всевышнего.
Римляне, разрушившие Второй Храм, наложили запрет на исполнение обрядов иудейской религии, не позволяли евреям изучать Тору. Посмевших ослушаться жестоко карали. Выдающийся еврейский мудрец раби Акива, продолжавший обучать людей Торе, был схвачен и приговорен к смерти. Перед казнью его пытали, полосуя кожу острым железным гребнем, но раби Акива так и не попросил пощады. Громко и отчетливо произносил стодвадцатилетний старец слова предсмертной еврейской молитвы: «Слушай, Израиль: Г-сподь — Б-г наш, Г-сподь един!» Такое самообладание потрясло палачей, и они спросили раби Акиву: «Уж не колдун ли ты?» Старик ответил им: «Всю свою жизнь, ежедневно произнося слова: “И возлюби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем своим, и всей душою своей, и всем своим существом”, я был готов пожертвовать собой во Имя Всевышнего, когда Он того потребует от меня. Теперь этот момент наступил». Умер раби Акива со словом эхад на устах, что означает «един».
Наша традиция говорит, что каждый еврей, убитый за свою веру, освятил своей смертью Имя Всевышнего.
Во времена крестовых походов еврею достаточно было согласиться пройти обряд крещения, чтобы остаться в живых, — и все же целые общины принимали смерть, прославляя своего Творца.
В средневековой Европе приговорили к сожжению на костре нескольких учеников двух крупнейших мудрецов того времени Рашбама и рабейну Тама. Когда молодые евреи взошли на костер и пламя охватило их, зеваки, собравшиеся на площади, услышали не крики боли и не мольбы о пощаде — величественные слова молитвы «Алейну» донеслись, до них из огня: «Наш долг — восхвалять Владыку всего мира… Который не сделал нас подобными другим народам, населяющим землю… ибо они поклоняются пустоте и тщете. Мы же… возносим благодарность… Всевышнему, благословен Он, Который простер небеса и утвердил землю [ на прочных устоях]; и престол славы Его — небесные выси».
О страданиях евреев за свою веру потрясающе сказано в 44 псалме. Как будто псалмопевец сам присутствовал при казнях, издевательствах и унижениях, слышал крики пытаемых! А ведь это было написано за много столетий до ужасов средневековья. Историкам хорошо известно, что в те времена евреев не принуждали тысячами изменить своей вере (в Вавилонском плену только один раз заставили поклониться идолу, и никто тогда не был убит); к тому же они еще не были рассеяны по многим странам. Итак, псалмопевец обращается от имени всех сынов Израиля к Б-гу: «Б-га восхваляем мы весь день, и имя Твое навеки прославим… Даже [когда] Ты нас оставил и опозорил, и не идешь с войсками нашими. Ты обратил нас вспять пред врагом, и ненавидящие нас грабят нас. Отдал нас, как овец, на съедение и среди народов рассеял нас. Ты продал Свой народ за бесценок, и не требовал высокой цены за него» (Тегилим, 44:9—13). А унижения, издевательства! «Ты отдал нас на посрамление соседям нашим, на посмеяние и поругание — окружающим нас. Сделал Ты нас притчей у народов, покачивают головой племена. Весь день позор мой предо мной, и стыд покрывает лицо мое от голоса позорящего и ругающего, из-за взглядов врага и мстителя» (Тегилим, 44:14—17).
Но при всем этом: «Все это нас постигло, но мы не забыли Тебя, и не изменили завету Твоем Не отступило назад сердце наше, [хотя] и отошли наши стопы от пути Твоего» (Тегйлим, 4 18,19). Т.е. даже если для вида, чтобы сохранить жизнь, кто-то отказался от веры — «отошли наши стопы от пути Твоего» — но сердце не отошло! «Ведь Б-г расследует это, ибо знает Он тайны сердца. Ведь ради Тебя мы убиваемы ежедневно, считают нас овцами для заклания» (Тегилим, 4:22,23). Много было случаев, когда крестившиеся евреи тайно возвращались потом к вере отцов поднимались на костры инквизиции со словам «Шма Исраэль» — «Г-сподь един!»
Всего четыре десятилетия назад евреи, согнанные нацистами в лагеря уничтожения, отправлялись на смерть с Именем Б-га на устах. В один из бухенвальдских блоков какой-то смельчак пронес тфилин, и сотни узников этого страшного лагеря ежедневно рисковали своей жизнью, чтобы исполнить заповедь Всевышнего. В вильнюсском, каунасском и варшавском гетто детей собирали в подвалах и обучали Торе…
В России, где сразу же после революции власти запретили религиозное обучение, а за распространение Торы ссылали в Сибирь, а то и расстреливали по обвинению в «контрреволюции», всегда были люди, хранившие верность своему Б-гу, соблюдавшие Его законы и воспитывавшие своих детей в преданности еврейству.
«Заклинаю я вас, — говорит невеста, разлученная со своим суженым, — если встретите вы друга моего… скажите ему, что я больна любовью!» (Шир Гаширим, 5:8).
* * *
Изгнание из Эрец-Исраэль наших согрешивших предков, изгнание, о котором предупреждали пророки, не должно было стать нашим уделом навеки: Тора утверждает, что евреи вернутся в свою изобильную страну, и на этот раз — навсегда.
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.