Из цикла «Тания», темы: Раби Шнеур-Залман из Ляд, Страдания, Раскаяние, Грех, Тания, Искупление грехов
Сказано в конце трактата Йома: «Есть три вида искупления, и каждое из них связано с покаянием»[1]. Если человек нарушил позитивную заповедь и совершил покаяние, немедленно ему прощается [ — наказания более не следует]. Если нарушил запрет и раскаялся, покаяние задерживает [наказание], а Йом-Кипур искупает. (Несмотря на то, что позитивные заповеди, когда речь идет об их исполнении, выше и [в случае, если человек стоит перед выбором], предпочтительнее соблюдения запретов. Причина [этого предпочтения] такова — исполняя позитивную заповедь, человек тем самым привлекает к верхним мирам свет и обилие от отражения света — Эйн Соф [ — Всевышнего], благословен Он[2] (как сказано в книге «Зогар», что 248 позитивных заповедей — это 248 органов Короля[3]), а также к своей Б-жественной душе, как сказано: «[Благословен…] освятивший нас Своими заповедями». Но что касается покаяния, то хотя и прощается человеку наказание за , то, что он восстал против владычества Его, благословенного, и не исполнил слово Короля, все же свет, [который был бы привлечен в случае исполнения этой заповеди действием], отсутствует и т. д. И как наши мудрецы, благословенной памяти, комментируют слова: «Извращенный не сможет исправить»[4] — «это сказано о том, кто пропустил вечернее [или утреннее] чтение молитвы “Шма” и т. д.»[5]. Ибо даже если он впредь будет всегда пунктуально читать «Шма» и вечером и утром, покаяние не может восполнить то, что он однажды не сделал. Тот же, кто нарушает запрет тем, что зло пристает к его душе, причиняет ущерб наверху, в корне и источнике ее происхождения (в одеяниях десяти сфирот мира Асия[6], как сказано в [предисловии к книге] «Тикуней Зогар»: «Ты сделал им[7] одеяния, из которых вылетают человеческие души и т. д.»). И потому нет искупления его душе также и наверху до [искупления в] Йом-Кипур, как написано [об этом дне]: «И искупит Храм, [очистив его] от нечистот сынов Израиля и от их злодеяний… пред Всевышним очиститесь»[8]. Именно «пред Всевышним». И потому из этого не следует, да сохранит Всевышний, что грех менее серьезен, когда не исполняются позитивные заповеди, а тем более — предписание об изучении Торы. Напротив, сказали наши мудрецы: «Всевышний простил идолопоклонство и т. д.»[9], хотя [наказание за] это — «карет» и смертная казнь по решению суда, «но не простил пренебрегающим изучением Торы»).
Если [человек] совершает грех, за который полагается «карет» или смертная казнь по решению суда, покаяние и Йом-Кипур задерживают [наказание], а страдания очищают [мемаркин] (то есть завершают искупление. Слово это происходит от слова мерика, которое означает «начшцение до блеска», «мытье до совершенного очищения» души. А капара означает «искупление», «очищение от грязи греха»[10]), как сказано: «Розгой Я накажу их за злодеяния их и язвами за грехи их»[11]. Таковы слова Барайты[12]. Заповедь о покаянии в Торе говорит об отказе от греха (как сказано в Гмаре, в 3-й главе трактата Сангедрин, и в [книге «Шулхан арух», раздел] «Хошен мишпат», конец параграфа 34, где говорится о свидетельстве). То есть бесповоротно решить в душе не повторять более подобной глупости — не восставать против владычества Его, благословенного, не нарушать более велений Короля, да сохранит Всевышний, — как позитивных заповедей, так и запретов. Это основной смысл покаяния — возвратиться ко Всевышнему всем сердцем и всей душой, чтобы служить Ему и соблюдать все Его заповеди, как написано: «Да покинет преступный путь свой и грешник мысли свои и да возвратится* ко Всевышнему и т. Д.»[13]. А в главе «Ницавим» написано: «И возвратишься ко Всевышнему, Б-гу твоему, и будешь слушаться голоса Его… всем сердцем твоим и т. д.»[14]. [И еще сказано]: «Вернись, Израиль, ко Всевышнему, Б-гу твоему, и т. д.»[15], «Верни нас, Всевышний, к Себе и т. д.»[16]. А не так, как в народе думают, что покаяние — это пост. Это верно, даже если [человек] совершил грехи, за которые следует наказание «карет» и смертная казнь по решению суда, и завершением его искупления должны быть страдания, — то есть Всевышний посылает ему страдания (как сказано: Розгой Я накажу и т. д. — именно «Я накажу»). Когда покаяние человека принято Им, благословенным, и человек возвращается к Нему всем сердцем и всей душой из любви [к Нему], тогда при пробуждении снизу «как в воде отражается [лицо человека против лица] и т. д.»[17], [возникает и] пробуждение сверху, пробуждение любви и милосердия Всевышнего, чтобы очистить его от грехов страданиями в этом мире, как написано: «Ибо кого любит Всевышний, того и покарает и т. д.»[18]. И потому ни у Рамбама, ни в книге «Сефер мицвот гадоль» никакие посты вообще не упомянуты в законах о покаянии даже за те грехи, за которые следует наказание «карет» и смертная казнь по решению суда. [Там упомянуты] только исповедь и просьба о прощении грехов, как написано в Торе: «И исповедают свои грехи и т. д.»[19]. И если сказал пророк Йоэль, [передавая слова Всевышнего]: «Возвратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте и в плаче и т. д.»[20], — это для того, чтобы было отменено небесное постановление об очищении грехов поколения нашествием саранчи[21]. Таков смысл всех постов — постятся при каждом несчастье, чтобы оно не поразило народ, как об этом говорится в книге Эстер. И если в нравоучительной литературе, и прежде всего в книгах «Сефер гарокеях» и «Сефер хаси-дим» [говорится] о многочисленных постах и умерщвлениях плоти для совершившего грех, за который полагается «карет» и смертная казнь по решению суда, а также для того, кто испустил семя впустую, за что ему следует смертная казнь, посылаемая небом, как сказано в Торе об Эре и Онане, и наказание за этот грех такое же, как для тех, кому следует «карет», [то эти посты и умерщвления плоти даны] для того, чтобы избавиться от наказания страданиями, посылаемыми небом, да сохранит Всевышний, а также чтобы ускорить и приблизить полное искупление души. Кроме того, ведь может быть, что он возвращается ко Всевышнему всем своим сердцем и душой не из любви [к Нему], а только из страха.
[1] Йома, 86а.
[2] За соблюдение негативной заповеди также следует вознаграждение, то есть привлечение света, но свет этот не достигает сосудов. Ведь сосуды — это открытое проявление света, связанное с действием, действия же не было, человек только воздержался от нежелательного поступка. Поэтому когда невозможно исполнить одновременно две заповеди, позитивную и негативную, и нужно сделать выбор, предпочтение отдается исполнению позитивной заповеди.
[3] См. Тания, часть 1, гл. 23.
[4] Когелет, 1:15.
[5] Брахот, 26а.
[6] Из пяти ступеней души: нефеш, руах, нешама, хая, йехида к греху при-частна лишь нижняя из них — нефеш. Нефеш, руах и нешама в сфере миров соответствуют мирам Асия, Иецира и Бриа. В мире действия, Асия, — корень и источник этой ступени души.
[7] Им — десяти сфирот.
[8] Ваикра, 16:16—30.
[9] Иерусалимский Талмуд, Хагига, 1:7.
[10] Капара — меньшая степень очищения, чем мерит.
[11] Тегилим, 89:23.
[12] Барайта — учение мудрецов периода Мишны, не вошедшее в нее.
[13] Йешаягу, 55:7.
[14] Дварим, 30:2.
[15] Гошеа, 14:2.
[16] Эйха, 15:21.
[17] Мишлей, 27:19.
[18] Мишлей, 3:12.
[19] Бемидбар, 5:7.
[20] Йоэль, 2:12.
[21] О которой говорит пророк Йоэль там же.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»