Из цикла «Тания», темы: Раби Шнеур-Залман из Ляд, Каббала, Духовный мир, Тания, Еврейский алфавит
[Хотя существует лишь двадцать две буквы], но творения делятся на виды общие и частные с помощью изменений сочетаний, смен и подстановок букв[1], как говорилось выше[2]. Ибо каждая буква — продолжение особой частной жизнетворности и силы, а когда много букв соединяется вместе, чтобы стать словом, то, кроме множества [разных] видов сил и жизнетворности, продолженных согласно числу букв в слове, есть еще их все превосходящее проистечение высшей силы и общей жизнетворности, которая содержит в себе все виды частных сил и жизнетворности букв, равнозначима им и их превосходит. Она их соединяет и связывает воедино, чтобы сообщать силу и жизнетворность миру, сотворенному этим словом как в общем, так и в его частных деталях*.
* Примечание.
И так как каждая из двадцати двух букв Торы есть проистечение особой частной жизнетворности и силы, которую не может продолжить другая буква, то и письменная форма ее есть особая частная форма, указывающая на формальный рисунок продолжения и проявления света, жизнетворности и силы, проявляющейся и продолжающейся в этой букве, — [и рисунок этот показывает], как он продолжается и проявляется, [исходя] от атрибутов Всевышнего, благословен Он, и Его желания и мудрости и т. д.
Так, например, словами речения «Да будет твердь небесная и т. д.»[3] были созданы семь небосводов и все небесные воинства, как сказали наши мудрецы, благословенной памяти: «Шхаким, в которых стоят жернова и мелят ман для праведников… Звуль, в котором [построены небесный] Иерусалим, Храм и алтарь… Ма-хон, в котором сокровища снега и града и т. д.»[4]. В общем небеса созданы, живут и получают продолжение своего существования от общности этих слова речения: «Да будет твердь небесная и т. д.». А каждое отдельное творение в семи небосводах и каждая деталь его сотворены, живут и получают поддержание своего существования от одного из сочетаний букв этих слов или от их смен и подстановок согласно жизненной силе каждого из этих отдельных творений. Ибо каждое изменение сочетания [букв] есть изменение сложения и сплетения сил и жизнетворности. И каждая буква, предшествующая другим в сочетании, является доминантной, она — сущность этого творческого акта.
Остальные же буквы второстепенны по сравнению с ней — они включены в ее свет. Таким образом создается новое творение. Точно так же путем смен букв или их подстановок создаются новые творения меньшего достоинства, чем те, что [создаются] самими буквами. И можно это сравнить с лунным светом, освещающим Землю ночью: Луна отражает солнечный свет, и таким образом на Земле светит свет от света Солнца. И точно так же, как в этом сравнении, буквы речений — сумма проистечении, жизнетворности, и света, и силы от атрибутов Всевышнего, благословен Он, для сотворения миров из ничего, их оживления и поддержания их существования, пока есть на то воля Его, благословенного. И от этого общего проистечения и великого свечения засветил Всевышний и продолжил от него производные, подобные ему, и их ответвления, которые есть производные и проистечение света от букв, и это — смена букв и их подстановки. Ими Он сотворил отдельные творения в каждом из миров. Точно так же Он засветил еще, и продолжил, и низвел вниз отражение отражения от отражения [троекратно уменьшенное отражение] от отражений букв. И еще продолжил и низвел до самого низа поступенного нисхождения, пока не стали созданы совершенно неодушевленные [творения], как камни и земля. И их имена эвен [«камень»] и афар [«земля»] есть смены смен [букв] и т. д и подстановки подстановок [букв] и т. д, как уже говорилось выше.
Завершена часть вторая, с Б-жьей помощью, да будет Он благословляем и превозносим.
[1] Уже было сказано, что по желанию Всевышнего мир сотворен двадцатью двумя видами проистечении жизнетворности. Откуда же бесчисленное множество разных творений? Их источник в разнообразных сочетаниях букв, и чем больше сочетаний, тем ниже и материальнее созданное через них.
[2] В гл. 1, 7,10.
[3] Брейшит, 1:6.
[4] Хагига, 126.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.