Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Вначале возникла мысль создать мир судом, увидел Б-г, что [так] мир не устоит, и присоединил к суду милосердие», то есть — раскрытие Б-жества через праведников, знамения и чудеса, упомянутые в Торе.

И об этом сказали наши мудрецы: «Вначале возникла мысль создать мир судом[1], увидел Б-г, что [так] мир не устоит, и присоединил к суду милосердие»[2], то есть — раскрытие Б-жества[3] через праведников, знамения и чудеса, упомянутые в Торе[4]. И в книге «Зогар» об этом сказано, что «наверху, в стороне наивысшей освященности, есть правая и есть левая» [категории], то есть Хесед и Гвура. И значит, обе последние есть атрибуты Б-жества, и они выше разума созданий и их [способности] постижения, ибо «Он и Его атрибуты — одно в мире Ацилут»[5]. И даже постижение Моше Ра-бейну, мир ему, в его пророчестве, достигало мира Ацилут лишь при его [мира Ацилут] облечении в мире Бриа, и даже это [постижение] было не на ступени Хе-сед и Гвура[6], а при их облечении в категориях, которые ниже их ступенью, то есть в категориях Нецах («победа», «вечность»), Год («великолепие», «благодарение»), Йесод («основание»)[7], [как это объясняется в «Шаар ганевуа»].

И только праведникам в Ган Эдене[8] служит вознаграждением постижение распространения жизненной силы и света, исходящего от этих двух категорий — Хесед и Гвура, и оно — пища душ[9] праведников, которые в этом мире занимались изучением Торы с целью ее исполнения. Ибо от распространения этих двух категорий простирается небо над душами, находящимися в Ган Эдене. И небо это называется Раза деорайта [тайна Торы]. И в нем — тайна двадцати двух букв Торы, которая дана через эти две категории[10], как написано: «Из десницы Своей Он дал им огонь Закона»[11]. И с этого неба нисходит роса, которая служит пищей душам, то есть — познание тайны двадцати двух букв Торы. Ибо это небо — «тайна познания», а Тора — пища для душ в Ган Эдене, заповеди же — их одеяния[12], как все это объясняется (в книге «Зогар», глава «Ваякгель», стр. 209—210 и в книге «Эц Хаим», врата 44, гл. З)[13].

Примечания

к главе пятой

[1] Суд — то же, что на языке Кабалы Гвура. Сказано, что Б-г намеревался не управлять миром при помощи суда, а создать им мир. Это ясно показывает, что категория Сжатия (Гвура) — не просто ограничение света, а отдельная сущность, иначе нельзя было бы создать ею мир. (Из пояснений последнего Любавичского Ребе.)

[2] Раши, комм, к главе Брейшит, 1:1; Брейшит раба, 12:15.

[3] Суд — это буквы, а милосердие — это свет, он же не связан формой букв, то есть закономерностями нашего мира, поэтому он проявляется в «раскрытии Б-жества через праведников, знамения и чудеса», то есть явления, не ограниченные ограничениями природы. (Из пояснений последнего Любавичского Ребе.)

[4] Б-жественный свет, который выше букв и который раскрывается внизу «через праведников, знамения и чудеса», включен в содержание Торы, а тем самым им также создан мир, так как мир сотворен Десятью речениями, которые приведены в Торе. И так как в буквы включен свет, который выше их и который может снимать ограничивающее действие букв, в мире могут в определенные времена происходить «через праведников знамения и чудеса». (Из пояснений последнего Любавичского Ребе.)

[5] Введение к книге Тикуней Зог ар.

[6] Заповеди предполагают, что телесный мир есть «неосвященность», и только исполнение заповеди возвращает его к освященности Б-жественной его сути. Возникает вопрос: как может исполнять заповеди праведник, видящий мир в истинной его сущности единым с его Б-жественным источником? В частности, Моше Рабейну, который и телесным взором видел Б-жественность мира, как он мог исполнять заповеди? Но и он видел Хесед и Гвура (мира Ацилут, то есть нижней ступени Б-жественной эманации) не так, как они в Ацилут, а как они облекаются в нижних ступенях мира Бриа (высшего из сотворенных миров) — Нецах, Год, Йесод. И потому мир все же был и для него обладающим существованием, и для него было основание для исполнения заповедей. (Из пояснений последнего Любавичского Ребе.)

[7] См. Тания, часть 4, поcл. 15.

[8] Ган Эден (Рай) находится в мире Бриа, и если праведники на земле могут видеть лишь явное раскрытие Б-жества, то праведникам в Ган Эдене доступно Его постижение, в этом и заключается их неизъяснимое блаженство. (Из пояснений последнего Любавичского Ребе.)

[9] . «Пища душ» — внутреннее постижение. (Из пояснений последнего Любавичского Ребе.)

[10] Тайна включения света, который выше ограничения, в буквы, ограничивающие его. В Торе Хесед и Гвура не противоречат друг другу, они объединены, как написано: «Из десницы (правая сторона, к ней относится также Хесед)… огонь Закона» (огонь — Гвура). (Из пояснений последнего Любавичского Ребе.)

[11] Дварим, 33:2.

[12] В Раю существует изучение Торы, заповеди же там в виде вознаграждения. Но ведь в Раю светят Хесед и Гвура, объединенные воедино, как мы уже видели, а в заповедях Хесед и Гвура разделены (ведь есть заповеди со стороны Хесед, предписывающие добрые действия, и есть со стороны Гвура — запреты). Однако если в Раю открыто светит Хесед, то существование Рая (которое зависит от Гвура) должно прекратиться. Поэтому необходимо добавить, что заповеди здесь — лишь «одеяния». Эти одеяния смягчают свет, чтобы души могли вынести его силу (ср. Тания, часть 4, поел. 29). (Из пояснений последнего Любавичского Ребе.)

[13] Здесь закрываются авторские скобки, открытые в конце гл. 4. Все заключенное в эти скобки до конца гл. 5 представляет собой объяснения на основе Кабалы, необходимые для понимания вопросов, возникающих в первых четырех главах.

Сделать пожертвование на странице Хесед


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»