Из цикла «Еврейские притчи», темы: Юмор, Раввин, Добрые дела, Браха Губерман, Мир Торы, Рассказы
Раби Айзик Хариф часто отрицательно отзывался о царской России, в которой безжалостно преследовались евреи. Однажды у него спросили:
— Раби, разве невозможно найти у этих властей хоть какую-нибудь заслугу, хоть что-то хорошее?
Раввин улыбнулся и ответил:
— Да, вы правы. Есть одно несомненное достоинство у русского царства — благодаря нему в мире меньше раздоров и больше взаимопонимания между людьми! Обычно у каждого еврея свое неоспоримое мнение по любой теме. Кому-то происходящее нравится, а другие считают его неизбежным злом. Российская монархия проводит настолько очевидно антисемитскую политику, что у всех только одно мнение по её поводу!
Раввин Мордехай Банет как-то обходил горожан и собирал деньги для того, чтобы помочь почтенному еврею–бизнесмену, который, не про нас будь сказано, разорился. Зашел он и к одному богачу, известному своей жадностью и оплакивавшему каждый грош, с которым приходилось расставаться.
Скупец пытался отделаться от рава и сказал:
— Я очень люблю давать цдаку (милостыню), но мне нравится это делать тайно, так, чтоб никто не знал, кто дал деньги, кто их получил.
Рав Мордехай ответил ему:
— Странно! Проступки, которые ты стараешься скрыть, как бы ты не старался, очень быстро становятся всем известными. Да и все тайное становится явным. А о твоих добрых делах, совершаемых в тайне, почему-то никто даже не слышал, они так и остаются неизвестными…
Жадный богач не хотел пускать бедного на порог своего дома. Бедняк обратился к швейцару и сказал:
— Передай своему хозяину, что если он не захочет разговаривать со мной, то я пришлю своего свояка поговорить с ним, и уж отказаться от встречи с ним он не сможет!
Испугался богач, приказал пропустить бедняка к себе в дом и дать ему щедрую цдаку, а потом спросил:
— Что это за такой влиятельный свояк, которого я буду обязан пустить к себе домой?
Объяснил ему бедняк:
— У моего тестя было две дочки, одну я взял себе в жены, а вторую взял себе Ангел Смерти. Получается, что Ангел Смерти — мой свояк…
Рав Яков Мешулам, написавший книгу «Ишуот Яков», был не только знаменитым мудрецом Торы, но и богатым человеком. А рабби Арье Лейб, написавший известную книгу «Кцот Ахошен», был очень бедным.
Однажды приехал рав Яков Мешулам в город, где жил рав Арье Лейб, чтобы посетить мудреца Торы.
После его визита сказал с восхищением один из присутствующих:
— Как велико почтение к Торе в нашем поколении! Вот знаменитый мудрец и большой богач рав Яков Мешулам оставляет свой красивый и удобный дворец и едет по разбитым дорогам, чтобы показать свое уважение к нашему Учителю!
Ответил ему рав Арье:
— Напротив, отсюда можно видеть насколько упал почет к Торе. Если бы рав Яков Мешулам отличался только богатством, а не знанием Торы, разве приехал бы он специально только для того, чтобы встретится со мной. Но ему «не повезло», и он разбирается не только в бизнесе, а и в Торе, а потому «должен» ездить по разбитым дорогам…
из журнала «Мир Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам газеты «Исток»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Завоевание страны Ханаан
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Специальное благословение после трапезы с хлебом
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Тора обязывает нас уважительно относиться к тем, кто перешел в иудаизм. Расширенное понимание этой заповеди: следует помочь незнакомцу, заинтересованному в той или иной услуге.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Шесть облаков славы окружали народ Израиль в пустыне, четыре со всех сторон света
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Этот мир — неподходящее место для получения награды
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Мидраш сообщает много важной информации о том, как выглядели вторые скрижали. В отличие от первых, они не возникли сами собой.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
В третий раз выпущенная в окно Ноева ковчега птица не вернулась, «нашла покой», то есть — спокойное сухое место