Темы: Свиток Торы, Ешива, Германия, Диаспора, Где учить Тору, Община
Если бы шесть лет назад кто-нибудь сказал Хаиму Носсону Франдлиху, что он, став квалифицированным Софером, напишет последнюю букву в свитке Торы, который подарят ешиве Лаудер в Берлине, он бы не поверил. Шесть лет назад, когда ешива открыла свои ворота, он стал одним из первых учеников и начал учить первые буквы алфавита.
Важно отметить, что большинство учеников ешивы – как и практически все еврейские жители Германии – русскоговорящие. Наши с вами бывшие сограждане.
Сегодня в ешиве в Берлине учатся 30 мальчиков. 23 ияра 5766 года в ней собралось больше ста человек со всей Германии и из других европейских стран – среди них рав Эрентрой, Глава Раввинского Суда Лондона, рав Штернбух, Глава Раввинского Суда Антверпена, рав Шлезингер из Страсбурга и рав Кнопфлер, руководитель ешивы Шеарей Тора в Манчестере (Англия), – которые приехали, чтобы разделить радость Ахнасас Сефер Тора – внесения нового свитка Торы.
Радость Торы чувствовалась в воздухе, когда рав Эренберг, раввин еврейской общины Берлина, переносил новый свиток из дома директора ешивы рава Спиннера в здание самой ешивы. Его сопровождали люди из самых разных слоёв еврейства: были видны чёрные шляпы, джинсовые кепки и различные виды ермолок. Отцы танцевали перед Торой, держа на плечах детей, молодые и пожилые радовались и танцевали вместе, пели свадебные мелодии, – атмосфера была на самом деле свадебная. Соседи-неевреи, посетители и официанты в кафе рядом с домом Спиннеров на Рикенштрассе с доброжелательным любопытством смотрели, улыбаясь, на происходящее. Такое в Берлине видят далеко не каждый день.
Рав Эренберг и приехавшие раввины давали благословения, вдохновляли людей и рассказывали про честь Торы и важность её изучения. Рав Шлезингер объяснил, что когда царь Шломо сказал: изучение Торы должно быть для вас, как молоко и мёд, – он сравнил Тору именно с молоком и мёдом, поскольку эти две вещи имеют вкус, будучи чистыми, без добавок. Другая пища вкуснее, если добавить к ней соль и разные приправы, но молоко и мёд вкуснее всего в чистом виде. Так и Тора – её нужно учить такой, какая она есть, ничего не добавлять к ней и не изымать из неё. Тора должна быть чистой.
Именно так учат Тору в ешиве «Бейс Мидраш Берлин». За шесть лет своего существования она оказала глубокое влияние на еврейскую жизнь Берлина. Как говорит директор рав Спиннер: «До того, как была построена ешива, в Германии не было места для молодых евреев, желающих получить религиозное образование и жить религиозно. Сейчас такое место есть». Мальчики из разных семей приходят сюда, некоторые потом поступают в университеты и женятся, сохраняя тесную связь с ешивой. Другие поступают в другие ешивы и колели в Англии, США, Израиля. Но все они остаются частью общины, которая складывается вокруг ешивы.
Колель, в котором учатся аврехим из Англии и Берлина, начал работу на прошлой неделе; в детском саду, который будет работать летом, числятся пока 13 детей. Второе поколение ешиботников, те, которые учились в других местах и теперь создают собственные семьи, возвращаются и помогают строить ешиву. Строится она и в буквальном смысле: вскоре она переезжает в новое, большое, специально для неё построенное здание, которое сможет вместить около 80 мальчиков. Видя энтузиазм, энергию и успех рава Спиннера и его ешивы, легко поверить, что очень скоро заполнится и этот новый дом Торы.
Рав Шауль Вагшал
В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Тора заповедала нам оказывать помощь навьюченным животным. Кроме того, нам запрещено мучить их и издеваться.
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Человек, который уповает на Всевышнего, верит в то, что Творец пошлет ему пропитание. История из Талмуда, которая иллюстрирует это правило.
Рав Арье Кармель
...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Работу, не терпящую отлагательства, разрешается выполнить в Холь аМоэд
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
После того, как пророчество исчезло, моральным ориентиром для евреев стали ешивы. К сожалению, их духовный потенциал многими отвергался.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»
Притчи Хафец Хаима
Йегуда Авнер
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Массовая безработица, закрытие крупных предприятий и миграция обедневших жителей — явления одного порядка. Их причиной является отказ от субсидирования изучения Торы.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»