Из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди», темы: 613 заповедей, Книга заповедей, Раб, Рамбам, Похороны, Убийство, Материальный ущерб, Воровство
231-я заповедь — повеление хоронить убитых по приговору суда в день казни. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Погреби его в тот же день» (Дварим 21:23). И сказано в Сифри (Ки тэце): «Погреби его…» — заповедь «делай».
И тот же закон действует по отношению к остальным умершим — т.е. любого умершего еврея следует похоронить в день его смерти. Поэтому умершего, о погребении которого некому позаботиться, называют мет мицва (заповеданный умерший) — т.е. каждому еврею заповедано похоронить его, ведь сказал Он, да будет Он превознесен: «Погреби его…».
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 6-ой главе трактата Санхедрин (46-47б).
232-я заповедь — повеление, которым нам заповедан закон о рабе-еврее. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Если приобретешь раба-еврея, шесть лет он будет тебе служить, а на седьмой — выйдет на свободу без выкупа» (Шмот 21:2).
Значительная часть законов, связанных с выполнением этой заповеди, разъясняется в самих стихах Торы. А все законы и правила, связанные с этим, разъяснены в начале трактата Кидушин (8а,14б-18а,20-22б).
233-я заповедь — повеление, чтобы господин, купивший рабыню-еврейку, брал ее в жены себе или своему сыну. И это заповедь «предназначения в жены». И ясно сказали мудрецы (Мехильта, Мишпатим): «Выполнить заповедь о предназначении в жены предпочтительнее, чем заповедь о выкупе (Д 234), ведь сказал Он, да будет Он превознесен: “Если она неугодна своему господину, который должен был предназначить ее для себя, пусть позволит выкупить ее…”» (Шмот 21:8).
И знай, что законы о рабе-еврее и рабыне-еврейке применяются только тогда, когда применяется закон о йовеле (юбилейном годе).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в первой главе трактата Кидушин (18:20а).
234-я заповедь — повеление выкупать рабыню-еврейку. И об этом Его речение: «Пусть позволит выкупить ее…» (Шмот 21:8). И с этим выкупом связаны многочисленные законы, условия и правила, которые разъяснены в трактате Кидушин (19а). И там (3б-5а,11б-12а,14б-20а) полностью приведены законы о рабыне-еврейке. И ясно сказано в Мехильте (Мишпатим): «Он не должен лишать ее пищи, одежды и супружеской близости…» (Шмот 21:10) — предназначь ее в жены себе или своему сыну или предоставь ей возможность выкупа.
235-я заповедь — повеление, в котором заповедан закон о рабе-иноземце (эвед кнаани): повеление порабощать его навсегда — так, чтобы он мог выйти на свободу только, если господин, нанеся ему побои, выбил ему зуб или глаз или, как разъясняется в устной традиции (Кидушин 24б), лишил его любого другого органа, который не восстанавливается.
И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «…У народов, которые вокруг вас, покупайте раба и рабыню… И передавайте их в наследство вашим сыновьям после себя…— навсегда их порабощайте» (Ваикра 25:44-46). И Он сказал: «И если кто-то ударит своего раба или рабыню в глаз и повредит его, то должен отпустить раба этого на свободу за глаз его. И если он выбьет зуб своего раба или рабыни, пусть отпустит он раба на свободу за зуб его» (Шмот 21:26-27).
И сказано в трактате Гитин (38а): «Каждый, кто освобождает своего раба (по другой причине, не связанной с повреждением органа), преступает заповедь “делай”, ведь написано: “Навсегда их порабощайте”. Но сама Тора повелевает освобождать “за зуб” и “за глаз”».
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, полностью разъяснены в трактатах Кидушин (22б-25а,67б,72б) и Гитин (8б-13б,37б-45а).
236-я заповедь — повеление, содержащее закон о нанесшем побои другому еврею. И об этом Его речение, да будет Он превознесен (Шмот 21:18-19): «Если будут ссорится люди, и один ударит другого камнем или кулаком, и тот не умрет, но сляжет в постель… то ударивший его …пусть заплатит за перерыв в его работе и полностью его вылечит его (или заплатит за соответствующее лечение)». Это один из законов, которые называются «законы о штрафах». И есть стих, объединяющий все законы о штрафах, — это Его речение, да будет Он превознесен: «А человек, который нанесет увечье ближнему своему, как сделал он, так пусть будет сделано с ним: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб…» (Ваикра 24:19-20) — здесь, согласно нашей традиции, имеется в виду, что он должен внести денежную компенсацию, соответствующую нанесенному ущербу. И даже если он только опозорил другого (не причинив ему никакого физического ущерба), с него взимают компенсацию, предусмотренную для подобного случая.
И знай, что все эти законы о штрафах, касающиеся увечий, нанесенных человеку человеком, и увечий, нанесенных чьей-либо скотиной человеку или другой скотине, — все эти дела может рассматривать и выносить по ним решение только суд мудрецов, получивших полномочия на это (смиху) в Земле Израиля (цепь передачи смихи была прервана спустя четыре столетия после разрушения Второго Храма).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Бава кама.
237-я заповедь — повеление, рассматривать судебные дела об убийстве быком человека или быка, принадлежащего другому владельцу. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Если забодает бык мужчину или женщину насмерть, то бык пусть будет побит камнями… Если чей-нибудь бык забьет до смерти быка, принадлежащего другому, пусть продадут живого быка, и разделят пополам деньги; также и стоимость убитого быка пусть разделят пополам…» (Шмот 21:28-32,35-36).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в шести первых главах трактата Бава кама.
238-я заповедь — повеление, рассматривать судебные дела о ямах (ставших причиною гибели скота). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И если раскроет кто яму или выкопает яму и не прикроет ее, — и упадет туда бык или осел, хозяин ямы должен заплатить, деньгами возместит он ущерб…» (Шмот 21:33-34).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 3-ей (27-31б) и 5-ой главах трактата Бава кама.
239-я заповедь — повеление, содержащее законы о воре: с него взимается двойная стоимость украденного или четырехкратная (если он украл овцу) и пятикратная (если украден бык) стоимость; или, если вор был замечен при попытке пробраться через подкоп, хозяину разрешено убить его; или он продается в рабство — все законы о воровстве, согласно разъясненному в Писании (см. Шмот 21:37, 22:1-3).
А все частности законов, связанных с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Бава кама, в 8-ой главе трактата Санхедрин (71аб), в 3-ей главе трактата Бава меция (33б-34б) и в отдельных местах трактатов Ктубот (30б-34б,41а), Кидушин (14б-15а,18а,43а,58б) и Швуот (33а,36б, 37б,42б,49аб).
Двести сороковая заповедь — повеление, содержащее закон о потраве поля. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Если кто-то потравит поле или виноградник, пустив свой скот на чужое поле, то лучшим полем своим и лучшим виноградником своим пусть заплатит» (Шмот 22:4).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, полностью разъяснены во второй и шестой главах трактата Бава кама и в 5-ой главе трактата Гитин (48б-50а).
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.