Из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди», темы: 613 заповедей, Книга заповедей, Рамбам, Суд, Спасение жизни, Материальный ущерб
241-я заповедь — повеление, содержащее закон о поджоге. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Если займется огонь… и перейдет на чужое поле, спалив там копны, колосья или поле, то вызвавший пожар должен заплатить» (Шмот 22:5).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, полностью разъяснены во второй и шестой главах трактата Бава кама.
242-я заповедь — повеление, содержащее закон о «безвозмездно принявшем на хранение» (шомер хинам).
И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Если отдаст кто своему ближнему деньги или вещи на хранение, и это будет украдено из дома того человека… то хозяин дома должен предстать перед судом и поклясться в том, что не наложил он руки на собственность ближнего» (Шмот 22:6-7).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 9-ой главе трактата Бава кама (103б-108б), в 3-ей главе трактата Бава меция и в 8-ой главе трактата Швуот.
243-я заповедь — повеление, содержащее законы о «принявшем на хранение за плату» (шомер сахар) и о «взявшем в пользование за плату» (сохер), поскольку законы, касающиеся имущественной ответственности этих двух категорий «хранителей», аналогичны, как разъяснили мудрецы (Швуот 49а), сказав: «Три закона на четыре категории хранителей».
И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Если отдаст кто своему ближнему осла, быка или овцу — любое животное — на хранение…» (Шмот 22:9).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 6-ой и 9-ой главах трактата Бава кама (103б-108б), в 3-ей и 6-ой главах трактата Бава меция и в 8-ой главе трактата Швуот.
244-я заповедь — повеление, содержащее закон о «взявшем вещь взаймы» (шоэль).
И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И если займет кто у ближнего своего…» (Шмот 22:13).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Бава меция (94-99а) и в 8-ой главе трактата Швуот.
245-я заповедь — повеление, содержащее законы купли-продажи, т.е. путей, которыми осуществляются сделки между продавцами и покупателями. И способ покупки мудрецы выучили из Его слов: «И если будете продавать товар своему ближнему или покупать из рук своего ближнего…» (Ваикра 25:14). Сказали мудрецы (Бава меция 47б): «Товар покупается “из рук” в руки, как бы перетягивается из рук в руки».
Известно, что, согласно Торе, купля-продажа (киньян) осуществляется посредством денег, но мудрецы установили, чтобы движимое имущество покупалось перемещением (мешиха), а также передачей из рук в руки (месира) и приподниманием (агбаа). И ясно сказали мудрецы (там же 99а), что «так же, как установлено “перемещение” для покупателей, установлено “перемещение” для “хранителей” (т.е. каждый из четырех “хранителей” — шомер хинам, шомер сахар, сохер и шоэль — несет ответственность за сохраняемый предмет только после того, как он “передвинул” предмет с одного места на другое)».
Итак, мы указали, что «перемещение» при купле-продаже — это постановление мудрецов, как разъясняется в соответствующем месте. Однако способы, с помощью которых покупаются участки земли и т.п. — купчая грамота (штар) и практическое вступление во владение (хазака) — выводятся из стихов Торы.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, — т.е. какими путями осуществляется покупка каждого вида товаров, — разъясняется в первой главе трактата Кидушин (14б,22б-28б), в 4-ой, 8-ой и 9-ой главах трактата Бава меция, в 3-ей, 4-ой, 5-ой, 6-ой и 7-ой главах трактата Бава батра.
246-я заповедь — повеление рассматривать тяжбу между обвинителем и ответчиком. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «При всяком заявлении о пропаже быка, осла, овцы, одежды, — о всякой пропаже, — когда будет сказано: та вещь — вот она, доводы обоих должны быть доведены до суда…» (Шмот 22:8). И сказано в Мехильте (Мишпатим): «“Та вещь — вот она” — суд не обязывает ответчика клясться в своей невиновности до того, как он частично признает иск, сказав: “Та вещь — вот она, а больше я ничего не брал.” Тогда он обязан поклясться, что не брал остального».
И эта заповедь включает в себя рассмотрение всех видов исков между людьми, предполагающих признание или отрицание ответчиком вины.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 3-ей главе трактата Бава кама (27а,35-36а), в первой и 8-ой главах трактата Бава меция, в 5-ой,6-ой и 7-ой главах трактата Швуот. И многие вопросы, касающиеся этой заповеди, рассеяны по Талмуду.
247-я заповедь — повеление спасать преследуемого от руки того, кто преследует его, чтобы убить, и даже ценой жизни преследователя. Иными словами, нам заповедано убить преследователя, если мы не можем спасти преследуемого другим способом.
И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Если подерутся мужчины между собою, и подойдет жена одного, чтобы освободить своего мужа из руки бьющего его, и протянет руку свою, и схватит того за срамные части, то отсеки ее руку; пусть не сжалится твое око» (Дварим 25:11-12). И сказано в Сифри (Ки тэце): «За срамные части» — поскольку ущерб в срамных частях представляет опасность для жизни, необходимо «отсечь ей руку». Подобно этому, спасая любой орган, потеря которого угрожает жизни человека, предписывается «отсечь руку». «Отсеки ее руку» — сказано так, чтобы научить, что ты обязан спасти его даже ценой ее руки. А откуда известно, что, если ты не можешь спасти ценой руки, то обязан спасти ценой жизни преследователя? Тора сказала: «Пусть не сжалится твое око».
В этом заключается эта заповедь. А то, что сказано в стихе «жена одного», так просто Тора привела распространенный пример. Но имеется в виду, обязанность спасать любого преследуемого, поражая, в случае необходимости, отдельные части тела преследователя. И если не возможно спасти, не убив преследователя, его убивают.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Санхедрин (72-74а).
248-я заповедь — повеление, в котором нам заповеданы законы о наследовании. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Если умрет человек, и сына нет у него, то передайте наследство его дочери. А если нет у него дочери…» (Бемидбар 27:8-11). И вне сомнения, эта заповедь включает закон, согласно которому первенец получает двойную долю наследства, — ведь это основа основ законодательства о наследовании.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой и 9-ой главах трактата Бава батра.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»