Из цикла «Очерки по недельной главе Торы», темы: Недельная глава, Коэн, Кашрут, Реувен Пятигорский, Служба в Храме, Шмини
«И было, на восьмой день (байом шмини) Моше призвал Аарона с сыновьями, а также старейшин». Призвал, чтобы передать им заповеди, связанные с работой в Храме, которую были обязаны выполнять коаним (священники) из семьи Аарона и сам Аарон. Об особом положении в среде еврейского народа этой семьи мы знаем из Торы. Все коэны во все времена — прямые потомки Аарона по мужской линии. Поэтому Моше призвал их, чтобы, как говорится, ввести в работу. Но посмотрите, написано: «призвал Аарона, его сыновей и старейшин». Причем тут старейшины? Ведь они-то не из семьи Аарона, не из его потомков! Многие из них в отцы годились старшему брату Моше.
На эту тему уместно привести отрывок из Мидраш Раба, в котором великий учитель эпохи Мишны, раби Акива, указывает, что не зря еврейский народ часто уподобляется птицам небесным: «Как птица не может летать без крыльев, так евреи ничего не могут сделать без своих старейшин». Тем самым Мидраш подчеркивает роль старейшин в нашем народе. Ни одного начинания Моше не предпринимал, не посоветовавшись с ними. Он как бы старался постоянно поднять их авторитет в глазах евреев. Зачем? Чтобы, когда настанет время, народ знал к кому обратиться. Моше смертен и не может руководить всеми будущими поколениями. Поэтому он исподволь приучал евреев доверительно относиться к знающим и опытным людям. Затем и пригласил их на освящение Переносного Храма.
Ничего особенного, — скажет кто-то, — в каждом народе уважительно относятся к старикам, хранителям традиций и, вообще, к людям, много пожившим, много повидавшим и накопившим жизненный опыт, который всегда полезен тем, кто хочет его перенять. — Это верно, но Моше вовсе не из-за жизненного опыта ценил еврейских старейшин. Старейшина — это в первую очередь тот, кто застал учителей предыдущего поколения и УЧИЛСЯ у них. А те учились у поколений, стоявших перед ними. И так вплоть до Синая! Вот оно, корневое слово — СИНАЙ. Другими словами, высокий статус старейшин — не просто дань уважения седине и опыту. В нем — гарантия, что у каждого еврея есть возможность получить Тору в том виде, в каком она передавалась из поколения в поколение. Вот на чем основан авторитет наших учителей, вот без чего не сможет выжить еврейский народ. Как не сможет выжить птица без крыльев…
Содержание недельной главы. На восьмой день, после семидневной подготовки священников, — начало работы Переносного Храма, Мишкана (Ваикра 9:1—21). Аарон благословляет народ (9:22—24). Запрещение коэнам употреблять вино перед работой в Мишкане (10:1—11). Ряд постановлений для коэнов (10:12—20). Разрешенные и запрещенные в пищу виды животных (11:1—47)…
Кашрут. Одна из самых широко известных характеристик иудаизма. У нас три особенности, три отличительные черты, делающие нас не похожими на другие народы: обрезание, Шабат и кашрут. Конечно, водятся за нами и другие, не менее уникальные признаки: мезуза на двери, тфилин во время молитвы и пр. Но эти три — самые важные: обрезание, Шабат и кашрут. Как три знака — яркие и нескрываемые. Кто их носит — тот еврей. Один знак — на теле, второй — на времени, третий — на столе. Если кого-то привлекает иудаизм, то его привлекают именно эти знаки. Если кого-то еврейская религия отталкивает, то его отталкивают они же…
Распространено мнение, будто под кашрутом понимаются лишь те запреты и разрешения, которые приведены в Письменной Торе. Мол, открываем Тору, читаем, что можно есть, и поступаем соответствующим образом. Но кто сказал, что надо обращаться за советом к раввинам? Какие могут быть сомнения, когда в Торе все четко и ясно написано?
Четко написано, говорите? Какова, скажите-ка, технология производства вкусных прибалтийских шпрот? Нет ли в них запрещенных ингредиентов? Вы лично проверяли? По всем вопросам подобного типа и многим другим у евреев принято обращаться к специалистам, они же раввины.
Вот, кстати, история про шпроты. Рассказывают, что однажды прямо на уроке обратился к известному раввину и мыслителю Хазон-Ишу один торговец импортным питанием. Выяснилось, что он приобрел большую партию сардин, но зародилось в нем сомнение относительно их кашерности. Несколько банок он принес с собой. Долго рассматривал открытую коробку Хазон-Иш, думал, чем помочь торговцу, чтобы тот не потерял большие деньги, но, видимо, ничего не получалось. Тут подал голос один из учеников: «Раби, слышал я, что именно этот вид рыбы, приготовленной именно таким способом, однажды разрешил раби Акива Эгер и в доказательство сам их поел». (Справка: гаон раби Акива Эгер, 1761—1837, великий мудрец и законоучитель, родился в Германии, был главным раввином в Познани.) Выслушал Хазон-Иш это замечание и ответил: «Знаком я с этим слухом. Но что-то не верится, чтобы через рот праведника, которым он произносил слова великой мудрости, проходила такая сомнительная вещь».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.