«И вышел огонь от Б-га» (10:2). Есть суд и есть Судья. Эта истина должна быть высечена на сердце каждого, у кого есть разум. Каждое совершенное нами действие, каждое произнесенное слово учитывается, и ничто не исчезает и не забывается.
Как-то раз ко мне пришла одна женщина, — рассказывает рав Зильберштейн, — и едва начав говорить, сразу же разрыдалась, так что и не успокоишь. Она все никак не могла вымолвить ни слова. Лишь спустя несколько минут, она начала рассказывать, что в том месте, где она работает, есть еще пять женщин. Это ее коллеги по работе, и они обидели ее до глубины души.
«Даже если просижу здесь целый час, не смогу описать вам все их издевательства надо мной», — произнесла женщина. Она рассказала, что коллеги возводили на нее напрасные обвинения в том, чего никогда не было, ужасно ей досаждали, позорили ее публично и т. д. Их жуткое поведение продолжалось в течение долгого периода, и все это время жизнь ее была горче смерти. Ни днем, ни ночью не было покоя.
«А я, — продолжала она свой рассказ, — никак на них не реагировала! Оскорбляли меня, а я молчала, смеялись надо мной, но я не говорила ни слова; позорили меня на людях, а я словно воды в рот набрала. Решила, уж лучше быть среди обижаемых, которые не обижают других взамен».
Что же произошло в итоге?
Всевышний взыскал все долги. «На всех пятерых коллег, оскорблявших меня, — сказала женщина со слезами, — напала страшная болезнь. Ни одна из них не избежала этого».
Далее женщина рассказала, что, когда об этом стало известно, эти заболевшие отправляли к ней посланников попросить, чтобы она простила их за все. «Но что тут скажешь? Даже если я произнесу слово “прощаю”, это не будет чистосердечным прощением после всего, что я пережила и вытерпела от них».
Вот что бывает, когда человек совершает поступки, не отдавая себе отчета. Иногда ему кажется, что он свободен и предоставлен самому себе, и что никто не воздаст ему за содеянное. Но, как уже было сказано, Всевышний ничего не забывает.
Хуже всего то, что иногда человек доводит себя до состояния, когда уже ничего не исправишь. Даже если он хочет раскаяться, попросить прощения за содеянное и даже заплатить большие деньги, чтобы примириться с тем, кого обидел, пострадавший просто не способен его простить. Не может и все! Бывает, что обидчик не собирался никого обижать, а просто сказал, что сказал, — словно в шутку. Его-то шутка рассмешила, а вот ближнего — отнюдь. Поэтому есть лишь один выход — никого не обижать, даже в шутку! Такой смех может превратиться в нечто весьма серьезное, и тогда уже и обидчику будет не до смеха.
Всем нам известны такие случаи, все мы это осознаем. И тем не менее случается встретить людей, которые обижают ближних — в шутку или всерьез. Им следует знать, что за все это они будут отвечать. Будем же мудрыми прежде, чем совершать поступки! (Бархи Нафши)
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Овадья Климовский
Величественней прислуживание Торе, чем ее изучение?
Рав Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Авраам Коен
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Авраам Коэн
Именно здесь, в Иорданской долине, напротив города Йерихо, еврейский народ под руководством Йеошуа Бин-Нуна вошел в землю Израиля после сорокалетнего блуждания по пустыне.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.