Из цикла «Дерех эрец», темы: Дерех Эрец, Шауль Вагшал, Любовь к ближнему, Отношения между людьми
Одно из главных средств установления мира между людьми — приносить им успокоение в их тревогах и волнениях и утешать в их горестях. И точно так же обязаны мы спасать обиженного и притесняемого от рук обидчика, и не имеем мы права проходить мимо, говоря: какое мне до этого дело? И вот что пишет Рабейну Йона в своей книге Шаарей тшува (3:70): «Предупреждает нас Тора о том, что мы должны прикладывать все силы для спасения ближнего и находить пути помощи в тяжелую для него минуту, как сказано: “Не стой (безучастно) при крови ближнего своего (когда он в опасности)”» (Ваикра 19:16). И если есть у тебя силы и возможность спасти его, советом или действием, а ты делаешь вид, что не можешь, то эти твои силы и возможности будут уменьшены, согласно принципу «мера за меру». И далее говорит Рабейну Йона, что было бы хорошо и правильно, чтобы были в каждом городе добровольцы, люди образованные и разумные, постоянно готовые придти на помощь всякому человеку, мужчине и женщине, находящемуся в беде. И продолжает: «И если обязала нас Тора тратить время и силы на заботу о заблудившемся быке или ягненке другого еврея, то насколько же велика и неоценима забота об их хозяине, как сказано: “…и бедняков скитающихся введи в дом” (Йешаяу 58:7) “. И царь Давид молился о своем сыне Шломо: Ибо он спасет возопившего бедняка, и обделенного — того, кому помочь некому”» (Теилим 72:12—13).
А вот что пишет об обычаях еврейского царя Рамбам: «И будет он исполнен жалости к малому и к большому, и будет всемерно печься об их благе, беречь честь и достоинство самого малого из них» (Законы царей 2:6).
И Рабейну Йона пишет: «Должен каждый человек заботиться о благе своего народа и трудиться неустанно ради исправления ближнего, будь он беден или богат. И это относится к числу важнейших вещей, за которые с человека особенно строго спрашивается» (Шаарей тшува 3:13).
А в Игерет атшува он пишет следующее: «И пусть выберут себе людей, которые будут устанавливать мир между мужем и женой, между человеком и ближним его, и избирать для этого дела нужно людей, исполненных радостью, умеющих умиротворять других и оставлять их удовлетворенными, умеющих водворять мир между людьми, и да не будут они гневливы и раздражительны, как сказано: “Кроткий ответ отвращает гнев”» (Мишлей 15:1).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»