Из цикла «Дерех эрец», темы: Уважение, Дерех Эрец, Шауль Вагшал, Отношения между людьми, Судить в лучшую сторону
Сказано в трактате Дерех эрец: «Всегда считай каждого человека разбойником и уважай его, как рабана Гамлиэля» (конец гл. 5). На первый взгляд это кажется удивительным: разве правильно считать всех разбойниками? Вопрос этот задается в трактате Кала (в конце гл. 9): «“Учили мы: “Не суди другого человека, пока не окажешься на его месте”! И объясняют: Нет никакого противоречия! Там, где сказано “не суди…”, речь идет о том, кого знаешь, а там, где сказано “считай каждого человека разбойником…”, речь идет о том, кого не знаешь!”"
Здесь мы видим ясное указание, что нельзя вести себя в жизни подобно слепому, бредущему во тьме; напротив, человек должен в полной мере пользоваться своим разумом. Отмечали наши мудрецы, что большинство людей так или иначе грешат: меньшинство развратничает, большинство — присваивает чужое. И поскольку реальность такова, мы обязаны остерегаться всякого незнакомого человека, пока не убедимся в его честности и праведности.
Сказанное касается как деловой сферы, так и благотворительности. Когда речь идет о значительных суммах денег, нельзя проявлять наивность и полагаться только на то, что сам человек рассказывает о себе. Учили наши мудрецы: проверяем того, кто просит одежду, но не проверяем того, кто просит еду. Каждый человек должен быть верным хранителем собственного имущества, а не растратчиком, как пишет об этом Рамбам в Шмона праким. Точно так же должен человек уметь видеть результаты всех своих действий, чтобы избежать конфликтов. Из-за наивности и излишней доверчивости человек становится соучастником преступления, наносит ущерб другим евреям и лишает помощи тех, кто действительно в ней нуждается. Тот же, кто идет верным путем, спасает себя от лишних страданий, разочарований, конфликтов, сплетен, людской ненависти и материального ущерба.
Так пишет об этом Решит хохма (гл. Дерех эрец): “Следует всегда уважать людей, и вместе с тем — остерегаться их, и верить только тому, кто проверен”.
В трактате Дерех эрец раба (гл. 5) приводится рассказ о том, как раби Йеошуа оставил одного человека у себя на ночлег. Он накормил, напоил гостя и отвел его на чердак, где тот должен был спать, после чего раби Йеошуа забрал ведущую на чердак лестницу. Тот человек встал посреди ночи, завернул в свой плащ несколько принадлежащих хозяину вещей и хотел было спуститься с чердака, но упал и сломал себе шею. Утром раби Йеошуа нашел его там, где он упал, и спросил его: “Глупец, что ты наделал?” Тот ответил: “Раби, я не знал, что ты забрал лестницу!” Сказал ему раби Йеошуа: “Глупец, разве ты не понимаешь, что я должен был опасаться тебя?” После этого сказал раби Йеошуа: “Смотри на всех людей, как на разбойников, и уважай их, как рабана Гамлиэля!” (Дерех эрец раба 5).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»