Алейну Поток Гроздья винограда Мамина песня (стихи Ю. Мориц) АВТОРСКИЕ ПЕСНИБлагословение душе Когда Израиль из Египта выходил... Страж Израиля Марш баалей тшува Благословите Творца! Ангел Колыбельная Творящему песнь Красочная страна. Муз. Я.Красильщикова, сл. Я.Смелякова Баллада о семейном счастье Союз тысячи поколений Песня, ВИДЕО "Этот Возвышенный Город" Изгнание Поколение ТЕНИ ОТ ВОЛКОВ "Не гордилось сердце моё..." "Шуви, шуви, а-Шуламит!" ВИДЕО. "Не гордилось сердце моё" ВИДЕО. "Баллада о семейном счастье" Народ-Поэт Если б море не штормило Немая жалоба души Снова жить начать Не пропадай, душа моя! Субботний сон Все записи автора списком
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
ДАВИД, ШАУЛЬ И АВЕШАЛОМ
Давид подвергался преследованию со стороны Шауля. Жизнь будущего царя висела на волоске. Две уникальные возможности представились Давиду, чтобы раз и навсегда избавить от опасности себя и преданных ему людей.
Первая из них - когда ничего не подозревающий Шауль зашёл по своей надобности в пещеру, где скрывались Давид и его люди.
«И сказали приближённые Давиду: ну вот и настал тот день, о котором говорил Всевышний, - Я предаю тебе врага, и поступишь с ним, как ладно будет в глазах твоих.…»[1] Ничто не мешало Давиду убить Шауля, ради спасения своей жизни, ведь и по Закону Торы это было разрешено - Шауль вписывался в определение «родэф» - «гонитель», которого можно убить без суда. Но Давид не только сам не использует выгодный момент, он не позволяет убить Шауля и своим соратникам.
Во второй раз жизнь Шауля оказалась во власти Давида в пустыне Зиф, когда Давид и Авишай ночью, незамеченными проникли в лагерь Шауля.
«И сказал Авишай Давиду: придал Всевышний сегодня врага твоей руке, так дай же мне пригвоздить его копьём к земле»[2]
Каков же ответ Давида? – «Кто бы посмел поднять руку на помазанника Б-га и остаться невинным?»
Царь Давид прекрасно сознаёт, что ни жизнь, ни смерть не переданы в руки человека, и продолжительность жизни Давида никак не связана с убийством Шауля. С другой стороны, если Шауль действительно достоин смерти, то посланник, «удостоившийся» такой «чести», заплатит за это сполна, ибо «взимают долг посредством должника»[3]
В том же ключе можно понять поведение Давида и при восстании Авешалома. Тот восстаёт на отца, чтобы уничтожить. Когда Давид бежит вместе с приближёнными, Цадок намеревается присоединиться к нему вместе с Ковчегом Завета. Но Давид не соглашается на это.
Он говорит: «Если отыщу милость в глазах Творца, Он меня вернёт…. Но если… не желает меня, пусть поступят со мной так, как Ему угодно!»[4]
РАБИ ХАНИНА И ЗМЕЯ
Гемара[5] рассказывает, что когда в округе появился вид очень ядовитых змей, люди всполошились, и стали бояться за свои жизни. Когда об этом рассказали раби Ханине, он попросил показать ему змеиную нору. Оказавшись около норы, раби Ханина, не колеблясь, сунул туда ногу. Раздражённая змея, как и следовало ожидать, немедленно ужалила раби Ханину и… тут же на месте издохла.
Рассказывает Гемара, что раби Ханина взвалил мёртвую змею на плечо, приволок её в Дом Учения и сказал ученикам: смотрите хорошенько, дети мои, не змея убивает, но злодейство!
Верующий еврей знает, что ни жизнь, ни смерть не даны во власть человеку или животному, но лишь Творцу, и это причина того, что излишние усилия могут нанести вред, а уж пользы от них нет.
(Что же касается поступка раби Ханины, - его цель чисто воспитательная, и приведённый случай не является примером того, как надо расправляться со змеями).
По книге раби Менахема Зеева Маора "השתדלות המאמין"
[1]Шмуэль-1,24,4
[2]Шмуэль-1,26,8
[3]Ирушалми, Санедрин,10,8. – "מגלגלין חובה על ידי חייב"
[4]Шмуэль-2,15,25.
[5]Бавли, Брахот,33,1.
Теги: , Усилия напрасные и необходимые