Из цикла «В начале сотворил Б-г небо и землю», темы: Награда и наказание, Сотворение мира, Свобода выбора, Добро и Зло, Имя Творца, Качества Творца
Комментируя первое предложение Торы: «В начале сотворил Б-г небо и землю», Раши говорит: «Сказано: сотворил Б-г (Судья), и не сказано: сотворил Г-сподь (Милосердный). Ибо вначале вознамерился сотворить (мир) на основе (строгого) правосудия, но, увидев, что мир не может так существовать, выслал вперед милосердие и соединил его с правосудием. К этому относится сказанное: “В день созидания Г-сподом Б-гом земли и неба”» (Берешит, 2; 4).
В начале Торы приведены два рассказа о сотворении мира. Первый — общий, где вкратце описывается происхождение мира в течение семи первых дней. В этом рассказе, по словам мудрецов, сконцентрирована вся история мироздания с момента сотворения и до конца дней. Второй — более подробный. Он начинается с описания событий шестого дня.
Второй рассказ открывается фразой: «Вот порождения небесные и земные при сотворении их, в день созидания Г-сподом Б-гом земли и неба», где снова сказано о сотворении неба и земли, только теперь упоминается также имя Г-сподь. Об этом и говорит Раши, объясняя, что для создания мира Творец выслал вперёд милосердие и соединил его с правосудием.
Однако на этот комментарий Раши есть несколько вопросов.
А) Что означают имена Творца?
Б) Что значит: Творец вначале вознамерился, а потом «передумал»?
В) Что значит: «выслать милосердие вперёд и соединить с правосудием»?
Г) Если при сотворении мира милосердие всё-таки предшествовало, то почему имя Г-сподь не упоминается в самом рассказе о семи днях творения?
Имена Творца
В Торе встречаются несколько имён Творца. Сразу возникает вопрос: почему у Творца есть несколько имён и как вообще может быть у него имя? Дать имя означает дать определение, то есть установить рамки и границы. Кроме этого, имя на языке Торы определяет суть предмета. Но Творец бесконечен и непостижим, следовательно, невозможно дать Ему имя в рамках понятий человека. Поэтому, объясняют мудрецы Торы, все имена Творца в действительности не определяют Его суть, а только помогают нам понять, как проявляется Творец в нашем мире, чтобы мы осознали, каким Он представляет себя нам. Всевышний проявляет себя по-разному, поэтому у Него несколько имён.
Если в мире царит изобилие, а страдания отсутствуют — значит, Творец проявляет милосердие, которое отражено в Его четырёхбуквенном имени, которое запрещено произносить. Его обычно заменяют словом «Ашем» (Г-сподь). Оно же называется «основным» именем (Ашем амефураш). Если же в мире царят бедствия: войны, голод, болезни — значит, Творец в данный момент выступает в качестве судьи, вершащего правосудие. Это качество демонстрирует Его имя Элоким (Б-г).
Таким образом, проявление Творца означает Его влияние на мир и управление им, а Его имя отражает способ управления миром, который Он избрал: милосердие или правосудие. Правосудие или мера суда называется также мерой справедливости, поскольку в основе этого способа управления миром находится идея установления справедливости. Обычно проявление Творца — это сложное сочетание этих форм управления или, другими словами, определённая комбинация имён, которая меняется практически каждое мгновение в соответствии с моральным состоянием человечества.
Мера милосердия и мера суда
Управление миром с позиции правосудия (мера суда) означает, что каждый человек получает блага этого мира или лишается их, включая саму жизнь, строго по справедливости — в соответствии с его поступками. Управление с позиции милосердия (мера милосердия) означает, что он может получить блага даже не заслужено до тех пор, пока Творец дает ему возможность исправиться.
Именно эти два способа управления миром два раза в день упоминаются в молитве: «Шма, Исраэль, Ашем Элокейну, Ашем эхад» — «Слушай, Израиль, Г-сподь Б-г наш, Г-сподь один». Первое имя Ашем (Г-сподь) — отражает качество милосердия, второе — Элоким (Б-г) — качества правосудия и справедливости. Эти две силы — милосердие и правосудие, которые могут выглядеть в глазах человека взаимоисключающими и независимыми, исходят от одного источника — от Всевышнего. Причём этот общий источник является также милосердием, поскольку сказано «Ашем эхад» (Г-сподь один). Получается, в основе двух способов управления миром — меры милосердия и меры суда — находится всё-таки милосердие, а две эти силы не находятся в противоречии, а являются двумя сторонами одной сути, дополняют друг друга, ведут к одной цели и исходят из одного источника — милосердия.
Об этом и говорится в «Шма». Всевышний управляет миром таким образом, что меры суда и милосердия уравновешивают друг друга (Ашем Элокейну), что приводит в результате к истинному милосердию (Ашем Эхад), которое заложено в основе мира. Не существует двух противоположных сил — добра и зла. Миром управляет только одна сила — милосердие, которая иногда проявляется в виде правосудия.
Это также означает «выслать милосердие вперёд и соединить с правосудием».
Противоречие между милосердием и правосудием
На первый взгляд милосердие находится в противоречии с правосудием. Милосердие означает дать незаслуженно, а правосудие требует справедливости. Как же Всевышний может быть милосердным, оставаясь при этом справедливым?
На самом деле, милосердие не означает нарушение справедливости. В конце концов, каждый человек получит награду и наказание точно по справедливости либо при жизни, либо после неё. Милосердие же проявляется в том, что он не получает наказание сразу после проступка, а может исправить его. Например, своими проступками человек заслужил смерть, но Всевышний по милости своей дарует ему жизнь и даёт возможность раскаяться и исправиться. Если он исправился, то наказание отменяется, поскольку по справедливости больше не полагается ему. Если нет, получит наказание не только за сами проступки, но и за то, что не воспользовался предоставленной возможностью исправиться. Точно по справедливости.
С другой стороны, правосудие не отменяет милосердия. Суд Всевышнего над человеком в основе своей милосерден. Мудрецы Торы сказали: «Как человек благословит за хорошее, так он должен благословить и за плохое». Человек был неосторожен и повредил здоровье. Врач лечит его, чтобы исправить результат неправильного поведения человека. Лечение может быть очень болезненным, но все понимают, что оно необходимо человеку. Ребёнок может подумать, что его наказывают, но взрослый понимает, что в основе такого наказания находится милосердие. Точно также, нарушение законов Торы приносит вред духовной действительности человека, а наказание исправляет его и является излечением. Смысл любого наказания в исправлении души человека.
Мера суда — основное милосердие Творца
Милосердие, которое демонстрирует имя Ашем (Г-сподь), действительно стоит в основе мироздания. Кроме этого, сказано, что Творец создал мир, чтобы дать благо творениям. Это также означает, что в основе творения находится милосердие.
По этим причинам, утверждает Раши, в рассказе о сотворении мира должно упоминаться имя Ашем (Г-сподь). Но в нем почему-то упоминается только имя Б-г, отражающее качество суда.
Раши объясняет, что имя Г-сподь всё-таки находится на первом месте, как сказано во втором рассказе о сотворении: «В день создания Господом Б-гом земли и неба» («Берешит», 2; 4).
Однако непонятно, почему имя Г-сподь открыто не указано в самом начале рассказа о сотворении мира, а упоминается позже? Возникает и еще один вопрос: как понять в этом контексте смысл глагола «вознамерился»? Разве можно сказать о Творце, что Он сначала «задумал» что-то, а потом «передумал»?
Известно, что наши праотцы: Авраам, Ицхак и Яаков — не желали, чтобы Всевышний пользовался по отношению к ним мерой милосердия, а предпочитали меру справедливости. Что же лучше для человека — милосердие или справедливость? Человек может делать ошибки и из-за своих проступков способен даже потерять право на жизнь, но Творец по милосердию своему оставляет его в живых в надежде на его исправление. И когда он всё-таки делает тшуву и исправляется, то получает свою награду в следующем мире. И это милость Творца, несмотря на то, что человек сам заслужил свой будущий мир. Но если он не делал ошибок в жизни и был праведником от начало и до конца, и Творец не должен был бы проявлять по отношению к нему милость, а только правосудие и справедливость, то награда его в будущем мире несравненно больше. И это ещё большая милость Творца — дать человеку возможность не пользоваться Его милостью! Это означает «вознамерился» Творец создать мир мерой суда, то есть дать человеку возможность максимальной награды, когда он не пользуется милостью Творца. Но поскольку не всякий человек может идти таким путём, Творец дал ему также второй путь, идущий через милосердие и тшуву. Смысл «вознамерился вначале» означает не временную, а качественную категорию. То есть первоначально человек должен стремиться идти по первому пути, в котором его сопровождают справедливость и правосудие Творца. В этом случае у него есть возможность получить максимальную награду в будущем мире. Именно так и поступали наши праотцы. Но если человек не справится, то по милосердию своему присоединит Творец к мере суда меру милосердия и предоставит ему возможность получить будущий мир путём тшувы и исправления.
Итак, проявление качества правосудия — основной путь Творца при сотворении мира. Именно поэтому в рассказе о сотворении мира открыто названо указывающее на это качество имя Элоким. Но в нем же заключается и милость Творца, Который дает человеку возможность заслужить будущий мир, не прибегая к Его милосердию, стоящему в основе мироздания. О единстве этих двух качеств и сказано в «Шма» — «Г-сподь один».
Это объяснение способно вызвать вопрос о способе появления зла в мире, ведь если Г-сподь милосерден и делает только хорошее, каким образом существует так много плохого в мире?
Как появляется зло в мире?
Поскольку Творец создал мир, чтобы дать благо творениям, всякое влияние, исходящее от Него, — это добро и милосердие. И даже наказание является милосердием. Кроме того, сказано, что всё исходит от Творца, и нет иной самостоятельной силы в мире. Тогда непонятно, как появляется зло.
В действительности зло происходит от человека, а не от Творца. Творец наделил человека свободой выбора, предоставив ему возможность совершать хорошие и плохие поступки, чтобы люди делали добрые дела. Ведь если у человека нет возможности делать зло, то он не может сделать добро.
В Свитке «Эстер» рассказывается, что царь Ахашверош устроил пир для евреев города Шушан, устроителям которого было приказано исполнять любые желания приглашённых, то есть у каждого еврея на пиру была возможность получить кашерную пищу. Сообщает мидраш, что Ахашверош решил устроить пир, чтобы привести евреев к нарушению заповедей, что, по его замыслу, должно было «рассердить» Всевышнего и таким образом лишить еврейский народ Его защиты. Тогда непонятно, почему Ахашверош разрешил евреям кашерную пищу? Казалось наоборот, он должен был дать им только треф, чтобы согрешили против Всевышнего. Но Ахашверош понимал, что если евреи будут вынуждены есть некашерное, не будет в этом большого нарушения. Необходимо, чтобы у них была возможность свободно выбрать кашерное. Так оно и было. Евреи, несмотря на то, что у них была возможность получить кашерную еду, подумали, что неудобно в присутствии царя кушать особую пищу и ели трефное. Этим они навлекли на себя гнев Вс-вышнего и были приговорены к уничтожению.
Как человек не несёт ответственность за зло, которое вынужден сделать, так же он не получает награду за вынужденное добро. Свобода выбрать зло была дана человеку только как возможность, которая не должна была осуществиться. Но добро, совершаемое им, не должно быть вынужденным. То, что Вс-вышний дал людям свободу выбирать между добром и злом, дает им возможность сделать добро и получить за это награду. Но если всё-таки человек выбирает зло, то это зло происходит от человека, а не от Творца. Всякое зло, происходящее в мире, исходит от людей. От Творца исходит только добро и милосердие.
Почему в первом предложении Торы слово «Элоким» (Б-г) стоит во множественном числе?
Мальбим объясняет, что слово «Эль» в переводе с иврита означает «сила». Слово «Элоким» — это «Эль» во множественном числе. Имя Творца Элоким (Б-г) указывает на множество сил, распространяющихся в мироздании. На самом деле вызывает удивление, как такое множество самых различных сил вышло из одного источника — Элоким, что является единством по своей сути. И действительно в языческом (включая материалистическое) представлении о мире ошибочно каждую из множества сил природы олицетворяло отдельное божество. Но Тора с самого начала учит нас, что все эти силы происходят от единого Творца.
Об этом сказано в мидраше (Раба, гл. 8): «Спросили миним (вероотступники) раби Шамая: “Сколько богов создали мир?” Сказал им…: “Не написано “Вначале сотворили Элоким”, а написано “Вначале сотворил Элоким”. Имя во множественном числе, а глагол в единственном. Это говорит нам, что всё это множество сил исходит из одного источника.”»
Хотя непонятно, как это может быть.
Совокупность причин, вызывающая функционирование природы, называется духовной стороной мира. Параллельно совокупность причин, вызывающая поведение человека, называется духовной стороной человека или душой.
Сообщают еврейские мудрецы, что существует определённое соответствие между структурой человека и структурой мироздания. То есть создание человека во всей его сложности не случайно. В нем определенным образом отразилось всё мироздание. Как у человека есть различные органы, так в основе мироздания лежат понятия, означающие те же органы, поэтому часто мир называется «большим человеком» или сам человек называется «маленьким миром».
У человека есть одна душа, но его поведение очень разнообразно. Похожим образом одна духовная действительность проявляется в мире в виде множества сил. Поэтому в первом предложении Торы слово «Элоким» употреблено во множественном числе, а глагол «сотворил» в единственном.
Рав Захарья Матитьяу, из журнала «Мир Торы», Москва
Обзор по теме Правосудие и справедливость
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»