Из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди», темы: 613 заповедей, Книга заповедей, Суккот, Рош а-Шана, Йом Кипур, Шавуот, Еврейский календарь, Рамбам, Счет Омера
161-я заповедь — повеление вести счет дней омера (49 дней со второго дня Песаха до праздника Шавуот). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И отсчитайте себе со дня после отдыха, со дня приношения вами омера возношения, семь недель, полными да будут они, до дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней» (Ваикра 23:15-16).
Знай, что подобно тому, как Санхедрин, согласно разъясненному выше (Д 140), обязан вести счет лет до йовеля, год за годом и семилетие за семилетием, так каждый из нас обязан вести счет дням омера, день за днем и неделю за неделей, — ведь Он сказал: «Отсчитайте пятьдесят дней» и сказал: «Семь недель отсчитай себе» (Дварим 16:9).
И подобно тому, как подсчет лет и семилетий — одна заповедь, как мы разъясняли, так и сфират аомер (подсчет омера) — одна заповедь. И все, кто составлял перечень заповедей до меня, посчитали ее одной заповедью, и сделали верно.
И пусть изречение мудрецов «Заповедь вести счет дней и заповедь вести счет недель» (Менахот 66а) не заставит тебя по ошибке подумать, что это — две заповеди, ведь в любой заповеди, состоящей из нескольких действий, каждое из них является выполнением этой заповеди. Вот если бы мудрецы сказали: «Эти слова Писания подтверждают, что вести подсчет дней — заповедь, а эти слова Писания подтверждают, что вести подсчет недель — заповедь», тогда бы здесь действительно было две заповеди. И не укроется от того, кто различает нюансы в языке мудрецов, что если говорится: «Обязанность делать это и это», то совершенно не значит, что каждое из указанных действий — отдельная заповедь.
И ясным доказательством служит то, что мы каждый вечер при счете омера ведем и счет недель, говоря: «Сегодня столько-то дней и столько-то недель омера». Но если бы подсчет недель был самостоятельной заповедью, мы бы называли количество недель только в конце каждой семидневки, и тогда бы произносили два благословения: «…Который освятил нас Своими заповедями и повелел считать дни омера» и «…повелел считать недели омера», а ведь мы так не делаем. Поэтому заповедь — считать дни и недели омера, как Он повелел.
И женщины не обязаны выполнять эту заповедь.
162-я заповедь — повеление отдыхать от работы в праздник Шавуот. И об этом Его речение: «До дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней… И провозгласите в тот самый день: священное собрание будет у вас» (Ваикра 23:16,21).
163-я заповедь — повеление отдыхать от работы в первый день месяца тишрей. И об этом Его речение: «В седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас отдых… священное собрание» (Ваикра 23:24). И мы уже приводили слова мудрецов, сказавших (Шабат 24б): «Отдых» — это заповедь «делай» (Д 90,135,159).
164-я заповедь — повеление поститься в десятый день месяца тишрей. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «В седьмой месяц, в десятый день месяца, изнуряйте ваши души…» (Ваикра 16:29).
И объясняется в Сифре (Ахарей мот): «“Изнуряйте ваши души” — изнурением, которое может привести человека к гибели. И что это? Отказ от еды и питья».
И дошло до нас по цепи традиции (Йома 73а), что в этот день запрещено мыться, умащать тело, носить кожаную обувь и вступать в интимную близость. Необходимо воздерживаться от всех этих действий, поскольку сказано: «Это Шабат Шабатов для вас, изнуряйте ваши души» (Ваикра 16:31). Подразумевается, что в этот день существует не только обязанность прекращать ремесло и труд, но и особая обязанность прекращать пропитание и поддержание тела — поэтому-то и говорится: «Шабат Шабатов». И сказано в Сифре (там же): «Откуда известно, что в Йом Кипур запрещено мыться, умащаться и вступать в интимную близость? Тора сказала: “Шабат Шабатов” (дословно: “отдых отдыхов”)». Иными словами, «отдыхайте» (воздерживайтесь) от всего этого, чтобы придти к «изнурению» (смирению) души.
165-я заповедь — повеление отдыхать в этот день (в Йом кипур) от ремесел и работы. И об этом Его речение: «Это Шабат Шабатов (дословно: “отдых отдыхов”) для вас» (Ваикра 16:31). И мы уже не раз (Д 90,135,159,163) приводили изречение мудрецов: «Отдых» — это заповедь «делай».
166-я заповедь — повеление отдыхать от работы в первый день праздника Суккот. И об этом Его речение: «В пятнадцатый день этого седьмого месяца — праздник Суккот (дословно: “праздник шалашей”);…в первый день — священное собрание» (Ваикра 23:34-35).
167-я заповедь — повеление отдыхать от работы на восьмой день праздника Суккот (в Шмини ацерет). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «На восьмой день священное собрание будет у вас» (там же 23:36).
И знай, что в эти шесть дней (первый и седьмой дни Песаха, Шавуот, Рош ашана, первый и восьмой дни Суккот) законы заповеданного нам отдыха одинаковы, и ни один из этих дней в этом отношении не отличается от другого. И также в каждый йом тов из этих шести нам разрешено заниматься приготовлением пищи.
И поскольку законы отдыха едины и распространяются на каждый йом тов, все они разъясняются в трактате (Бейца), посвященном законам йом това.
Однако законы отдыха, заповеданного в Шабат и в Йом кипур, включают многочисленные дополнения, поскольку в эти дни запрещено приготовлять пищу. И, как разъясняется в трактате Бейца (12аб), есть также другие действия, разрешенные в йом тов, но запрещенные в Шабат, несмотря на то, что они не относятся к приготовлению пищи.
168-я заповедь — повеление жить в сукке (шалаше) семь дней, на протяжении всего праздника Суккот. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «В шалашах живите семь дней» (Ваикра 23:42).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в посвященном ей трактате Сукка.
Женщины не обязаны выполнять эту заповедь.
169-я заповедь — повеление возносить лулав («букет», состоящий из ветви финиковой пальмы — собственно «лулав», а также ветвей мирта, ивы и плода этрога) и радоваться перед Ашемом в течение семи дней (праздника Суккот). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И возьмите себе в первый день плод прекрасного дерева, ветви пальмовые и отростки густолиственного дерева и речных ив, и веселитесь перед Ашемом, вашим Б-гом, семь дней» (Ваикра 23:40).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Сукка. И там (41а) поясняется, что в течение семи дней выполнять эту заповедь обязаны только в Храме, а в остальных местах она, по закону Торы, выполняется только в первый день праздника.
И эту заповедь женщины не обязаны выполнять.
Сто семидесятая заповедь — повеление слушать звук шофара (рога) в первый день тишрей. И вот об этом Его речение: «День трубления будет у вас» (Бемидбар 29:1).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Рош ашана (16аб,26-30а,32-34б). И женщины не обязаны ее выполнять.
Посмотреть все статьи по теме «Суккот»
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»